Конспект образовательной деятельности по развитию словаря в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кудрявцева Светлана Григорьевна

Развивать речь и формировать слова. Создать условия для активизации словаря.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_4.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 4.

Кудрявцева Светлана Григорьевна

Конспект  образовательной  деятельности  по развитию  словаря  в  старшей  группе.

Тема: Библиотека.

Цель: Развивать речь и формировать слова. Создать условия для активизации словаря.

Задачи: Обогащение словарного запаса ( по признаку прилагательных.) Развивать речевую активность. Развивать познавательный интерес к книге. Сформировать бережное отношение к книге.

Оборудование: стеллаж, книги со сказками.

Предварительная  работа: чтение сказок; загадки на тему сказок; разучить физ.минутку «строим дом»; проведение словарной работы- подбор прилагательных: дом из дерева -деревянный, суп из грибов -грибной, носки из шерсти -шерстяные.

Ход  НОД:

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу вам рассказать об одном интересном месте. Там собрано очень много книг, разных: старых и новых, толстых и тонких. Это дом книги – библиотека. А зачем же она нужна, библиотека?

 У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.

Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)

Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека. Кто был в библиотеке? (ответы детей).

 

ВоспитательБиблиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.

На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.

В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.

Поднялись, как этажи,

В книжном доме стеллажи.

Поднялись, как облака,-

Не дотянется рука.

- Помогите, -говорю

Я библиотекарю.

Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)

Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

 Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)

Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;

НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;

НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;

НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;

НЕЛЬЗЯ вырывать листы;

НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг.

Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей).

Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Ребята, а давайте соберем свою небольшую  библиотеку в нашей группе.

Вот стеллаж. Как вы думаете каких книг здесь будет  больше всего, про что? ( ответы детей)

Воспитатель: Мне кажется, что у нас больше всего будет книг со сказками.(достает несколько книг со сказками, которые дети хорошо знают)

Отгадайте, какая сказка в этой книге?

Кто-то в доме побывал,

Стульчик маленький сломал,

Перемял кроватки

И уснул там сладко.

(Дети: Три медведя)

Воспитатель: А в этой книге?

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед

Что за сказка, дай ответ!

(Дети: Курочка-ряба.)

Воспитатель: Следующая сказка:

Утащили злые птицы

Кроху- братца у сестрицы,

Но сестричка хоть мала,-

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были,

И кому они служили?

(Дети: Гуси-лебеди.)

Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться

Хвостик маленький – крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их, но до чего же

Эти братья не похожи!

(Дети: Три поросенка)

Воспитатель: Правильно. Ребята, а что построили три поросенка?

(Дети: Домики)

Воспитатель: Я вам тоже предлагаю построить дом.(проводится физ.минутка)

Раз, два, три, четыре, пять.  (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть. 
Дом большой, высокий строим.     (
Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.           (
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом!             (Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будем жить с тобою в нём!

Воспитатель: А из каких материалов строят дома?

(Дети отвечают)

Воспитатель: А из чего построили себе дома три поросенка?

(Дети: Из соломы, из прутиков, из камней)

Воспитатель: Дом из соломы, он какой?

(Дети: соломенный)

Дом из камня – каменный

Дом из кирпича – кирпичный

Дом из глины – глиняный

Дом из картона – картонный

Дом изо льда – ледяной

Дом из пластмассы – пластмассовый.

Воспитатель: А в какой сказке один дом был ледяной, а другой лубяной?

(Дети: Заюшкина  избушка)

Воспитатель: Верно. Книги со всеми этими сказками мы поставим на наш стеллаж. Ну вот мы и собрали нашу сказочную библиотеку. Будем бережно относиться к нашим книгам со сказками. А если нечаянно порвем, что мы сделаем? (Ответы детей).

Воспитатель:

Унывать друзья, не станем,

Клей прозрачный мы достанем.

Поработаем руками

И починим книгу сами!

Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.

Надеюсь , ребята, вы будете верными друзьями книг!