Знакомство с творчеством А.С. Пушкина
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жалсанова Арюна Алексеевна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_pushkin.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Шара-Азаргинский детский сад «Ургыхан»

Конспект НОД

по развитию речи

 «Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

в старшей группе 

Воспитатель: Жалсанова Арюна Алексеевна

у. Шара-Азарга

2023г

Цель: Активизировать литературную память дошкольников; создать эмоционально-положительное настроение.

Задачи: закрепить знания детьми сказок А.С. Пушкина, воспитывать любовь к его творчеству, учить выразительному чтению стихов, развивать мышление, память, воспитывать взаимовыручку, дружеские взаимоотношения, продолжать развивать эмоционально-эстетическое восприятие действительности.

 

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина в группе; письмо; аудиозапись спокойной мелодии; ручка-перо для установления очередности ответа; сундучок; зеркало, кусок невода, игрушки - золотая рыбка, белка; плакат с нарисованным дубом с отрывными листочками; карточки с картинками «сапоги», «птица», «лошадь» для физкультминутки; дидактическая игра «Собери части в целое и назови сказку».

 

Ход образовательной деятельности: 

 Воспитатель:    Дорогие ребята! Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие

по стране сказок моего любимого писателя. (показ портрета писателя)                                                                                

Ребята, кто узнал этого писателя

 Дети:  А.С. Пушкин

Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен транспорт. На чём можно путешествовать в сказках?

Дети: ковёр-самолёт, карета, лошади, птица, ступа и т.д.

Воспитатель: Мы с вами будем путешествовать на летучем корабле. Он перенесёт нас в сказочную страну, если мы дружно скажем волшебные слова. Какие? («Земля, прощай! В добрый путь!»)

Дети с воспитателем встают в круг, берутся за руки, произносят «волшебные» слова, медленно двигаясь по кругу.  Звучит музыка.  К её окончанию воспитатель цепочкой подводит детей к месту первой остановки – у выставки книг А.С. Пушкина.

Воспитатель: Вы, ребята, смелые?

Дети: Да!

Воспитатель: Умелые? Находчивые? Сказки любите? А вы их знаете? Сейчас проверим! Попробуйте по словесному портрету узнать героя произведения А.С. Пушкина. Отвечать будет тот, у кого в руках гусиное перо. Такими перьями писали в старину, макая их острый кончик в чернила. Итак, внимательно слушайте.

         В дорогой собольей душегрейке,

      Парчовая на маковке кичка,

      Жемчуга огрузили шею.

      На руках золотые перстни.

      На ногах красные сапожки.  (Старуха, ставшая столбовой дворянкой)

         Высока, стройна, бела.

      И умом, и всем взяла,

      Но зато горда, ломлива,

      Своенравна и ревнива.  (Царица-мачеха)

         Месяц под косой блестит,

      А во лбу звезда горит.  (Царевна-лебедь)

         Между тем росла, росла,

      Поднялась и расцвела.

      Белолица, черноброва,

      Нраву кроткого такого.  (Молодая царевна)

Воспитатель: Молодцы! Узнали всех героев. Садимся в корабль и отправляемся  дальше.

Дети вновь встают в круг, говорят слова, медленно двигаясь сначала по кругу, а потом вслед за воспитателем к очередной остановке.

Воспитатель: Ребята, смотрите – сундук. Интересно, что же в нём! «Назовите, из какой сказки каждая вещь, и прочитайте отрывок из произведения, в котором о ней говорится».

 

Воспитатель поочерёдно вынимает из сундучка. Дети называют сказку и читают наизусть по желанию небольшие отрывки:

* зеркало («Я ль на свете всех милее…» или «Свойство зеркальце имело, говорить оно умело…»),

* невод («Третий раз закинул он невод…» или «Старик ловил неводом рыбу…»),

* золотая рыбка («Приплыла к нему рыбка, спросила…»),

* белка («Белка песенки поёт да орешки всё грызёт…»).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все предметы отгадали! Отправляемся дальше в путь.

Так же, на «летучем корабле», дети прибывают к месту следующей остановки – к дубу

.

Воспитатель: Ребята, из какого произведения А.С. Пушкина этот могучий дуб? (из поэмы «Руслан и Людмила»)

         Дуб непростой. На его листочках – загадки.

Дети по очереди подходят к дубу, переворачивают листок, воспитатель читает вопрос. Право первого ответа у того, кто выходил к дубу.

Вопросы викторины:

         Сколько раз закидывал старик невод в море? (3)

         Под каким деревом грызла непростые орешки белка? (под елью)

         На каком острове правил князь Гвидон? (на острове Буяне)

         В каких сказках А.С. Пушкина  упоминается число 33?  («Сказка о царе Салтане» - 33 богатыря; «Сказка о рыбаке и рыбке» - жили старик со старухой 30 лет и 3 года)

         Кто был верным сторожем царя  Дадона? (золотой петушок)

         Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (яблоком)

         Какое было последнее желание жадной старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (стать владычицей морскою)

         В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство славного Салтана? (в комара, муху, шмеля)

         Молодцы, справились с заданием. А теперь разомнёмся. Мы выяснили, что в сказках можно путешествовать в сапогах-скороходах, на птице, на лошади. Я буду показывать карточку, а вы выполнять соответствующие движения: сапоги – шагаем, птица – машем руками, лошадка – скачем.

Проводится физкультминутка.

Воспитатель: Мы отдохнули, набрались сил и можем отправляться дальше. (Перемещаются на «летучем корабле» к столу, на котором приготовлено  следующее задание).

Воспитатель: Ребята, возьмите себе любую картинку, внимательно ее рассмотрите, найдите  пару к картинке, соединитесь и назовите, из какой вы сказки.

(Должны получиться пары: белка – лебедь, зеркало – яблоко, старик – старуха, петушок – шатёр).

Воспитатель: Молодцы, справились .А вот теперь вашим парам следующее задание: нужно сложить картинку из пазлов и назвать получившуюся сказку.

Работа в парах: дети складывают пазлы (разрезные картинки).

Воспитатель: Все справились с заданием. Я рада за вас.  Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в «летучий корабль», говорим волшебные слова.

Снова звучит музыка. Дети делают круг, останавливаются в одном из уголков группы.

     Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Расскажите, что  понравилось? что запомнилось? что было трудным?

        Дети отвечают, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"У моря лукоморья..." Первое знакомство с творчеством А.С.Пушкина

"У моря лукоморья" Первое знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина. Это небольшая тематическая папка с иллюстрациями по произведениям Пушкина, с небольшими очерками о его жизни и творчестве, ...

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина Компьютерное комплексное занятие в подготовительной группе, посвященное Году чтения в 2007 году в Челябинской области

Содействовать развитию речи детей, творческого воображения через слово, музыку, живопись. Уметь получать эмоциональное наслаждение от чтения художественного произведения. Воспитывать и...

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...

Конспект интегрированного занятия в старшей (подготовительной) группе "Знакомство с творчеством А.С.Пушкина"

Данный материал позволит познакомить дошкольников с творчеством А.С.Пушкина...

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина

В детском саду была организована тематическая неделя "Путешествие по сказкам Пушкина"....

«Знакомство с творчеством А. С. Пушкина» в подготовительной к школе группе

Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С.Пушкина.Задачи:Познакомить...