Картотека речевых игр для дошкольников с ЗПР
картотека по развитию речи (средняя группа)

Лариса Сергеевна Типаева

В методике развития речи разработаны специальные дидактические игры для того, чтобы учить детей с ЗПР правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для общения. Это хорошо нам знакомые игры: "Чудесный мешочек", "Чего не стало". Конкретный грамматический материал для этих игр изменяется с расширением практического и речевого опыта детей (продуктивные виды деятельности, сюжетно-ролевые игры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для детей с задержкой

 психического развития

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

- Воробей.                           - Ворона.

- Пчела.                               - Стрекоза.

- Божья коровка.                - Собака.

- Слон.                                - Кошка.

- Ракета.                              - Стол.

- Змея.                                 - Облака.

- Орел.                                 И т. д.

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

Что изменилось?

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

И т.д.

«Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Ход игры. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

«Бубен и колокольчик»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик.

Ход игры: Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.

«Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Ход игры: Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д.

1)  огонь;

2)  дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.

«Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, пушистая, большая, маленькая, красивая…

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое…

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…

Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…

«Угадай игрушку»

Цель: узнать по описанию игрушку, обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, ориентируясь на его признаки и действия.

Дидактический материал: медвежонок, заяц, лиса, утенок.

Ход игры: Воспитатель приносит волшебную коробку с игрушками, показывает игрушки и называет их. Затем рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, дети называют их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.

«Животные и их детеныши»( Игра с мячом )

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление

навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного.

У тигра -, у льва —, у слона -, у оленя -, у лося —, у лисы — .,.  У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

· 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня)

· 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

· 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)

· 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

· 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)

· 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

· 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

· 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)

· 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.) и тд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр для дошкольников

Развитие речи дошкольников...

Картотека речевых игр для дошкольников по лексическим темам.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и сам...

Картотека речевых игр с дошкольниками

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку....

Картотека речевых игр для дошкольников

Картотека речевых игр для дошкольников...

Картотека "Речевые игры для дошкольников"

Картотека "Речевые игры для дошкольников"...

Картотека .Речевые игры для дошкольников.

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование гра...