ИОМ
рабочие листы по развитию речи
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
воспитанника
общеразвивающей направленности
на 2023-2024 уч. год
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе рекомендаций ТПМПК, членов ППк с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей воспитанника с ОВЗ и отражает изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов непосредственно-образовательной деятельности, использовании организационных и иных форм обучения.
Ребенок 2016 года рождения, категория -ребенок с ОВЗ, соматический и социальный статус: Задержка психического развития (ЗПР), посещает группу старшего возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности, состав семьи полный, отношения в семье дружелюбные, члены семьи заботятся и оказывают семейную поддержку. Ожидаемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, речевого развития, достижение психологической коррекции мотиваций к общению со сверстниками и взрослыми, развитие познавательных способностей.
Согласно заключению ТПМПК г.Якутска №2 ребёнок с ОВЗ нуждается в создании специальных образовательных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Противопоказания при физической нагрузке: не имеются
Уровни помощи педагога при работе с ребёнком:
- совместное действие взрослого с ребёнком, сопровождаемое короткой пошаговой инструкцией и комментированием действий.
Структура выявленных у ребенка нарушений в ходе обследования специалистами ДОУ
Педагог-психолог | - несформированность речевых и языковых средств; - несформированность моторных навыков; - незрелость когнитивных функций; - несформированность зрительного и пространственного восприятия; - низкая концентрация и устойчивость внимания; - несформированность саморегуляции и контроля поведения, волевых усилий |
Воспитатели, Педагог- тьютор | - эмоциональный фон не стабилен; - коммуникативные навыки затруднены из-за нарушения речи - низкая концентрация внимания |
Учитель-логопед Педагог дополнительного образования | - нарушение эмоционально – волевой сферы; -несформированность речевых и языковых средств - несформированность зрительного и пространственного восприятия; - недостаточная сформированность моторных навыков - низкий уровень познавательного развития |
Педагогические и психологические условия проведения занятий
Педагог-психолог | длительность проведения занятий – 10-20 мин. 2 раза в неделю (в зависимости от настроения и самочувствия ребенка, большая часть времени отводится на игры в сенсорной комнате на снятие психоэмоционального напряжения) место проведения занятий - кабинет педагога-психолога; виды помощи – стимулирующая, обучающая, организующая; игровой и методический материал – в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития, а также с учётом требований для детей с нарушением речи |
Учитель-логопед | время проведения занятий – (08.35 – 08.50, 10.45 – 11.15, 11.40 – 12.00); длительность проведения занятий – 10 мин., 3 раза в неделю (вторник, среда, пятница); место проведения занятий - кабинет учителя - дефектолога; виды помощи – стимулирующая, организующая, обучающая; игровой и методический материал – в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития |
Педагог-тьютор | Сопровождение на занятиях по рисованию и лепке, по запросам воспитателей |
ПДО | Время проведения занятий – 15.30-15.50 Длительность проведения занятий -15 мин. 2 раза в неделю (понед., четверг) |
Индивидуальный учебный план
Направления развития по ФГОС ДО | Образовательная деятельность | в неделю/год | |
Социально-коммуникативное развитие | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: | ||
Культурно-гигиенические процедуры -Мытье рук, туалет, умение пользоваться ложкой, одеваться | Ежедневно в ходе режимных моментов | ||
Социализация -совместные игры со сверстниками, занятия со специалистами | Ежедневно в ходе режимных моментов | ||
Основы безопасности | Ежедневно в ходе режимных моментов | ||
Познавательное развитие | Организованная образовательная деятельность (занятия): | ||
Формирование сенсорных представлений | 1/36 | ||
Ознакомление с окружающим | Ежедневно в ходе режимных моментов | ||
Речевое развитие | Развитие речи | 1/36 | |
Ознакомление с художественной литературой -рассматривание картин | 1/36 | ||
Художественно-эстетическое развитие | Организованная образовательная деятельность (занятия): | ||
Рисование | 1/36 | ||
Лепка | 0,5/18 | ||
Конструирование | 0,5/36 | ||
Музыка | 2/72 | ||
Физическое развитие | Физкультура в помещении | 3/108 | |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: | |||
Комплексы закаливающих процедур | Ежедневно в форме физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня | ||
Прогулки | Еженедельно в форме физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня | ||
Количество занятий в неделю: | 10 | ||
| |||
Педагог-психолог | Эмоционально-волевая сфера Формирование сенсорных эталонов | индивидуально, малыми группами – 2 раза в неделю | |
Учитель-логопед | Познавательная сфера- Психологическая база речи - | индивидуально – З раза в неделю | |
ПДО | Познавательная сфера- Развитие речи | Индивидуально – 2 раза в неделю | |
Педагог-тьютор | Индивидуально |
Направления деятельности коррекционно-развивающей и медико-оздоровительной работы
Направление работы /специалист | Используемые программы и технологии |
Педагог-психолог: -Формирование устойчивой положительной мотивации к любому виду деятельности - Продолжать развитие наглядно-действенного мышления -Развитие концентрации, переключаемости и устойчивости внимания - Развитие слухового восприятия, зрительного восприятия формы, цвета, величины - Формирование саморегуляции, контроля поведения и волевых усилий - Снятие мышечного и эмоционального напряжения - Снижение уровня тревожности | Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПБ. Институт специальной педагогики и психологии, 1998 Многофункциональный набор Пертра, Набор Фребеля, элементы оборудования М.Монтессори релаксационные игры в сенсорной комнате; арттерапия; песочная терапия; |
Воспитатель: - Созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы в группе - Обогащение эмоционального и интеллектуального опыта для вовлечения ребенка в совместную и индивидуальную деятельность - Формирование культурно-гигиенических навыков - Воспитание положительного отношения к сверстникам и взрослым - Развитие мелкой и крупной моторики | Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. Зарубина Ю.Г. – М.: Теревинф, 2013 Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома Моржина Е.В. – М.: Теревинф, 2013 Игры с аутичным ребенком. Янушко Е.А.- М.: Теревинф, 2014 |
Учитель-логопед: - Развитие речи - Развитие концентрации, переключаемости и устойчивости внимания - Развитие слухового восприятия, зрительного восприятия формы, цвета, величины - Подбор игр для развития знаний об окружающем мире, формирования сенсо – моторных качеств, развития речи | Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Н.В. Нищева. –СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2015 Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2011 Стребелева Е.А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004 Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика: Учебное пособие студ. Высших под, учеб. Заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2003 3. Метиева Л.А. Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008 |
Педагог –тьютор - Адаптация и социализация ребенка к условиям ДОУ - Сопровождение и индивидуализация занятий исходя из возможностей и потребностей ребенка -Формировать чувство уверенности в окружающем пространстве - Формирование навыков сотрудничества со сверстниками и специалистами в процессе совместной деятельности Расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с привлечением всех анализаторов ; На развитие тонкой моторики и графических умений; - на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) -на развитие пространственных, временных и математических представлений; | Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с РАС.-М.;тЦПМССДиП.-87с.2010 г Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Микляева Н.В.. – М.: ТЦ Сфера, 2013
|
Педагог дополнительного образования - развитие лингвистических способностей дошкольников с учетом их возрастных особенностей и структуры речевого дефекта; - формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке; - коррекция и развитие звукопроизносительной стороны речи; - коррекция и развитие фонематического восприятия; - развитие сенсомоторных функций; - развитие интеллектуальных функций; - личностное развитие ребенка | Маловичко Л.М. Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи. Молодой ученый. – 2013. –№12 Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте. Теория и практика: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2013г. |
Медсестра: - Наблюдение за состоянием ребёнка с ОВЗ - Витаминотерапия (1 месяц): аскорбиновая кислота 1 драже 2 раза в день (октябрь, февраль), ревит 1 драже 1 раз в день (декабрь, март) |
Рекомендации родителям:
1.Обучение родителей в процессе индивидуальных занятий приемам и методам взаимодействия с ребенком в домашних условиях, оказания ему помощи в выполнении определенных видов деятельности .
2.Проведение тематических лекций и консультаций на темы воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ.
Предполагаемые результаты развития к концу года
- Адаптация в группе сверстников
- Возможность демонстрировать готовность к совместным действиям, принимать помощь взрослого, выполнять совместные действия
- Способность положительно реагировать на воспитателя и сверстников и взаимодействовать с ними
- Способность положительно реагировать на одного из сверстников, выделять его среди других детей, находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта
- Владение некоторыми навыками выполнения предметно-игровых действий с игрушками и предметами из ближайшего окружения.
Медицинская сестра | |
Педагог- тьютор | |
Педагог-психолог | |
Учитель-логопед ПДО | |
Воспитатель | |
Воспитатель |