Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи (младшая группа)

Пальчиковые игры - это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев. В ходе этих игр активизируется моторика рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchkikovyh_igr.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Моя семья

Вот дедушка,
Вот бабушка, 
Вот папочка, 
Вот мамочка, 
Вот деточка моя, 
А вот и вся семья. 

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Наш малыш

Этот пальчик — дедушка, 
Этот пальчик — бабушка, 
Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка, 
Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палей правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (Труба, балкон)

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок

Я в руке флажок держу

Я ребятам им машу

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

Лодочка плывёт по речке

Оставляя на воде колечки

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (Как ковшик)

Пароход

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (Как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Детки

Раз-два-три-четыре-пять! 
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные...

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик — прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики — «Ура!» 
В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

За работу

Ну-ка, братцы, за работу. 
Покажи свою охоту. 
Большаку дрова рубить, 
Печи все тебе топить, 
А тебе воду носить, 
А тебе обед варить, 
А тебе посуду мыть. 
А потом всем песни петь, 
Песни петь да плясать, 
Наших деток забавлять. 

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде — 
Дома и на улице. 
Даже «здравствуй!» говорю 
Я соседской курице. 

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Стул

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Стол

У стола четыре ножки, Сверху крышка,
как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, 'левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Домик

Дом мы строим 
Выше, выше! 
Есть окошки в нем И крыша!

Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять — 
Вышли пальчики гулять. 
Раз-два-три-четыре-пять — 
В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Сидели два медведя

Сидели два медведя
На тоненьком суку

Один читал газету,

Другой мешал муку.

Раз, ку-ку, два, ку-ку,

Оба шлёпнулись в муку

Нос в муке, и рот в муке,

Уши в кислом молоке

Хлопаем в ладоши (6 раз)

Ладони раскрыты к себе, соединены мизинец к мизинцу; Поочерёдно сжимать и разжимать кулачки, имитируя замес теста.

Закрыть глаза ладонями и открыть(2р)

Показать нос, рот, похлопать по ушам.

Капуста

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы морковку трём –трём

Мы капусту жмем-жмем,

Движения прямыми ладонями    вверх, вниз

Пальцы сложить в щепотку.              Посолить

Потереть кулак одной руки, о   кулак другой руки

Сжимать и разжимать кулаки

Пальчик-пальчик, где ты был?

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

Пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются. На каждую строчку загибается один пальчик.

Эта свинка в магазине

Эта свинка -  в магазине

Эта – дома на перине,

Эта свинка ела мясо,

А вот эта ничего,

А вот эта побежала «Хрю….»

До дома своего

Поочередно загибать пальчики руки, на последней строчке указательным и средним пальцем «побежать» по руке до плеча.

Тучка

Мы наши пальчики сплели,

И вытянули ручки

Ну, а теперь, мы от Земли

Отталкиваем тучки

Упражнение выполняется стоя, ребенок сплетает пальцы и вытягивает руки вперед, а потом поднимает их вверх и тянется как можно выше

Этот пальчик в лес пошёл

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Поочерёдно загибаем пальцы, начиная с мизинца.

Тук-тук

Тук, тук молотком, 
Строим, строим новый дом. 
Этот дом — для Маши, 
Этот дом — для Саши, 
Этот дом — для Даши, 
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

Стучим кулачком об кулачок, поочерёдно загибаем пальцы. Сжимаем – разжимаем кулачки, делаем замок.

Где же наши ручки?

Где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.

Вытягивают ручки вперёд, показывают ручки.
Спрятали ручки за спину,
Опять показывают ручки.

Пятеро утят

Пятеро утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук - "мама утка" - стоит на

столе, опираясь на локоть. Пальцы

сложены щепоткой.

Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".

Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят

(постепенно пальцы загибаются). На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят

- Этим сказкам каждый рад!

Поочерёдно загибать пальчики, затем хлопаем в ладоши.

Апельсин

Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас, беда!!!
Разбегайтесь кто куда!!!

на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого. бросательное движение правой рукой. бегут пальцами по столу

Репка

Репку мы сажали
Репку поливали
Вырастала репка
Хороша и крепка!
Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!


Пальцами как будто роем лунку на детской ладошке.

Имитируем, как льется вода из лейки.

Выпрямляем постепенно пальчики

Ладонь оставить открытой, пальцы

согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону.

Расцепили руки, потрясли кистями


Цветы

Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Локти и предплечья прижаты друг к

другу, кисти сомкнуты в виде лодочки

перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши.

Кисти рук в виде чаши делают движения почасовой стрелке и против часовой стрелки.

Пальцы плотно соединяются, кисти  рук медленно из чаши делают лодочку?

Кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...