Конспект занятия «Поможем бабушке Федоре»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Романова Оксана Николаевна
В ходе занятия использовались элементы ТРИЗ, мнемотехники, моделирования и здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные технологии исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_babushke_fedore.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 44 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Конспект занятия по речевому развитию

«Поможем бабушке Федоре»

с использованием элементов ТРИЗ, моделирования и игровых технологий для детей 5-6 лет.

Автор: Романова Оксана Николаевна,

 воспитатель группы № 12

Санкт-Петербург

2024

Цель: формировать представление о предметах материальной культуры – посуде.

Задачи:

  • Закреплять и обобщать познания детей о посуде.
  • Учить различать посуду. 
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между материалами и назначением посуды.
  • Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, умение образовывать прилагательные от существительных;
  • Развивать способность задавать вопросы, составлять описательный рассказ о посуде по схеме.
  • Упражнять детей в мелкой моторике, речевом дыхании, в умении согласовывать движения и речь, формировать пространственные представления.
  • Воспитывать интерес и желание слышать и слушать друг друга, желание помогать людям в трудную минуту, умение сопереживать.
  • Воспитывать экологическую культуру детей.

Методы и приёмы, технологии: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям и беседы, дидактическая игры, чтение художественной литературы, технологии моделирования, ТРИЗ, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные и технологии исследовательской деятельности

Оборудование: предметные картинки по теме «Посуды», предметы

настоящей посуды, интерактивная схема (6 экранов) для составления описательных рассказов - загадок о посуде, разрезные картинки «самовар» (2), сундучок, мяч, дерево с загадками, наборное полотно с маркерами, карточки к игре «Четвертый лишний» (посуда), шкафчики с 4 полками к игре «Разложим по порядку», 4 лягушонка из одноразовых тарелок, пень и озеро

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и образцов с различными видами посуды, разучивание загадок о посуде, физкультминутки «Посуда», пальчиковая гимнастика «Жила была посуда», дидактические игры «Из чего сделана посуда»«Каждый продукт в свою посуду»«Чего не стало»«Что лишнее», чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе»«Муха - цокотуха»«Дудочка и кувшинчик», разучивание стихотворения «Если б не было посуды…», песенки – сценки «Четверо лягушат» Железнова, изготовление кукол и игрушек из одноразовых тарелочек.

Ход занятия:

I. Вводная часть

Приветствие

(дети вместе с воспитателем встают в круг)

Здравствуйте, мои друзья - вас так рада видеть я!

Давайте вместе встанем в круг - слева друг и справа друг!

Руку другу протяни - тепло и радость подари!

И еще скажу я вам - гости пришли сегодня к нам!

Ручкой мы им всем помашем - Здравствуйте! Все дружно скажем!

Сегодня будем мы играть - мир предметный изучать.

Будем дружными и смелыми - нам по плечу любое дело!

В  Ребята, у нас сегодня необыкновенное занятие. Но чтобы узнать его тему, я вам предлагаю поиграть со мной в игру «Да – нет», а помогут нам волшебные Феи (появляются картинки: Фея рукотворного мира, фея Живой природы, фея Неживой природы)

Игра «Да –нет»

Дети угадывают тему занятия, задавая вопросы, на которые воспитатель может ответить только – да или нет

Вопросы детей:

Ответы воспитателя:

–  Это объект живой природы? (фея)

- Нет

–  Это объект неживой природы? (фея)

- Нет

–   Это объект рукотворного мира?

- Да

- Это одежда?

- Нет

- Это мебель?

- Нет

- Это игрушки?

- Нет

- Это посуда? (фея крепится на доске))

- Да

В – Правильно – сегодня мы поговорим о посуде…

Стук в дверь – в группу заносят посылку…

В  Посмотрите, ребята, к нам пришла посылка, а в ней письмо лежит. Давайте его прочитаем…

«На опушке возле леса я живу совсем одна.

Раньше в доме был порядок: и уют, и чистота.

Годы шли, я постарела - лень меня вдруг одолела.

И решила вся посуда тут же от меня сбежать.

Потому что надоело ей всегда в пыли стоять.

Но потом всё изменилось, и посуда воротилась,

Воротилась, но не вся.

Очень вас прошу, ребята, всю посуду отыскать

И поставить в шкаф опять.»

В – Ну что, давайте вместе поможем Федоре? (ответы детей) Ребята, но для этого нам нужно попасть в сказку? Но как мы туда попадем? (ответы и предположения детей). Ой, ребята, посмотрите – в посылке лежит клубочек, это Федорушка его нам прислала – вот он-то нам и поможет в сказку попасть.

II. Основная часть.

Русская народная игра «Клубочек»

 (дети берутся за руки и друг за другом за воспитателем сначала закручиваются в середину, а потом дети поднимают руки вверх и воспитатель выводит деток опять на круг)

Уж мы лесом шли, перелеском шли –

Клубок ниточек нашли, клубок ниточек нашли …

Клубок катится – перекатится,

Нитка тянется – перетянется

Клубок – дале-е-е, дале-е, дале-е…

Нитка – бол-е-е, боле-е, боле-е…

«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи

Уж мы лесом шли, перелеском шли –

Клубок ниточек нашли, клубок ниточек нашли …

Клубок катится – перекатится,

Нитка тянется – перетянется

Клубок – дале, дале, дале…

Нитка – боле, боле, боле…

Дети садятся на стульчики

В – Вот мы и попали в сказку «Нам клубочек, помоги - где посуда подскажи!» (воспитатель перебирает клубочек в руках (звучит музыка волшебная) и подходит к волшебному Чудо – дереву)

В – А встречают нас коты, ишь ты «…расфуфырили хвосты и бегут во всю прыть, чтоб посуду воротить…». Они предлагают отгадать загадки:

  1. Среди ложек я полковник. И зовут меня … (половник)
  2. Чайника подружка, имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли,

А зовут её. (кастрюля).

  1. Ее за ручку мы берем чай, кофе из нее мы пьем. (чашка)
  2. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)
  3. На кухне ей всегда почет

Она и жарит, и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без (сковороды)

  1. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы Глубокая и мелкая

Зовут ее … (тарелкой)

 (Воспитатель ставит картинки - отгадки на доску)

Дидактическая игра «Разложи посуду»

В –  Молодцы, все загадки отгадали. Как назвать все эти предметы одним словом?

Д –  Это посуда.

В – Да правильно, это посуда – предметы для хранения, приготовления и подачи пищи.  Всю посуду можно разделить на две большие группы. Давайте вспомним, какая бывает посуда.

В –  Как называется посуда, которую ставим на стол, используем во время еды, из которой мы едим и пьём?

Д –  Столовая. (дети выбирают и ставят картинки к маркеру – «столовая посуда»

В –  Правильно, столовая посуда бывает разная: обеденная, чайная, кофейная. А еще есть столовые приборы – они помогают нам принимать пищу. (дети ставят картинки к маркеру «столовые приборы» 

В –  Как называется посуда, в которой готовят?

Д –  Кухонная посуда.

В –  Для приготовления вкусной и полезной пищи нужны кухонная посуда, кухонные инструменты и приспособления. Кухонная посуда – это то, в чём и с помощью чего мы готовим пищу. А ещё есть кухонные приспособления: кухонные ножи, разделочные доски, сито, скалка, дуршлаг и другие.

В –  Ну а нам нужно двигаться дальше - посуду искать «Нам клубочек, помоги - где посуда подскажи(воспитатель перебирает в руках клубочек - звучит музыка волшебная)

В –   Ребята, я вижу какие-то осколки. Да это же Федорина посуда! А пока посуда от Федоры убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами соберем всю ее посуду.

Проводится игра «Собери посуду».

(Дети подходят к столу, берут конверты с разрезными на 6 -8 частей картинками и собирают).

В  Ребята, а какую посуду вы собрали? (самовар и чайник)

Ребята, а как вы думаете, раньше посуда была другая и чем она отличалась от современной? (cлайды)

В  Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами вспомним, какая она бывает, из чего ее делают.            

Игра «Из чего сделана посуда?».

(Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают)

Ложка из дерева - деревянная.

Чашка из фарфора - фарфоровая.

Ваза из хрусталя - хрустальная

Терка из металла - металлическая

Графин из стекла - стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая.

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глиняная

Нож из стали – стальной.

Ступка из камня – каменная

Тарелка из бумаги -  бумажная

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вытянули руки перед собой.

В  Ну а нам нужно двигаться дальше посуду искать «Нам клубочек, помоги - где посуда подскажи(воспитатель перебирает в руках клубочек - звучит музыка волшебная)

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

В – Ребята, а теперь нам нужно всё разложить по порядку на полочках в шкафу для посуды.

(Воспитатель показывает схему, а дети размещают в шкафу посуду и называют, правильно согласовывая слова (пять чашек и один чайник заварочный - на первой полке, три тарелки и четыре стакана - на второй, три вилки и шесть ложек - третьей полке, и две кастрюли и четыре сковороды - на четвертой полке)

Дидактическая игра «Что лишнее?»

На доске выложен первый ряд карточек: кастрюля, чайник, кружка, чашка, телевизор.

В  Какой предмет здесь лишний, почему?

Д  Телевизор - бытовой прибор, остальные предметы - посуда.

На доске выложить второй ряд карточек: сковорода, половник, стакан, дуршлаг, кастрюля.

В  Какой предмет здесь лишний, почему?

Д  Стакан сделан из стекла, а вся остальная посуда из металла.)

На доске выложить третий ряд карточек: хлебница, масленка, сахарница, солонка, тарелка.

В  Какой предмет здесь лишний, почему?

Д  Тарелка предназначена для еды, остальная посуда для хранения продуктов питания.

В – Ребята, есть посуда, которая создана для хранения продуктов и для каждого продукта нужна определенная посуда – давайте поможем разложить продукты правильно.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

(Проводится игра с мячом в круге, детям воспитатель кидает мяч – дети отвечают)

Масло сливочное положим – в масленку

Сахар насыпаем – в сахарницу

Молоко нальем – молочник

Соль у нас лежит -  в солонке

Перец – в перечнице

Хлеб положили – в хлебницу

Фрукты - фруктовницу

Сухари - сухарницу

Морс налили – в графин

Конфеты к чаю у нас – в конфетнице.

В – Ну а нам нужно двигаться дальше посуду искать «Нам клубочек, помоги - где посуда подскажи(воспитатель перебирает в руках клубочек - звучит музыка волшебная)

Игра «Да – нет»

(составление описательного рассказа о посуде)

В – А здесь в сундучке спряталась еще посуда, но что бы её найти вам нужно угадать. Вы можете задавать мне вопросы, на которые я могу отвечать только «да» и «нет». Поможет вам вот эта интерактивная схема - панно. Дети спрашивают у воспитателя:

  1. Это столовая, кухонная, посуда, это столовые приборы, кухонные? (перемещают стрелку)
  2. Эта посуда … цвета (оставляют в ромашке нужные цвета)
  3. Эта посуда из (бумаги, фарфора, глины, железа) - (перемещают стрелку)
  4. Эта посуда … размера, толщина, глубина, вес (перемещают стрелку)
  5. Эта посуда имеет - дно, стенки, крышку, ручки (оставляет только то, что есть)
  6. Этой посуду используют для… (выбирают нужный конверт и закрепляют картинку)

В – Молодцы ребята вы всю посуду отыскали и здорово бабушке Федоре помогли – вот она обрадуется!

Появляется Федора 

(девочка старшей группы в русском народном костюме заходит в группу – идет к детям, поёт и ищет глазами посуду под столом, на полках, за стульями))

Ф – «…Ах, вы бедные сиротки мои,

Чашки, вилки, сковородки мои!

Воротитесь-ка родимые домой –

Я водицей вас омою ключевой,

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком –

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять!...»

В – Ребята, посмотрите, это же наша бабушка Федора – ходит и ищет свою посуду по лесам по полям…

Ф – Ой, здравствуйте, спасибо Вам, ребятки! Всю мою посуду вы нашли, всю собрали и красиво разложили.

В – Здравствуй, Федорушка, да ребята очень старались и нашли всю твою посуду – помогли тебе, как ты нас и просила. Только ты нам должна пообещать, что не будешь больше лениться – будешь ухаживать за посудой и тогда она станет тебе служить верой и правдой…

Ф – Да! Да! Да!

Я вам всем хочу пообещать.

Ох не буду я посуду больше бить и обижать,

Буду чисто мыть посуду,

А поставить все на место я не позабуду!

В – А сейчас послушай стихотворение, которое ребята выучили для тебя

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты.

В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут!

Ф – Ребята, а я слышала, что есть такая посуда одноразовая и её не нужно мыть – это же так удобно, использовать один раз и выкинуть…

Игра «Хорошо – плохо»

В – Действительно, одноразовая посуда очень удобна, она легкая и ее не нужно мыть, но она загрязняет окружающую среду – образуются свалки из одноразовых бумажных и пластиковых отходов, пакетов, мусора. Но наши детки придумали, как сократить количество мусора – уменьшить наши свалки и не загрязнять нашу матушку природу. Нужно проявить творчество и делать из отходов игрушки, забавные поделки и просто красивые вещи.

В – вот посмотри, каких забавных лягушат сделали ребята из одноразовых тарелок, а ещё они покажут тебе сейчас забавную сценку и споют песенку вместе со своими лягушатами.

Сценка «Четверо лягушат»

Ф – Спасибо вам ребята – вы мне сегодня очень помогли, но вам пора в садик возвращаться, а я буду вас вспоминать и снова в гости поджидать…

Русская народная игра «Клубочек»

 (дети берутся за руки и друг за другом за воспитателем сначала закручиваются в середину, а потом дети поднимают руки вверх и воспитатель выводит деток опять на круг)

Уж мы лесом шли, перелеском шли –

Клубок ниточек нашли, клубок ниточек нашли …

Клубок катится – перекатится,

Нитка тянется – перетянется

Клубок – дале, дале, дале…

Нитка – боле, боле, боле…

«Нам клубочек, помоги, в детский сад нас отведи

Уж мы лесом шли, перелеском шли –

Клубок ниточек нашли, клубок ниточек нашли …

Клубок катится – перекатится,

Нитка тянется – перетянется

Клубок – дале, дале, дале…

Нитка – боле, боле, боле…

III. Заключительная часть

В  – Вот мы и в группе опять. Какое замечательное путешествие мы совершили.

– Где мы сегодня побывали, кому помогали?

– Что делали, о чем говорили?

– Что, ребята, вам больше всего понравилось?

– А хотелось бы вам еще раз побывать в сказке, а в какой? (ответы детей)

– Спасибо большое вам, вы большие молодцы, занятие закончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ

 Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем  детей с ОНР.  НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...

Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре»

Занятие по художественной деятельности разработано для детей 4-5 лет. Оно совершенствует знания дошкольников о предметах посуды и знакомит с новым видом аппликации - декупажем....

Конспект занятия: "Поможем бабушке Федоре"

ДАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПРОВОДИТСЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ "ПОМОЖЕМ БАБУШКЕ ФЕДОРЕ". ОНО НАПРАВЛЕННО НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:УТОЧНЯЕТ И РАСШИРЯЕТ ...