ИОМ
рабочие листы по развитию речи

Протопопова Анегина Егоровна

индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИОМ27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

воспитанника

общеразвивающей направленности

на 2023-2024 уч. год

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе  рекомендаций ТПМПК, членов ППк  с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей воспитанника с ОВЗ  и отражает изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов непосредственно-образовательной деятельности, использовании организационных и иных форм обучения.

Ребенок 2016 года рождения, категория -ребенок с ОВЗ, соматический и социальный статус: Задержка психического развития (ЗПР),  посещает группу старшего возраста (5-6 лет) общеразвивающей направленности, состав семьи  полный, отношения в семье дружелюбные, члены семьи заботятся и оказывают семейную поддержку. Ожидаемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, речевого развития,  достижение психологической коррекции мотиваций к общению со сверстниками и взрослыми, развитие познавательных способностей.

Согласно заключению ТПМПК г.Якутска №2 ребёнок с ОВЗ нуждается в создании специальных образовательных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Противопоказания при физической нагрузке: не имеются

Уровни помощи педагога при работе с ребёнком:

- совместное действие взрослого с ребёнком, сопровождаемое короткой пошаговой инструкцией и комментированием действий.

Структура выявленных у ребенка нарушений в ходе обследования специалистами ДОУ

Педагог-психолог

- несформированность речевых и языковых средств;

- несформированность моторных навыков;

- незрелость когнитивных функций;

- несформированность зрительного и пространственного восприятия;

- низкая концентрация и устойчивость внимания;

- несформированность саморегуляции и контроля поведения, волевых усилий

Воспитатели,

Педагог- тьютор

- эмоциональный фон не стабилен;

- коммуникативные навыки затруднены из-за нарушения речи

- низкая концентрация внимания

Учитель-логопед Педагог дополнительного образования

- нарушение эмоционально – волевой сферы;

-несформированность речевых и языковых средств

- несформированность зрительного и пространственного восприятия;

- недостаточная сформированность моторных навыков

- низкий уровень познавательного развития

Педагогические и психологические условия проведения занятий

Педагог-психолог

длительность проведения занятий –  10-20 мин.  2 раза в неделю (в зависимости от настроения и самочувствия ребенка, большая часть времени отводится на игры в сенсорной комнате на снятие психоэмоционального напряжения)

место проведения занятий -  кабинет педагога-психолога;

виды помощи – стимулирующая, обучающая, организующая;

игровой и методический материал – в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития, а также с учётом требований для детей с нарушением речи

Учитель-логопед

время проведения занятий –   (08.35 – 08.50, 10.45 – 11.15, 11.40 – 12.00);

длительность проведения занятий –  10 мин.,  3 раза в неделю (вторник, среда, пятница);

место проведения занятий -  кабинет учителя - дефектолога;

виды помощи – стимулирующая, организующая, обучающая;

игровой и методический материал – в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития

Педагог-тьютор

Сопровождение на занятиях по рисованию и лепке, по запросам воспитателей

ПДО

Время проведения занятий – 15.30-15.50

Длительность проведения занятий -15 мин. 2 раза в неделю (понед., четверг)

Индивидуальный учебный план

Направления развития по ФГОС ДО

Образовательная деятельность

в неделю/год

Социально-коммуникативное  развитие

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

Культурно-гигиенические процедуры

-Мытье рук, туалет, умение пользоваться ложкой, одеваться

Ежедневно в ходе режимных моментов

Социализация

-совместные игры со сверстниками, занятия со специалистами

Ежедневно в ходе режимных моментов

Основы безопасности

Ежедневно в ходе режимных моментов

Познавательное развитие

Организованная образовательная деятельность (занятия):

Формирование  сенсорных представлений

1/36

Ознакомление с окружающим

Ежедневно в ходе режимных моментов

Речевое  

развитие

Развитие речи

1/36

Ознакомление с художественной литературой

-рассматривание картин

1/36

Художественно-эстетическое развитие

Организованная образовательная деятельность (занятия):

Рисование

1/36

Лепка

0,5/18

Конструирование

0,5/36

Музыка

2/72

Физическое

 развитие

Физкультура в помещении

3/108

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

Комплексы закаливающих процедур

Ежедневно в форме физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня

Прогулки

Еженедельно в форме физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня

Количество занятий в неделю:

10

 

Педагог-психолог

Эмоционально-волевая сфера

Формирование сенсорных эталонов

индивидуально, малыми группами – 2 раза в неделю

Учитель-логопед

Познавательная сфера-

Психологическая база речи -

индивидуально – З раза в неделю

ПДО

Познавательная сфера-

Развитие речи

Индивидуально – 2 раза в неделю

Педагог-тьютор

Индивидуально

Направления деятельности коррекционно-развивающей и медико-оздоровительной работы

Направление работы

/специалист

Используемые программы и технологии

Педагог-психолог:

-Формирование устойчивой положительной мотивации к любому виду деятельности

- Продолжать развитие наглядно-действенного мышления

-Развитие концентрации, переключаемости и устойчивости внимания

- Развитие слухового восприятия, зрительного восприятия формы, цвета, величины

- Формирование саморегуляции, контроля поведения и волевых усилий

- Снятие мышечного и эмоционального напряжения

- Снижение уровня тревожности

Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПБ. Институт специальной педагогики и психологии, 1998

Многофункциональный набор Пертра, Набор Фребеля, элементы оборудования М.Монтессори

релаксационные игры в сенсорной комнате;

арттерапия; песочная терапия;

Воспитатель:

- Созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы в группе

-  Обогащение эмоционального и интеллектуального опыта для вовлечения ребенка в совместную и индивидуальную деятельность

- Формирование культурно-гигиенических навыков

- Воспитание положительного отношения к сверстникам и взрослым

- Развитие мелкой и крупной моторики

Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. Зарубина Ю.Г. – М.: Теревинф, 2013

Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома Моржина Е.В. – М.: Теревинф, 2013

Игры с аутичным ребенком. Янушко Е.А.- М.: Теревинф, 2014

Учитель-логопед:

- Развитие речи

- Развитие концентрации, переключаемости и устойчивости внимания

- Развитие слухового восприятия, зрительного восприятия формы, цвета, величины

- Подбор игр для развития знаний об окружающем мире, формирования сенсо – моторных качеств, развития речи

Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Н.В. Нищева. –СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2015

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2011

Стребелева Е.А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004

Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика: Учебное пособие студ. Высших под, учеб. Заведений. – М.: Издательский цент «Академия», 2003

3. Метиева Л.А. Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии.  Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008

Педагог –тьютор

- Адаптация и социализация ребенка к условиям ДОУ

- Сопровождение и индивидуализация занятий исходя из возможностей и потребностей ребенка

-Формировать чувство уверенности в окружающем пространстве

- Формирование навыков сотрудничества со сверстниками и специалистами в процессе   совместной деятельности

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с привлечением всех анализаторов ;

На развитие тонкой моторики и графических умений;

- на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления)

-на развитие пространственных, временных и математических представлений;

Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с РАС.-М.;тЦПМССДиП.-87с.2010 г

 Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Микляева Н.В.. – М.: ТЦ Сфера, 2013

  1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет), Детство-пресс, СПб, 2010г.

Педагог дополнительного образования

- развитие лингвистических способностей дошкольников с учетом их возрастных особенностей и структуры речевого дефекта;

- формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке;

- коррекция и развитие звукопроизносительной стороны речи;

- коррекция и развитие фонематического восприятия;

- развитие сенсомоторных функций;

- развитие интеллектуальных функций;

- личностное развитие ребенка

Маловичко Л.М. Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи. Молодой ученый. – 2013. –№12

Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте. Теория и практика: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2013г.

Медсестра:

- Наблюдение за состоянием ребёнка с ОВЗ

- Витаминотерапия (1 месяц): аскорбиновая кислота 1 драже 2 раза в день (октябрь, февраль), ревит 1 драже 1 раз в день (декабрь, март)

Рекомендации родителям:

1.Обучение родителей в процессе индивидуальных  занятий  приемам и методам взаимодействия с ребенком в домашних условиях, оказания ему помощи в выполнении определенных видов деятельности .

2.Проведение тематических лекций и консультаций на темы воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ.

Предполагаемые результаты развития к концу года

  • Адаптация в группе сверстников
  • Возможность демонстрировать готовность к совместным действиям, принимать помощь взрослого, выполнять совместные действия
  • Способность положительно реагировать на воспитателя и сверстников и взаимодействовать с ними
  • Способность положительно реагировать на одного из сверстников, выделять его среди других детей, находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта
  • Владение некоторыми навыками выполнения предметно-игровых действий с игрушками и предметами из ближайшего окружения.

Медицинская сестра                

 Педагог- тьютор        

Педагог-психолог                                                      

Учитель-логопед

ПДО        

Воспитатель        

Воспитатель