Консультация для родителей: "Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи

Боровинская Наталья Андреевна

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники.  Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. 

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

" Мнемотехника - как средство развития связной речи

 у детей дошкольного возраста."

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и

мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего  связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М.Леушина, Л. В. Эльконин и др.

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания и разучивания стихотворений рекомендуется использовать приёмы мнемотехники.  Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. 

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

 

Чем же отличается мнемотехника от других технологий?

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
  • Экономичностью - используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства, не требующих финансовых затрат.
  • Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.
  • Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
  • Универсальностью -  может использоваться любым педагогом и родителями.

 

Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Использование мнемотаблиц очень эффективно в разучивании стихов.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план-схема, а затем дети сами создают свою схему.  

        Мнемотаблицы являются отличными помощниками при обучении детей пересказу. Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая и используя принципы построения сюжета. Также их использование очень эффективно при отгадывании загадок. 

Использование мнемотехники открывает для педагогов и родителей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.  Не только педагоги, но и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 

Мнемотаблицы являются эффективным дидактическим материалом по развитию речи. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

     3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

     4. Развитие мелкой моторики

 

 Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх:

     1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

     2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

     3. Определи, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.

     4. Найти лишнюю картинку.

     5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

     6.«Распутать» два события (предъявляются в перемешку две разрезанные мнемотаблицы).

     7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

 

Помимо менемотаблиц   можно  использовать  наглядные модели -условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогут формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе.

Еще один прием мнемотехники, который можно использовать для заучивания стихотворений – пиктограмма, то есть рисунчатое письмо.  Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.

    Стоит отметить, что с использованием методов мнемотехники, связная речь детей  значительно улучшается. Дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотаблицы. Мнемотехника помогает детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для взрослого. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим подспорьем в развитии речи дошкольников.

 

Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

В презентации подробно представлено  использование  интерактивных технологий  как средства развития  связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....

Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема:  "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....

Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема за­нимает видное место в исследованиях.Изучение развития связной речи по...