Консультации по развититтю речи детей младшего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)

Лидия Николаевна Лапшина

 С рождения ребенка окружает множество звуков: речь  людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов.

Развитие активной речи. Характеристика словаря

На третьем году жизни у детей значительно возрастет словарь общеупотребляемых слов и обогащается возникшее в конце второго года жизни словотворчество. Меняя интонацию, как бы играя словами, ребенок произносит их в различных сочетаниях или рифмует: «Натка-карпатка. Светка-карбетка». Забавные примеры словотворчества можно найти в общеизвестной книге К. И. Чуковского «От двух до пяти». Создание таких своеобразных слов и предложений — не только способ активного овладения языком; дети еще недостаточно осмысливают значения многих слов, не справляются со всеми грамматическими формами. Отсюда такие выражения, как «мы с рядышком сядем», «а у тебя какой лентик» (бантик), «забантуй мне косу». Мать зовет ребенка домой: «Пойдем, уже поздно, солнышко село». А тот в ответ: «А где его стульчик

К трем годам в речи ребенка может быть до 1200-1500 слов, среди которых встречаются почти все части речи (редки только причастия, деепричастия, числительные). В этом возрасте на предложение «Скажи, повтори» ребенок отвечает через 0,4-0,6 секунды, т. е. так же быстро, как и взрослый человек. Это значительный прогресс по сравнению с периодом до 1 года 8 месяцев, когда на выполнение подобного задания ребенку требовалось до 15-20 секунд.

Подражание у детей третьего года жизни совершенствуется: дети воспроизводят за взрослым не только любые сложные слова, но и целые предложения, иногда по смыслу для них совершенно непонятные. Дети легко запоминают и воспроизводят текст несложных стихотворений (типа «Игрушки» А. Барто) и песенок. Существенной стороной подражания является копирование интонации взрослых. Это умение возникает относительно рано: так, уже в самом начале второго года жизни дети, не понимая еще полностью смысла фразы, по интонации и мимике догадываются, чего хочет или требует взрослый. Вот почему так важно отсутствие резкого тона в любых разговорах, иначе малыш, не умея порой говорить, уже в лепете воспроизводит недовольные, резкие интонации. В таких случаях шутят: «Говорить не научился, а уже ругается».

Как указывалось, на втором году жизни при произнесении ребенком слов наблюдаются случаи несогласованности в работе дыхательного и речедвигательного аппаратов. Например, в случаях, когда сила выдыхаемой струи воздуха достаточна, а работа артикуляционного аппарата малодифференцирована, ребенок произносит звуки громко, но не членораздельно. При частом пользовании речью эта особенность исчезает, при дефектах воспитания, задержках в развитии речи она сохраняется, закрепляется и приобретает на третьем году жизни характерные черты: в словах и фразах отсутствуют ударения, речь криковая, отрывистая, как бы лающая.

              Консультация для родителей и педагогов.    

Особенности произношения слов у детей третьего года жизни

У ребенка к концу второго года жизни формируется такая важная предпосылка совершенствования произношения, как умение на слух относительно тонко дифференцировать звуки в словах. Ошибки в различении предметов со сходно звучащими названиями наблюдаются у детей лишь в случаях, когда речь идет о малознакомых или сильно измененных по виду предметах.

В обычной жизни ребенок слышит преимущественно фразы, связную речь, а воспринять ее на слух сложнее, чем отдельные слова. Если слово занимает среднее положение в фразе, то оно воспринимается хуже, чем начальные и конечные. Поэтому важно, чтобы дети хорошо слышали новое слово.

В процессе совершенствования фонематического слуха есть еще одна сторона. Даже если ребенок совершенно точно воспринимает звуки языка, то это еще не значит, что он столь же адекватно слышит звуки, им самим произносимые. Например, девочка говорит: «Дай мне квандаш».

Отец. Зачем тебе квандаш?

Д е в о ч к а. Не квандаш, а квандаш,

Отец. Ну, я и говорю квандаш.

Девочка. Нет, ты говоришь квандаш. Не умеешь, так и не говори.

Девочка слышит неправильное произношение взрослого и даже старается его исправить. Но она еще неправильно слышит себя и отождествляет звуковой образ произносимого ею звука в со звуковым образом звука р1.

Улавливая правильное (или неправильное) произношение слова другими, сами дети часто произносят его, используя звуки-заместители, близкие по звучанию образцу.

В литературе указывается, что замена происходит преимущественно однотипными звуками, например, губных — губными. Однако при воспроизведении сложных звукопроизносительных установок отмечается разнообразие и изменчивость звуков-заместителей (до 27 заместителей на один звук).

Почему ребенок замещает один звук другим? В образовании звука принимают участие разные по характеру артикуляционные движения: одни из них направляют путь струи воздуха, другие определяют топографию или место образования данного звука. По топографии, например, согласные звуки условно делятся на губные (п, б, м), губно-зубные (ф, в), передние небно-язычные (т, д, н, з, с, ж, ш, л, р) и задние небно-язычные (г, к, я). В каждой из этих групп есть звуки более или менее сходные, вследствие того, что они совпадают или имеют различия по характеру движений, направляющих путь воздушного потока. В группе передних небно-язычных, например, при произнесении т и д артикуляционные движения строятся таким образом, что струя воздуха как бы мгновенно взрывает затвор полости рта. При произнесении к воздух выходит через нос, а при произнесении с, ж, а,ш через суженную щель полости рта.

Представим себе, что ребенок замещает какой-то звук другим. Как оценить степень совершенства «заместителя»? По-видимому, если звук-заместитель совпадает с основным и по топографии и по дыханию (например, т и д, з и с), то замена более совершенна, чем в случаях, когда «заместитель» сходен с основным только по одному из этих признаков (т и с) или, более того, не имеет никакого сходства ни по одному из них. На третьем году жизни такие звуки-заместители почти исчезают и их место занимают более близкие по звучанию.

У детей третьего года жизни недостаточно сформированы артикуляционные движения, в частности, те, которые направляют путь струи воздуха через суженную щель полости рта. Они недостаточно скоординированы с движениями, определяющими топографию или место образования данного звука. Так, до 2 лет 6 месяцев большая группа передних небно-язычных звуков часто замещается легким для произношения звуком т. С возрастом, при благоприятных условиях воспитания, в частности, при тренировке путем подражания, увеличивается число более совершенных звуков-заместителей, сходных с основным не только по топографии, но и по тем артикуляционным движениям, которые нужным путем направляют выдыхаемый воздушный поток. При дефектах воспитания ребенок не только своевременно не овладевает правильным произношением, но и звуки-заместители остаются у него на более низком уровне. В частности, «тетизм» (замена всех звуков т: «красное ведерко» — «татное тетекко») закрепляется и превращается в трудно исправимый вид косноязычия.

Полностью осваивают дети третьего года жизни группу легких для произношения звуков (п, б, т, д, н, г, к, м). При благоприятных условиях воспитания в 50-90% слов, употребляемых ребенком, правильно произносятся звуки, прежде считавшиеся трудными (мягкое ль, в, ф, свистящие з, с, слитные фонемы ц, ч). В 10-30% слов, используемых детьми, произносятся даже шипящие и р.

Третий год жизни, особенно его вторая половина, — период появления и первичного закрепления в речи ребенка трудных звуков. При их произнесении в ряде случаев искажаются уже освоенные легкие звуки. Таким образом, правильность произношения в раннем возрасте оказывается величиной колеблющейся.

Темпы овладения правильным произношением замедляются или оно ухудшается в случае болезни, после прививки, во время пребывания среди большой группы маленьких (полутора-двух лет) детей.

Трудные звуки (з, с, ж, ш, щ, ч, ц, х, ф, р) в речи детей появляются позже, в меньшем числе слов, а иногда отсутствуют полностью. Обычно в жизни ребенок хуже произносит слово по памяти, чем при повторении образца за взрослым. Например, во время игры ребенок просит у другого ведерко («Дай тетекко»). Если же взрослый тут же дает правильный образец: «Скажи: дай ведерко», то ребенок это же слово произнесет более совершенно: «Дай ведекко». Легкие звуки (б, п, т, д, г, к, м, н) и даже смягченное ль произносятся детьми, отстающими в развитии речи (т. е. с небольшим запасом простых слов, использующих только короткие фразы), даже лучше, чем детьми, которые своевременно начинают произносить сложные слова и предложения.

Облегчают овладение правильным произношением некоторые игры на звукоподражание жуку, паровозу (з, с, ж, ш). Во время прогулки дети дуют на летящую ватку, созревший одуванчик, легкую лодочку, плавающую в тазике с водой (для овладения звуками ф, в). Можно приготовить набор картинок, чтобы звуки, которые кто-то из детей не произносит, встречались в названиях изображенных предметов в начале, середине и конце слова (например, хлеб — пароход — петух).

В обычной жизни, в беседах с ребенком на занятиях его поправляют и просят повторить слово правильно. Скороговорки, как правило, в этом возрасте еще трудны для детей.

Вот ребенок начала третьего года жизни начинает осваивать звук с. В слове «селедка» он произносит его правильно. Но фраза «селедка на тарелке» звучит следующим образом: «Телетка на алетке». Детям порою трудно вовремя сменить артикуляционные движения в сложных слогах: согласный, со-гласный+гласный. К сожалению, данный факт не всегда учитывается. Так, в книге «Методика развития речи детей дошкольного возраста» (М.: Просвещение, 1977. С. 63.) рекомендуется трудная для трехлеток чистоговорка: «Посеем мак, мак; взойдет вмиг, вмиг».

Усложненные задания могут ухудшить произношение.

                Консультация для родителей и педагогов.    

Грамматический строй детской речи

Третий год жизни — период настолько быстрого совершенствования грамматического строя, что к концу этого периода речь детей по форме значительно приближается к речи взрослых.

Дети уже пользуются сложными предложениями, но без союзов, появление и закрепление которых происходит во втором полугодии.

Период до 2 лет 6 месяцев, несмотря на отдельные случаи появления сложных фраз, характерен преимуществом простых предложений. Ребенок начинает широко пользоваться вопросительными словами «что? куда? где?», появляются и вопросы «Когда? Как? Почему?».

Построением сложносочиненных предложений дети овладевают легче, чем сложноподчиненных. Дело здесь не только в грамматике, а в трудности овладения временной или причинно-следственной связью, тем более что взрослые, разговаривая с ребенком, стараются не использовать сложных образцов, которые можно было бы заимствовать. Так, вместо фраз: «Сегодня не пойдем гулять, потому что дождь», «Нужно надеть варежки, чтобы не замерзли руки», «Я дам тебе кисель, когда ты съешь котлетку», — многие говорят: «Сегодня не пойдем гулять -дождь идет», «Надень варежки — руки замерзнут», «Съешь котлетку — дам кисель» и т. д.

Употребление сложных грамматических форм является основным показателем освоения грамматического строя речи.

Уже с 2 лет 4 месяцев — 2 лет 6 месяцев дети используют в речи много предлогов, дательный и творительный падежи, а к трем годам ребенок овладевает основными падежными формами, как предложными, так и беспредложными.

Уже в начале третьего года жизни в речи детей появляются глаголы в будущем времени, расширяются функции наречий, а с 2 лет 4 месяцев — 2 лет 6 месяцев значительно обогащается словарь прилагательных.

Наиболее трудно ребенку дается согласование в роде прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительным. Но и этим к концу третьего года жизни дети овладевают.

Объясняя столь быстрое овладение грамматическим строем речи, К. И. Чуковский отмечает, что в возрасте от 2 до 5 лет ребенок обладает необычным чутьем языка и что именно оно и связанная с ним умственная работа создают основу столь интенсивно идущего процесса.

Развитие речи как средства общения

У детей третьего года жизни потребность в речевом общении со взрослым значительно крепнет. Дети спрашивают, показывают, привлекают внимание к своим действиям, делятся впечатлениями, ищут сочувствия. Они любят разговаривать, слушать, наблюдать за действиями взрослых и принимать в них участие.

Лучше всего ребенок воспринимает индивидуальное обращение: «Коля, иди скорее мыть руки», «Надя, Светочка, помогите мне собрать игрушки», «Боря, раздевайся потихоньку, все дети уже спят». На фразы «Дети, соберите игрушки», «Идите мыть руки» малыши не обращают внимания.

В разговоре с детьми взрослый должен учитывать уровень их речи, но его собственная речь должна быть более совершенной, эмоционально выразительной, с новыми грамматическими формами, примерами причинности, зависимости одних явлений от других. Необходимо добиваться, чтобы дети говорили спокойно, не срываясь на крик, активно высказывались. Каждое обращение к взрослому должно обязательно поощряться.

Уровень развития детей третьего года жизни таков, что их можно научить использовать речь как средство общения друг с другом. В этот период большое место занимают игры вдвоем (причем появляется избирательное отношение друг к другу, постоянные партнеры по игре) или с небольшим числом участников. Но договариваться и распределять в полной мере игровые обязанности дети еще не могут, поэтому совместная игра возможна только в случае, если в ней мало участников, если она не требует сложных, согласованных действий и протекает пусть под косвенным, но все же контролем и наблюдением со стороны взрослого.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои   особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.

В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.   Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

 С рождения ребенка окружает множество звуков: речь  людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

           Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их,  начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.

 Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

      На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить  с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

   Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

     Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО РАННЕМУ ВОЗРАСТУ

Накопление словарного запаса детей от года до трех.

Уже детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки (т.е. изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе). На третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако дети не предоставляются сами себе - руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображенного, раскрывает последовательность действий, задает детям вопросы и т.д.

Предметная картинка кажется очень простой: нарисована кукла, зайка, собака, флажок, мячик... Казалось бы, не очень много можно извлечь из такой картинки для того, чтобы развивать речь ребенка. Он вспомнит, как называется то, что изображено на картинке, назовет. Это, конечно, важно. И, если изображен новый, незнакомый малышу предмет, он познакомится с ним и усвоит новое слово. Это тоже важно. Но на картинке нельзя изобразить предмет вообще: собаку вообще, мячик вообще. Мячики бывают синие, красные, зеленые. Собаки тоже разные: с большими висящими ушами, с ушами торчащими, настороженными, собаки лохматые и с гладкой шерстью. На все детали изображения можно обращать внимание ребенка и задавать соответствующие вопросы. Собака на картинке или сидит, или лежит, или бежит, или лает. Поэтому, показывая ребенку такую картинку, можно спрашивать и о названии того, что изображено, и задавать вопрос "Что делает?"

До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы "Где сидит?", "Где лежит?" способствуют закреплению использования предлогов в речи, и не только помогают преодолеть пропуски предлогов, но также учат их правильному употреблению.

Начало формирования связной речи.

Предметные картинки, на которых изображены именно предметы, а не живые существа, годятся не только для того, чтобы обогащать речь детей новыми словами, которые обозначают предметы, их свойства и качества.

Взрослый показывает малышу картинку (синий мячик) и спрашивает: "Что это?" Едва ли малыш ответит: "Синий мячик". Скорее он скажет: "Это мячик" или просто "Мячик". Следующий вопрос взрослого: "Какой?", "Какого цвета?" Ответ: "Синий". Если мы ограничиваем свою задачу тем, что учим малыша различать и называть разные цвета, можно сказать: "Да, это синий мячик". Но можно сказать и по-другому: "Да, это мячик. Мячик синий" Вроде бы небольшое различие, но оно существенно. Ведь здесь мы даем ребенку образец построения связного высказывания. В самом деле, здесь последовательно высказываются два суждения: "Это мячик" и "Мячик синий". И второе не просто следует за первым - оно тесно с ним связано, вытекает из него. В первом предмет выделяется из многих других: это мячик, а не что-нибудь иное. Во втором этот выделенный, названный предмет характеризуется по одному из его свойств, в данном случае - по цвету.

Это очень простой, элементарный случай связного высказывания, зачаток связной речи, но она и развивается у ребенка постепенно, от простых форм к сложным. Сейчас, на третьем году жизни, это лишь начало, лишь основы формирования связной речи. Более основательно работа над связной речью проводится начиная со следующего, четвертого года жизни малыша, когда намного обогатится его словарь, и он усвоит главные правила грамматики родного языка, а также его "звуковые" правила.

Речь и умственное развитие.
Обобщения.

"Часы", - говорим мы малышу, показывая на маленькие наручные часики и на большие стенные часы, на будильник и на уличные часы. "Пуговица", - учим мы говорить и про черную пуговицу на пиджаке у отца, и про маленькую белую пуговицу на рубашке.

Усвоить, что одинаково могут называться предметы со столь различными внешними свойствами, малышу трудно. Мы-то их называем одинаково потому, что роль их в нашем обиходе одинакова - часы, какие бы они ни были, показывают время, пуговица любой формы должна застегиваться. Но ведь ребенок еще не знает этого! И если бы он не усваивал с нашей помощью разнообразных предметных действий, если бы не постигал, для чего нужны те или иные вещи, как с ними обращаться, - овладеть обобщением предметов он был бы просто не в состоянии.

Ведь замечаемые нами в речи ребенка второго года жизни его собственные слова-обобщения относятся, как правило, к совершенно разным предметам, сходство которых подмечается по случайным признакам, причем эти признаки могут все время меняться. Малыш называет кошку просто "кх". Затем он начинает применять это слово к меховому воротнику (он такой же пушистый), потом к мелким блестящим предметам (из-за сходства с глазами кошки?), к вилке (познакомился с кошачьими коготками!) и даже... к портретам бабушки и дедушки (здесь, по-видимому, тоже главным оказались глаза).

Взрослых, конечно, такие случаи первое время забавляют, но вскоре малышу все более последовательно начинают внушать, что слово с предметом связаны определенным образом. И он усваивает это, причем иногда заходит так далеко, что превращает название предмета как бы в имя собственное: только его любимый красно-синий мяч - "мя", любой другой мяч этого имени не достоин.

Как же учить ребенка обобщать? Вы должны учесть, что словесное "натаскивание" ребенка, чем расширение опыта его действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями. Первые подлинные обобщения предметов - по их назначению, функции - возникают сначала "практически", в действии, а уж потом закрепляются в слове.

Остроумные опыты наглядно показали, какое преимущество имеет действие с предметами перед простым показом и называнием их.

Одной группе малышей показывали игрушки - совочек, ведерко - и учили их называть предметы. Дети запомнили названия. Тогда им дали такие же игрушки, но окрашенные в другой цвет. Если дети не переносили названий, которые они усвоили, на новые игрушки, то их пытались обучить этому специально (постепенно изменяли знакомый цвет и приучали не обращать на него внимания).

Другой же группе малышей игрушки не просто показали. Дети усваивали их названия, играя. Они совком насыпали песок, ведерком носили воду. Затем, как и в первом случае, игрушки заменяли новыми - точно такими же, но иначе окрашенными.

Было обнаружено, что во втором случае дети усваивали обобщенное значение слов лучше и быстрее. Стоило им хоть однажды поиграть в новые игрушки, как они правильно их называли.

Итак, мы обнаруживаем, что наиболее верный путь интеллектуального развития малыша - введение его в возможно более широкий круг практических действий которые должны сопровождаться, естественно, речевым развитием.

Любопытно, что у детей раннего возраста название предмета иногда связывается с его назначением чрезвычайно прочно. Когда малыш узнает, что новый предмет называется так же, как тот, с которым он уже умеет обращаться, он готов и с этим новым предметом действовать так же. Отсюда порой курьезные случаи. Двухлетний мальчик подходит к матери, держа в руке крохотный игрушечный стульчик. На вопрос ребенка: "Что это?" - мать ответила: "Стул, Сашенька". К ее величайшему удивлению, мальчик немедленно поставил стульчик на пол и начал присаживаться, всем своим видом говоря: "Раз это стул - на нем сидят".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация "Роль потешки в развитии речи детей младшего возраста"

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные качасетва, развивающих речь во всех её аспектах - является русский народный фольклор. Потешка - малый жанр устноо народного творчест...

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»...

Консультация для родителей на тему. Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и...

Консультация для родителей Тема:"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего возраста"

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые...

Консультация для родителей "Речь детей младшего возраста".

Данная консультация будет полезна родителям....