Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Рыжкова Светлана Васильевна

Проблема развития активной речи детей является актуальной по ряду причин. Ранний возраст имеет особое место для речевого развития ребёнка.Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человека.Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию активной речи у детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст (от 0 до 3) – совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. Ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит в первые три года жизни.

Быстрый темп развития обусловлен необыкновенной пластичностью мозга ребенка. 

На первом году жизни формируются подготовительные этапы речи. Второй год жизни – период становления всех функций речи: развитие понимания речи, активного словаря, способности подражания, речевая активность Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. 

Задачи родителей в этот периодпомочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

   Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

 На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного человека. Развитие речи детей раннего возраста следует уделять особое внимание. Ведь к шести годам ребёнок должен не только чисто говорить, иметь богатый словарный запас, уметь чётко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звукобуквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребёнком, тем больших успехов можно добиться. Ребёнок 1-3 лет может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Играя с ребенком, наблюдая с ним за окружающей обстановкой, вы будете способствовать развитию речи своего малыша. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в речевой среде, где слышна речь не только в облегченных формах, но и правильная, культурная речь взрослых

Рекомендации родителям

 Обогащайте пассивный словарь малыша. Ваш малыш должен научиться понимать собственные имена - своё и близких людей, название некоторых вещей из одежды ( платье, пальто, шапка, шарф, носки, трусы), обуви (туфли, тапочки, сапоги), из мебели, посуды, название некоторых средств передвижения, несколько знакомых животных и растений, название частей тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши), может понимать слова - действия (умываться, гулять, снять, надеть, открыть, закрыть), признаки предметов: цвет (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), форму (кирпичик, кубик).

     Учите детей обобщать предметы по существенным признакам, понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы взрослого. Воспитывайте навык прислушиваться к речи, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать и правильно реагировать на слова «нельзя», «можно», расширять запас понимаемых слов, т. к. только понимаемые слова появляются в активной речи малыша. Делайте это с помощью показа инсценировок с игрушками, персонажами кукольного театра.

   Продолжайте развивать у ребёнка умение подражать часто слышимым словам. Малыш имитирует прибаутки, стишки, песенки. Ребёнок начинает различать интонации удивления, радости, неудовольствия, огорчения, учите его воспроизводить эти интонации. Учите понимать предложения с предлогами В, НА. Лучше всего если обучение вы будете проводить на сюжетных небольших инсценировках с игрушками.

    Способствуйте развитию потребностей малышей в общении посредством речи. Подсказывайте им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси, поблагодари, предложи, посмотри, кто пришёл, и скажи нам и т.д.).

       Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). Ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…

 «Продуктивные виды деятельности» На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием. Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать», дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям и родственникам

 

Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.
Принципы, на которых основывается работа с ребенком:
• в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;
• малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;
• для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;
• играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с которыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте;
• ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными;

Хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.
Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс.
Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:
— четко произносили все звуки и слова;
— говорили с ним, не торопясь;
— следили за своим произношением.
Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же. Что же могут сделать родители для успешного развития речи?
Побольше разговаривайте со своим малышом. При этом следите, чтобы Ваша речь была грамматически правильной. Произносите все слова так, как нужно, потому что употребление "детского" языка навредит формированию "нормального" языка ребенка.
Внимательно слушайте малыша. Давайте ответы на все его вопросы. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.
Снисходительно относитесь к ошибкам малыша, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: учите его слушать окружающие звуки и различать их. 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Из  данной консультации родители могут о  приемах  развития речи малышей в условиях семьи....

Беседа-консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

В беседе дано описание этапов развития речи детей раннего возраста. Материал поможет родителям проверить, насколько правильно развивается ребенок, а именно: его речь, нуждается ли ребенок в консультац...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Одна из важнейших задач психического и личностного развития  ребенка - это своевременное развитие речи. Необходимо создать услов...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

Материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Рекомендации по воспитанию ребёнка раннего возраста, способствующих своевременному становлению речи....