Консультация для педагогов на тему: « Предметная деятельность и ее роль в формировании речи детей раннего возраста».
консультация по развитию речи (младшая группа)

Ранний возраст- чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная деятельность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД  № 2 ДЕЛЬФИН»

Консультация для педагогов на тему: « Предметная деятельность и ее роль в формировании речи детей раннего возраста».

Подготовили: воспитатели Иванкова А.Ю.

Ахадова Е.Г.  

Ранний возраст- чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная деятельность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих  действий. В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

  • Взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
  • Он организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия.
  • Через  поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

Благодаря сотрудничеству со взрослым к концу этого периода (3 года) ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть игрушками.

          Одним из главных событий развития ребенка раннего возраста является овладение речью, Ситуация, в которой возникает речь, должна представлять предметное сотрудничество ребенка со взрослым. За каждым словом должно стоять  то, что оно обозначает, т.е. его значение какой либо предмет. Потребность необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, к.т. можно назвать.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести определенное слово, а это значит, что он должен отвернуться от нужного предмета, обратиться к взрослому, выделить  произносимое им слово и употребить этот знак социально – исторической природы для воздействия на окружающих.

 Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв», к.т. проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращенную к нему речь, но и прислушиваться к словам, которые к ним не обращены. Понимают содержание простых сказок и стихов, легко запоминают небольшие стихотворения и сказки. И воспроизводят их с большой точностью. Пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.  Малыш осваивает грамматическую  форму речи, выполняет речевые инструкции взрослого. Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Оно складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание. Сначала у детей наблюдается внимание  и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни проявляется чувствительность детей к отношению сверстника. Это становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчеркивает их общность, их привлекательность и прочее. Серьезные успехи ребенка к предметным действиям, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяет все его поведение. К концу раннего детства нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать не зависимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в словах   «Я Сам» которые являются свидетельством кризиса трех лет.

Интернет  источник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Консультация для педагогов по теме: «Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения».

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.     Метод воспитания звукопроизношения путем специфической ...

Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...

Предметно -развивающая среда группы, направленная на равитие речи детей (ранний возраст)

Предметно -развивающая среда группы, направленная на равитие речи детей (ранний возраст)...

Консультация «Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития речи детей раннего возраста»

В презентации раскрыты особенности организации предметно-развивающей среды как важной составляющей развития речи дошкольников (ранний дошкольный возраст)...

Консультация для педагогов на тему «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста»...