Рабочая программа кружка «Букваренок» 2023-2024
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Рабочая программа кружка

«Букваренок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_bukvarenok_2023-2024gg.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

 к дополнительной общеразвивающей

 образовательной программе

                                                                                                                        дошкольного образования  №

Рабочая программа кружка

«Букваренок»

Возраст детей 5-6 лет

Срок реализации 1 учебный год

Автор (разработчик): Майнова Людмила Николаевна

Нягань  2023г.

Содержание:

I.        Пояснительная записка

  1. Актуальность  программы
  2. Цель программы
  3. Задачи программы
  4. Особенности программы
  5. Уровень сложности
  6. Возрастная категория обучающихся
  7. Срок реализации
  8. Формы и режим занятий
  9. Планируемые результаты реализации программы
  10. Средства, необходимые для реализации программы.

II. Содержание программы

  1. Учебный план программы
  2. Содержание учебного плана

III. Список литературы

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность программы

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Новизна программы В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу. Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать.

Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).

Цель программы

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.

  1. Задачи программы

Образовательные:

1. Продолжать знакомить со звуками и буквами русского языка.

2. Дать понятие «слоговая структура слова» (расположение и связь слогов в слове).

3. Познакомить с графическим изображением букв и приемом соотнесения звуков с буквами алфавита.

4. Познакомить со способом слитного чтения слогов, односложных и двусложных слов.

Развивающие:

1. Развивать навык плавного слогового чтения, осознанного чтения

предложений.

2. Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, зрительно - пространственную ориентировку.

3. Развивать способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

4. Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.

Воспитательные:

1. Прививать любовь и интерес к чтению, старательность и усидчивость.

2. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, культуру речи.

  1. Особенности программы.

Особенность программы заключается в том, что она позволяет обучающимся не умеющим читать и путающим буквы, после окончания первого года обучения, овладеть навыками уверенного слогового чтения. Безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д. Потому что, обучение и развитие детей по программе происходит не в традиционной форме урока, а в дидактической игре.

В конспекте каждого занятия есть как задания с усложнением для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих подгрупп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы.

Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3—4 минуты) смена задания или упражнения. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.

В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный).

Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница).

Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные.

Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

  1. Уровень сложности

Уровень сложности Программы соответствует «Базовому уровню»  освоения дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с письмом Минобрнауки от  18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».

  1. Возрастная категория обучающихся

Возрастная категория обучающихся по Программе -дети 5-6 лет.

6.Срок реализации

Срок реализации Программы составляет 1 год (64 часа).

7.Формы и режим занятий

Формы организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы до 10 человек. Обучение проводится 2 раза в неделю по 25мин. 8 занятий в месяц. Всего 64 занятия в год.

В организации образовательного процесса применяются следующие структурные компоненты занятия:

  • Артикуляционная / речевая гимнастика.
  • Звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков.  
  • Буква, её образ и графическое написание.
  • Составление и чтение слогов с данной буквой, чтение.
  • Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.
  • Дидактические, словесные, фонематические   игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  • Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  • Использование нетрадиционных способов закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц, вырывание и т.д.
  • Беседы о том, что нового узнали, чему научились, самоконтроль и самооценка.

  1. Планируемые результаты реализации дополнительной общеразвивающей программы

К концу учебного года обучения дети должны знать:

-Определять место звука в слове: в начале, середине, в конце.

-  Буквы русского алфавита.

- Различать гласные и согласные.

- Использовать условное обозначение звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

-  Делить слова на слоги.

-  Писать печатные буквы в клетке, используя образец.

-  Пользоваться графическим обозначением звуков при написании слов.

- Составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта.

  1. Средства, необходимые для реализации программы.

Учебно-методические: конспекты занятий, раздаточный, иллюстрационный материал, мнемотаблицы, схемы, демонстрационный материал «Символы звуков, схемы предложений», дидактический материал по различным лексическим темам, картинки на различные звуки, раздаточный материал «Разрезная азбука».

Технические средства: интерактивная доска, магнитная доска, ноутбук, столы , стулья, мольберт.

Перечень оборудования: карточки с печатными заглавными и прописными буквами.

        - касса букв и слогов.

          - лото.

        - наборное полотно.

        - карточки и схемы звуко –буквенного анализа слов.

        - карточки и схемы составления предложений.

        - магнитная азбука.

        - цветные карандаши.

II. Содержание программы

  1. Учебный план программы

Тема

Количество часов

1

Знакомство с предложением

1

2

Закрепление знаний о слове и предложении

1

3

Знакомство со слогом

1

4

Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными словами

1

5

«Деление на слоги двусложные слова»

1

6

«Составление предложения»

1

7

Дифференциация гласных звуков от согласных

1

8

Гласный звук А, буква А

2

9

Гласный звук У, буква У

2

10

Гласный звук О, буква О

2

11

Закрепление знаний о звуке и букве О. Дифференциация гласных звуков и букв А, О, У

2

12

Гласный звук Ы, буква Ы

2

13

Гласный звук Э, буква Э

2

14

Чтение слогов из пройденных букв – АУ, УА

2

15

Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ

2

16

Звук М, буква М. Чтение слогов и слов.

2

17

Звук и буква Н. Чтение слогов.

2

18

Звук и буква Р. Чтение слогов

2

19

Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. Закрепление пройденного материала»

1

20

Буква Я. Чтение слогов, слов.

2

21

Буква Ю. Чтение слогов, слов.

2

22

Буква Е. Чтение слогов, слов

2

23

Звук и буква И .Чтение слогов, слов.

2

24

Закрепление пройденного материала

2

25

Звуки К-Г, К-К’, Г-Г

2

26

Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’ . Буквы Г, К. Чтение слогов.

2

27

Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т

2

28

Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т. Чтение слогов

2

29

Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф.

2

30

Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов.

2

31

Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С.

2

32

Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов.

2

33

Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П

2

34

Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов.

2

35

Буква Х. Звуки Х-ХЬ.

2

36

Чтение слогов, слов.

1

37

Итоговое

1

2.        Содержание учебного плана

Тема

Цель и программное содержание

Количество часов

Дата проведения

1

Знакомство с предложением

Знакомство с понятием «предложение». Дидактическая игра «Учимся составлять предложение и его схему. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

03.10.2023

2

Закрепление знаний о слове и предложении

Закрепление понятия предложение, коррекция логического мышления, слухового внимания. Игровое задание «Сокращайте предложение на одно слово» на развитие слухового внимания, умения отделять от предложения по одному слову.

1

05.10.2023

3

Знакомство со слогом

Знакомство с понятием «слог». А также с разными способами деления слов на слоги, со схемой слов и слогов.

1

10.10.2023

4

Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными словами

Закрепление знаний о слове и предложении. Знакомство с односложными словами. Игровое задание «Любопытный», «Играем в школу» на умение делить слова на слоги.

1

12.10.2023

5

Деление на слоги двусложные слова

Закрепить умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учить детей делить на слоги двусложные слова. Называть слова с заданным количеством слогов.

1

17.10.2023

6

Составление предложения

Учить составлять предложения из2х слов. Называть первое, второе слово.

1

19.10.2023

7

Дифференциация гласных звуков от согласных

Учить детей дифференцировать гласные звуки от согласных. Дать понятие основных характеристик звуков по степени голоса, преград, по длительности и краткости произношения и т.д. Учить производить анализ односложного слова.

2

24.10.2023

26.10.2023

8

Гласный звук А, буква А

Познакомить детей с гласным звуком и буквой  А. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А. Выделение звука А из начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются на данный звук.

2

02.11.2023

07.11.2023

9

Гласный звук У, буква У

Познакомить детей с гласным звуком и буквой  У. Выделение гласного У из ряда других звуков и слогов. Подбор слов на заданный звук.

2

09.11.2023

14.11.2023

10

Гласный звук О, буква О

Познакомить детей с гласным звуком и буквой  О. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа буквы – соотнесение её с предметами круглой формы. Подбор слов со звуком О в начале, середине, в конце слова.

2

16.11.2023

21.11.2023

11

Закрепление знаний о звуке и букве О. Дифференциация гласных звуков и букв А, О, У

Выделение гласных звуков из слов. Подбор слова к соответствующей модели картинок на заданный звук. Запоминание слов на заданный звук, запоминание слов – действий. Деление слов на слоги с называнием гласных.

2

23.11.2023

28.11.2023

12

Гласный звук Ы, буква Ы

Познакомить с гласным звуком и буквой  Ы.Учить определять место звука Ы в словах. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук Ы.

2

05.12.2023

07.12.2023

13

Гласный звук Э, буква Э

Познакомить с гласным звуком буквой Э . Учить определять место звука Э в словах.

2

12.12.2023

14.12.2023

14

Чтение слогов из пройденных букв  АУ, УА

 Формировать умение читать слова из пройденных букв АУ, УА. Закрепить знания о гласных звуках и буквах А, О,У,Ы,Э. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

2

19.12.2023

21.12.2023

15

Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ

Познакомить со звуком и буквой  Л как согласным звуком.  Учить интонационно выделять звук Л . Учить писать печатную букву Л, используя образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

2

26.12.2023

28.12.2023

16

Звук М, буква М. Чтение слогов и слов.

Познакомить со звуком М как согласным звуком . Учить интонационно выделять звук М в словах . Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом

2

04.01.2024 (Будет реализован 10.01.2024)

09.01.2024

17

Звук и буква Н. Чтение слогов.

Познакомить со звуком Н . Учить интонационно выделять звук Н в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Н. Учить писать печатную букву Н, используя образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Учить писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв.

2

11.01.2024

16.01.2024

18

Звук и буква Р. Чтение слогов

Познакомить со звуком Р  как согласным звуком. Познакомить с печатным написанием буквы Р. Учить писать печатную букву Р, используя образец. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан.

2

18.01.2024

23.01.2024

19

Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. Закрепление пройденного материала»

Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение определять место звук в слове.

1

25.01.2024

20

Буква Я. Чтение слогов, слов.

Познакомить с гласной буквой Я . Учить писать букву Я. Учить читать слоги МА_МЯ, ЛА_ЛЯ, НА_НЯ, РА_РЯ.

2

30.01.2024

01.02.2024

21

Буква Ю. Чтение слогов, слов.

Познакомить с гласной буквой Ю. Учить писать букву ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ.

2

06.02.2024

08.02.2024

22

Буква Е. Чтение слогов, слов

Познакомить с гласной буквой Е . Учить писать букву Е. Учить читать слоги и слова

2

13.02.2024

15.02.2024

23

Звук и буква И . Чтение слогов, слов.

Познакомить с гласным звуком И . Закреплять умение определять место звука в слове. Продолжать знакомить с буквой И как письменным обозначением звука И. Учить писать печатную букву И.

2

20.02.2024.

22.02.2024

24

Закрепление пройденного материала

Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И.  Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных.

2

27.02.2024

05.03.2024

25

Звуки К-Г, К-К’, Г-Г

Знакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Г-ГЬ, К- КЬ. Познакомить с буквами К и Г как письменными знаками согласных звуков.

2

07.03.2024

12.03.2024.

26

Звуки К-Г, К-К’, Г-Г’ . Буквы Г, К. Чтение слогов.

Учить писать печатные буквы К-Г. сначала по точкам, а затем самостоятельно

2

14.03.2024

19.03.2024

27

Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т

Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными.

2

21.03.2024

26.03.2024

28

Звуки Д-ДЬ,Т-ТЬ. Буквы Д, Т. Чтение слогов

Познакомить с буквами Д и Т как письменными знаками согласных звуков.  Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, а затем самостоятельно

2

28.03.2024

02.04.2024

29

Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф.

Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками В-ВЬ, Ф- ФЬ.

2

04.04.2024

09.04.2024

30

Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов.

Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно

2

11.04.2024

16.04.2024

31

Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С.

Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ.

2

18.04.2024

23.04.2024

32

Звуки З-ЗЬ,С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов.

Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно.

2

25.04.2024

07.05.2024

33

Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П

Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Б-БЬ, П- ПЬ.

2

09.05.2024

14.05.2024

34

Звуки Б-БЬ,П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов.

Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно.

2

16.05.2024

21.05.2024

35

Буква Х. Звуки Х-ХЬ.

Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную букву Х.

2

23.05.2024

28.05.2024

36

Чтение слогов, слов. Итоговое

Совершенствовать навык чтения.

1

30.05.2024

Итого

64

III. Список литературы

-Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучение грамоте» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016г.

     -Демонстрационный материал «Звуки и буквы» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента»

- Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.

-Рабочая тетрадь «От А до Я». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016 г.

-Рабочая тетрадь «Ну – ка, буква, отзовись!». Е. В. Колесникова. Москва.«Ювента» 2016г.

-Прописи для дошкольников 5 – 6 лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Букваренок"

Пояснительная записка      Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить чит...

Рабочая программа музыкального руководителя 2023-2024 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя 2023-2024 уч.г....

рабочая программа педагога-психолога 2023-2024 г.г.

Рабочая программа педагога-психолога по ФОП...

Рабочая программа средняя группа 2023-2024 год (по ФОП)

Рабочая программа средняя группа 2023-2024 год (по ФОП)...

Рабочая программа воспитателя на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа воспитателя по Фоп на 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа младшей группы 2023-2024 учебный год

Рабочая образовательная программа младшей группы 2-3 года....

Рабочая программа средняя группа 2023-2024 уч.год

Рабочая программа педагогов (далее Программа) муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Восход» (МКДОУ детский сад «Восход»), разработана ...