Мастер – класс для педагогов «Вместе весело дышать!»
материал по развитию речи

Лагода Марина Юрьевна

Мастер – класс для педагогов

«Вместе весело дышать!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Мастер – класс для педагогов

«Вместе весело дышать!»

                                                                                         Воспитатель: Лагода М.Ю.

Аша

2021

Мастер-класс для педагогов «Вместе весело дышать!»

Цель:  формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.
Задачи:
1.Показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств коррекции звукопроизношения.

2.Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;

 3.Ознакомить с играми – упражнениями на речевое дыхание, развивать умение применять и использовать их в дальнейшей работе.

Ход мастер – класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, послушайте стихотворение.

Воздух — это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

(Андреева-Доглядная Марина)

Да, мы сегодня поговорим о воздухе, дыхании, дыхательной гимнастике.

Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Вместе весело дышать». Что такое дыхание? Это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. При неречевом (физиологическом) дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. Это процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.
Речевое дыхание является произвольным, т.е. управляемым. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Детей легко можно научить дышать правильно с помощью дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
1.Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.
2.Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.
3.Вдох - через нос (плечи не поднимать, спина прямая)
4.Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять на кончик языка

5.Выдох должен быть длительным и плавным.

6.Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками)
7.Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения 3-4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.

 8.Дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени не более 3-5 минут 2 раза в день, не раньше чем через час после приема пищи.

9.Дыхательные упражнения можно выполнять во время образовательной деятельности, вместе с утренней гимнастикой, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Очень полезно в теплое время года выполнять упражнения на улице.

Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет их ребёнок с интересом, поскольку их можно обыграть.

 А сейчас хочу предложить вам несколько дыхательных упражнений, которые можно использовать в работе с детьми.

 «Бабочка, лети!»

Ход игры: Какие красивые разноцветные бабочки! Умеют ли они летать? Давайте вместе подуем на них.

«Кто лучше надует шарик?»

Ход игры:  Надуем шарик! Набираем воздух через нос и медленно выдыхаем его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутым шариком. ( тем, кто быстро справился с

заданием, выдается картинка с шариком).

Для организации игр на развитие речевого дыхания можно использовать любые предметы и игрушки. Важно только чтобы они наглядно демонстрировали ребёнку воздействие на него силы и длительность выдоха.

Также можно

- сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

- дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;


- дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами; дуть на  всевозможные вертушки и прочее;

- надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
- поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.

Дыхательные упражнения по своему содержанию, очень однообразны. Поэтому, задача педагога каждый раз предлагать игровую ситуацию, которая будет интересна дошкольнику и поддержит мотивацию к выполнению упражнений.

Уважаемые коллеги! У меня есть картотека упражнений по дыхательной гимнастике

После мастер-класса можете с ней ознакомится.

Вопрос к коллегам:

Скажите, пожалуйста, кто-нибудь использует в своей работе дыхательные упражнения? (ответы педагогов).

Коллеги, кто получил картинку шарика, приглашаю в фокус-группу.

Задания для фокус-группы: на столе лежат наборы игр для дыхательной гимнастики и карточки с правилами. Вам надо рассказать об игре и обыграть ее.

 «Воздушный футбол»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, активизация губных мышц.

Ход игры: для детей младшего возраста берем комочек ваты, для детей старшего возраста горошину, лёгкий шарик. С помощью коктейльных трубочек и сильного выдоха нужно «забить» гол сопернику. Участвуют два игрока.

«Фейерверк»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация губных мышц.

Пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребенок, дуя в трубочку, приводит в движение конфетти.

«Рыбалка»

Цель: Тренировка органов дыхания, активизация губных мышц, формирование умения управлять процессом вдоха и выдоха, развитие дыхательной мускулатуры и легких.

Оборудование: бумажные рыбки, трубочка.

Ход игры: ребёнку предлагается макет озера с бумажными рыбками и трубочка в качестве удочки. Вдыхая воздух через трубочку, ребенок подносит ее конец к рыбке и пытается притянуть ее с помощью воздушной струи. Притянув рыбку и задержав дыхание, ребенок вытаскивает рыбку. Играть можно как одному, так и вдвоем, устроив соревнование «Кто больше поймает рыбок».

Пока работает фокус-группа, хочу предложить вам выполнить несколько упражнений для развития правильного дыхания, которые я использую в своей работе с детьми:

«Весёлые шарики»  

«Нам необходим легкий пластмассовый шарик. Кладём перед собой шарик и пробуем подуть на него. Играют два участника,  дуют одновременно на шарики, чей шарик дальше укатится. 

«Дудочки»

Можно использовать различные дудочки, свистки, гуделки.

"Султанчики"

Вырезанные узкие, цветные ленточки на палочке. Возьмите  атрибут в  руку. Нужно сделать длительный выдох, чтобы как можно дольше "летали" ленточки.

Молодцы, коллеги! Теперь предлагаю слово фокус-группе.                                                Благодарю фокус-группу за такие интересные игры!  

В завершении проведения дыхательной гимнастики необходимо выполнить 2 упражнения, стабилизирующие дыхание.

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы своё услышим.

Инструкция: Начальная поза — стоя, руки вытянуты по швам. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку. Замираем на 4–5 секунд. Выдох тоже делаем через нос. Повторяем 2–3 раза.

Подыши одной ноздрёй,

И придёт к тебе покой.

Инструкция: Закрываем указательным пальчиком правой руки одноимённую ноздрю, а левой ноздрёй тихо и продолжительно вдыхаем. Открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальчиком этой же руки. Через правую ноздрю делаем глубокий продолжительный выдох. Делаем 2 подхода.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Вопросы к коллегам:

1.Скажите, пожалуйста, актуальна ли тема развития речевого дыхания у детей?

2. Кто может использовать дыхательные упражнения в работе с детьми?  

Вывод: Таким образом, использование дыхательных упражнений в игровой форме позволит улучшить и ускорить процесс формирования правильного речевого дыхания у детей.

Уважаемые коллеги! Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи. Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен. Я подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Учимся правильно дышать»

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.Речевое дыхание  призвано участвовать в создани...

Мастер-класс для педагогов «Учимся правильно дышать»

Мастер класс предназначен для воспитателей....

Мастер класс для педагогов "Вместе весело играть и здоровье укреплять"

Мастер-класс для педагогов«Вместе весело играть и здоровье укреплять» Цель мастер-класса - создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его ...

Мастер-класс для педагогов «Учимся правильно дышать»

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вы...

Мастер-класс для педагогов Учимся правильно дышать

Мастер-класс для педагогов Учимся правильно дышать...

Мастер – класс для педагогов «Учимся правильно дышать» (изготовление тренажёра для дыхательных упражнений «Кит»)

Познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста; научить изготавливать нетрадиционное оборудование для использования при проведении дыхательных...

Мастер – класс для родителей «Вместе весело дышать!»

Мастер – класс для родителей«Вместе весело дышать!»...