Задачи и этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи у старших дошкольников.
методическая разработка по развитию речи

Князева Евгения Анатольевна

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Воспитание звуковой культуры в старшем дошкольном возрасте предполагает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- воспитание орфоэпически правильной речи— умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

- формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

- выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

- воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородач, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно.

В старшем возрасте — особое внимание уделяется выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия. 

Воспитание ЗКР в старшем дошкольном возрасте направлено на

- совершенствование произношения звуков,

- выработку отчетливого произношения слов.

- умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки с - з,

с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р.

Подготовительная к школе группа.

Основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).

Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.

В старшем дошкольном возрасте закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма.

На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации.

Начиная со старшего дошкольника в практике детского сада обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

1 этап – подготовительныйпредполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

2 этап - становление звуков речи, или постановка звукаПостановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными, последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л). Используются такие приемы как подражание, вызывание звука. Объяснение артикуляции нужного звука, образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.

3 этап – закрепление и автоматизация звуков. Сначала звук включается в звукосочетание, затем в слово и фразу. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз.

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.).

4 этап – этап дифференциации смешиваемых звуков. Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. Целесообразно использовать игровой материал (игры «Шура и Женя», «Галя и Катя», «Бим и Бом»), предметы, игрушки, картинки.

В программе «От рождения до школы» речевое развитие включает разнообразие разделов по речевому направлению. Это и владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. А также развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Возрастная группа

Название раздела

Программа
"От рождения до школы"

Старшая группа

ЗКР

Закреплять правильное, отчетливое произ-

несение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по  артикуляции  и  звучанию  согласные  звуки:  с  —  з,  с — ц,  ш — ж,  ч — ц,

с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Подготовка к обучению грамоте

 Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Раздел программы «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты» предполагает включить в себя профессиональный подход к её реализации через организацию детской творческой деятельности; использование дидактических игр и упражнений. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму, с учетом его возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, поделки из бумаги и пластилина, а также использование ИКТ. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по данной программе, так как к программе прилагается методический и словесный материал по разным пособиям и книгам, которые соответствуют ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства в...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

семинар  «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему:  «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

Формирование правильного произношения звуков Выработка дикции  Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением Работа над орфоэпической правильностью ...

Доклад "Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников."

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников....

Задача и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольниковЗвуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления с...