нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы
консультация по развитию речи

Русакова Светлана Михайловна

консультация для педагогов по теме нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_-_patrioticheskoe_vospitanie.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы

В настоящее время вопрос нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является приоритетным: ведь именно в этом возрасте необходимо закладывать глубинные основы нравственности и патриотизма.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Художественное слово входит в мир ребёнка с младенчества, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий.

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Практика показывает, что использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть»«как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

С древнейших времен народ воспитывал в ребенке любовь к Родине, готовность к борьбе, желание защищать свой народ от беды, непримиримое отношение к предательству. Важнейшие события исторической жизни закреплялись в народной памяти посредством пословиц.

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. В них глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе.

Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.  Они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Сказка «Гуси- лебеди»  привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

«Морозко» любить свою семью; ответственно относиться к труду; быть терпеливым и вежливым.
      К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. (Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют).

      Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

      Особым древним жанром устного народного творчества являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. ( После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре). 
      Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными …).
       
Рассказы о природе
 – с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.
    Стихи о Великой Отечественной Войне
 – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто - о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. 
      Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
       Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

Консультация для педагогов

«Нравственно - патриотическое воспитание детей

средствами художественной литературы»

Подготовила: учитель – логопед

Русакова С.М.

Богородск 2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

laquo;Нравственно - патриотическое  воспитание детей  средствамихудожественной литературы»...

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.  Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннег...

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личнос...

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по ...

«Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы

Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям4 – 7 лет...

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по...