ПАМЯТКА для РОДИТЕЛЕЙ по РАЗВИТИЮ РЕЧИ
консультация по развитию речи (средняя группа)

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_broshyura.docx580.79 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г.Омска «Детский сад №396 общеразвивающего вида»

ПАМЯТКА для РОДИТЕЛЕЙ

по РАЗВИТИЮ РЕЧИ

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1999900/bac207f0-2bab-4b64-8789-14d21d9034bf/s1200https://kishdetsad.caduk.ru/images/310120161652.gif

https://kishdetsad.caduk.ru/images/310120161652.gif

12 Группа  «Апельсинки»

Воспитатель Волгина А.А.

2024г

Сила речи состоит в умении

 выразить многое в немногих словах.

 (Плутарх.)

 

   Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

   Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

  • Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  • Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

   Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки.

 Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка.

   Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья...».

   В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит их можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

   Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

  • Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх: спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?».
  • Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.
  • Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». 

   Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:

- «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.).

  • Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
  • Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».

   Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь.

   Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.

Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

http://brizgalowa.romashka-zavodskaya.caduk.ru/images/clip_image001.png

«Вспомни случай»

   Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса.

А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений!!!

https://avanesova-ppds6.edumsko.ru/uploads/5000/19594/persona/folders/1443367587_15eb7bb2-9c9d-4c61-8fd2-abb743cd4a91.pnghttps://botana.biz/prepod/_bloks/pic/lv2w8jp-001.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей. Развитие речи детей 3-4 лет.

В памятке собраны различные игры для развития речи детей 3-4 лет, чистоговорки, потешки, пальчиковые игры. Памятка выполнена в форме брошюры (можно использовать как раздаточный материал для родителей ...

Памятка для родителей "Развитие речи вашего ребёнка"

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучен...

Памятка для родителей: "Развитие речи детей младшей группы".

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он  будет считать важным в жизни...

Памятка для родителей. Развитие речи детей 3-4 лет.

1.        «Что бывает….? Какое бывает…?»Начните игру словами:"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хот...

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА...

Памятка для родителей "Развитие речи"

РЕЧЬ — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный...

Памятка для родителей "Развитие речи"

Памятка  для  родителей по Развитию  речиА все ли Секреты общения с вашим ребёнком вы знаете? Принципы построения общения взрослого с ребенком: 1. Сохраняйте в семье единство ...