Развитие речи детей 4-5 лет
статья по развитию речи (средняя группа)

Смирнова Наталья Владиленовна

Добрый день. Меня зовут-Смирнова Наталья Владиленовна.

 Представляю вам опыт работы на тему «Развитие речи детей 4-5 лет»

 

Детей 4-5  лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? что будет, если? При этом важно помнить, что каждый вопрос требует ответа.

В возрасте 4-5 лет дети очень любознательны, активно изучают все. что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению-дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку в одну группу. Совершенствуются речевые навыки-речь усложняется, становится более понятной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 3-4 лет.

#1044;обрый день. Меня зовут-Смирнова Наталья Владиленовна.

2. Представляю вам опыт работы на тему «Дидактические игры, как средство развития детей младшего дошкольного возраста»

Детей 3-4 лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? что будет, если? При этом важно помнить, что каждый вопрос требует ответа.

В возрасте 3-4 лет дети очень любознательны, активно изучают все. что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению-дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку в одну группу. Совершенствуются речевые навыки-речь усложняется, становится более понятной.

Давайте поближе познакомимся с нормами развития речи детей 3-4 лет. Эти показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений.

Словарный запас ребенка 3 лет составляет примерно 800-1000 слов. В прошлом году дети нашей группы поступили в ясельную группу нашего детского сада. В группе было 5 говорящих детей, 10 не говорящих, 10 с лепетной речью. У большинства детей наблюдалось явное отставание от нормы. Мы, педагоги поставили перед собой задачу-каждый день проводить работу над развитием речи. В этом году у нас один не говорящий ребенок,2 с лепетной речью, остальные дети говорят.

К 4 годам словарный запас детей должен увеличиться до 2000 слов.

В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.

Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.

-Ребенок уже называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей;

-Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный).

-Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается);

-Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки);

-Называть действия домашних животных (кошка мяукает, собачка гавкает);

-С удовольствием пересказывают сказку, мультфильм, который смотрели.

В речи детей 3-4 лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, перестановка слогов, а также нечеткое произношение ряда звуков.

Повышенного внимания требуют следующие случаи, когда:

-речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;

-скудный словарный запас -малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;

-скудный пассивный запас-ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;

-плохо развито звукопроизношение;

-ребенок не может построить даже простые предложения.

Все эти признаки могут указывать на речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратиться к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.

Если же с малышом все в порядке, не стоит думать, что речь у него сформируется сама собой. Что же конкретно требует внимания взрослых?

-Логическое мышление, внимание, память. Это позволит малышу запоминать больше из прочитанного или увиденного, делать выводы, излагать свои мысли последовательно.

-Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж и лицо для употребления правильных окончаний).

-Расширение словарного запаса. Это один из важнейших аспектов становления речи.

-Освоение разных форм речи (диалог, монолог, описание).

-Работа над улучшением артикуляции. Это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки.

-Выразительность, темп, интонация. Ребенка нужно учить окрашивать речь эмоционально, учить говорить в нужном темпе и силе голоса.

-Мелкая моторика. Она поможет ребенку улучшить произношение и активизировать центры мозга, отвечающие за развитие речи.

Какие занятия нужно проводить с детьми, чтобы помочь освоить им все эти навыки? Конечно, игровые. Это самый доступный и интересный для малыша вид деятельности. Для каждого отдельного навыка можно подобрать свои игры.

-Для развития логики полезно собирать простые пазлы (3-4 детали), находить отличия на картинках, объединять предметы в группы не только по очевидным признакам (посуда, одежда), но и менее понятным с первого взгляда (например, по признаку «красное» можно объединить мяч, кубик, кружку, божью коровку, машину). Также можно вычленять лишний предмет из группы. Тогда здесь лишней, к примеру, окажется божья коровка, потому что она живая.

Подумать ребенка заставит и упражнение, в котором нужно определить, какому предмету какой контур на бумаге соответствует.

-Память и внимание тренирует, например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами все, что находится на столе, а потом открыть глаза и определить, какой предмет исчез. Можно дать ребенку запомнить несколько предметов, а затем, когда он закрыл глаза, добавить еще один-пусть найдет новый.

-Упражнения для развития навыка правильного употребления форм слов могут быть следующими.

Перемещение предмета (на стол, под, перед, за, над), когда малышу нужно проговаривать: мяч лежит на столе, мяч лежит под столом и т.д. Упражнения на сравнение предметов по количеству: один, много (на столе много яблок, а у меня одно). Еще вариант: воспитатель описывает один из стоящих перед детьми предмет, а они должны догадаться, о ком речь (у нее пушистый хвост, она любит орешки и живет в дупле).

-Выразительность речи, сила голоса, интонация. Эти навыки отрабатываются при ролевом обыгрывании различных народных сказок. Воспитатель читает детям сказку выразительно, меняя интонацию и силу голоса, потом просит детей озвучить персонажей.

-Разные формы речи.

Диалоговая речь развивается непосредственно при общении взрослого с малышом. Отвечая на вопросы, ребенок постепенно научиться строить и более развернутые предложения- ответы, и собственные вопросы. Утром, при приеме детей спрашиваем ребенка-как прошли выходные, чем вы занимались с родителями, куда ходили, что нового узнали. Монолог- это прежде всего, рассказ ребенка о чем- то, что с ним произошло или особенно заинтересовало. Описание легче всего освоить, рассказывая, что изображено на картинке, что видно из окна, что происходит в песочнице во время прогулки. На занятиях я приучаю детей давать полные, развернутые ответы, объяснять свои действия.

-Очень полезны для формирования правильного звукопроизношения артикуляционные упражнения: цокать языком как лошадка, открывать и закрывать рот, как птенчик, высунуть язык и убрать его обратно в рот и т.д.

-Для развития мелкой моторики помогут занятия лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми. Чем лучше ребенок владеет руками, пальчиками-тем быстрее и лучше у него будет развиваться речь.

А вот развитию словарного запаса способствуют практически все эти игры. Плюс, конечно же, разучивание новых стихотворений, потешек, постоянное чтение книг, активное общение с ребенком.

Мы наращиваем словарный запас и развиваем речь детей, когда:

-рассказываем на прогулке обо всем (спрашиваем детей на прогулке-какое сейчас время года, по каким признакам вы догадались, как работает кран на стройке, как трактор убирает снег);

-читаем скороговорки, загадки, пословицы;

-обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультфильм;

-учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия;

-побуждаем их задуматься о смысле прочитанного;

-играем в словесные игры («Кто говорит так?», «Съедобно или нет?»).

Развитие речи детей - это очень интересно и для взрослого, и для ребенка. Начать развивать малыша как можно раньше очень важно, так как речь-это база успеха в любой деятельности человека и в любой профессии, это основа развития мышления малыша, его языковых способностей, словесного творчества.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5лет"

Вданной консультации родители познакомчтся о нормах развития речи детей 4-5 лет и приемах ее развития в условиях семьи....

Развитие речи детей 4-5лет

Советы родителям по развитию речи детей 4-5 лет...

Конспект Открытого занятия по развитию речи детей 4-5лет посредством русских народных сказок (с использованием ИКТ)

Цель: закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; Задачи:Образовательные:• учить детей по словесному описанию узнавать сказку или сказочного персо...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5лет"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные...

Развитие речи детей 4-5лет. Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей и педагогов по  развитию речи у детей в возрасте 4-5 лет....

Статья «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей 4–5лет»

АктуальностьВ дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, ко...