Конспект нарушение непосредственной образовательной деятельности (НОД) по развитию речи в старшей группе "Зимующие птицы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Косолапова Светлана Степановна

Цель: Закрепление и обобщение знаний о зимующих птицах.

Образовательные задачи:

- Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах.

Развивающие задачи:

-  Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями.

-  Расширять словарный запас.

-  Развивать логического мышления, зрительного внимания, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей и тонкой моторики пальцев рук, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

-  Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

-  Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимующие птицы".

Цель: Закрепление и обобщение знаний о зимующих птицах.

Образовательные задачи:

- Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах.

Развивающие задачи:

- Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями.

- Расширять словарный запас.

- Развивать логического мышления, зрительного внимания, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей и тонкой моторики пальцев рук, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

1 Водно-мативатическая часть.

На экране картинка с зимующими птицами.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся! А здороваться мы с вами будем с помощью - Пальчиковой речевой игры "Здравствуй" (по стихотворению Т. Сикачёвой)

Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже "Здравствуй" говорю

Я соседской... курице

(Дети показывают "крылышки").

Здравствуй, солнце золотое!

(Показывают солнце).

Здравствуй, небо голубое!

(Показывают небо).

Здравствуй, вольный ветерок!

(Показывают "ветерок").

Здравствуй, маленький дубок!

(Показывают "дубок").

Здравствуй, Утро!

(Жест рукой вправо).

Здравствуй, День!

(Жест влево).

Нам здороваться не лень!

(Разводят обе руки в стороны).

2 основной этап.

Воспитатель: Дети, Даша для нас приготовила стихотворение Ольги Высотской «Мастерица зима» давайте присядем и послушаем и посмотрим слайды на экране:

(дети садятся на стулья полукругом перед экраном)

Даша читает:

Пришла зима, хлопочет: - слайд 2

Укутала в снега

Все кочки и пенечки, - слайд 3

Скамейки и стога. - слайд 4

Зима велела дубу - слайд 5

Накинуть пышный мех, - слайд 6

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех. - слайд 7

Краснеют свиристели - слайд 8

На веточках берез.

Они не улетели.

А выдержат мороз?

Воспитатель: О каком времени года говориться в стихотворении?

Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие)

На экране появляется картинка с зимующими птицами. - слайд 9

Что это за птицы, смелые да выносливые, что холодов не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите. (Воробьи, вороны, сороки, синички, снегири, совы, дятлы, клесты, голуби, свиристели, глухари, куропатки.)

Воспитатель: Дети, а вы хотите с ними поиграть?

Я приготовила для вас игру «Четвертый лишний»

Игра: «Четвёртый лишний»

На экране изображения птиц (три зимующие, одна перелётная). 4 варианта – слайды с 10 по 13.

Воспитатель: посмотрите на этих птиц, и скажите, какая лишняя и почему?

(лишняя ласточка, потому что все птицы – зимующие, а она одна – перелётная)

Воспитатель: Как замечательно вы справились с этим заданием .

На экране появляется картинка с зимующими птицами. - слайд 14

Воспитатель: Дети , Я хочу предложить вам поиграть с мячом? Вы согласны? Тогда становитесь в круг, мы поиграем в игру «Назови ласково».

Игра «Назови ласково»

(Снегирь, синица, голубь, воробей, птица, крыло, клюв, хвост, перо, пух)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились отлично.

Воспитатель: Дети, а вы любите отгадывать загадки?

(дети садятся на стулья и внимательно смотрят на экран)

Игра: «Отгадай загадку и найди отгадку»

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Кто это?

Дети: Снегирь (на экране появляется снегирь крупным планом.) - слайд 15

Воспитатель: Дети, а как вы думаете , почему эту птицу называют снегирем ?

Ответы детей. (От слова снег.)

Кто хочет рассказать о Снегире и описать его? (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое; клюв короткий, толстый, черный.)

Воспитатель: Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины, семена клена, липы и клевать зернышки.)

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Кто знает, как она передвигается?

Ответы детей:(Снегирь малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.)

На экране появляется картинка с зимующими птицами. - слайд 16

Воспитатель: Замечательно послушайте следующую загадку:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Кто это?

Дети: Дятел (на экране появляется дятел крупным планом). – слайд 17

Воспитатель: Дети давайте рассмотрим эту птицу. Какой красивый! Кто хочет описать его?

Ответы детей: (Верх тела — головы, шеи, спины и крыльев — у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.)

Воспитатель: Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.)

Воспитатель: А где проводит большую часть времени? (На дереве.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинки, долбит шишки.)

Воспитатель: Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев.

Воспитатель: А как вы думаете, как по-другому называют дятла?

Дети: Дятла называют санитаром леса.

На экране появляется картинка с зимующими птицами. - слайд 18

Воспитатель: Много интересного вы про птиц знаете. Я хочу вам тоже рассказать про одну необычную зимующую птицу. Вы хотите узнать, про какую птицу? Тогда отгадайте загадку:

Старый дедушка лесной,

С красными бровями

В нос бубнит, как секретарь,

Сводку с новостями…..

Дети: Глухарь (на экране появляется глухарь и капалуха крупным планом). - Слайд 19

Воспитатель: Эта большая по размеру птица. Живет в наших северных лесах. Самку Глухаря называют капалуха, она отличается от глухаря по размеру и раскрасу. Дети посмотрите какие красивые перышки у глухаря они переливаются сине- зеленым цветом на груди , шеи и хвосте. Посмотрите какой большой и красивый хвост у глухаря. Глухаря можно назвать северным павлином. А еще глухарь непохож на других птиц тем что в брачный период он на столько увлечен своей избранницей что становится глухим , и к нему можно подойти очень близко. Питается глухарь летом ягодами и семенами, а зимой питается грубыми иголками лиственницы и сосны. Для того чтобы он мог переварить такую грубую пищу осенью эта птица собирает на берегах рек и ручьев маленькие круглые камешки и глотает их . Вот какая необычная птица живет в наших лесах.

На экране появляется картинка с зимующими птицами. - слайд 20

Воспитатель: А сейчас давайте еще раз посмотрим на экран и попробуем отгадаем последнею загадку.

Она маленькая птичка,

И зовут ее...

Дети: Синичка (на экране появляется синица крупным планом). – слайд 21

Воспитатель: Ребята, вы хотите с ней поиграть?

Динамическая пауза «Синица»

Скачет шустрая синица. (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится. (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки – на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень! (Прыжки на месте с ноги на ногу.)

Воспитатель: Тише-тише, не спешите

И спокойно подышите. – Слайд 22

Дыхательная гимнастика

Вдох через нос. Выдох через рот длинный и умеренный. Перед ртом ставим раскрытую ладонь и потихоньку дуем как можно дольше , сдуваем «перышко». Посте 2-3 повтора слайд 23

Филин

Сидит филин на дубу -- Вдох. - Слайд 24

И кричит: «Бу-бу-бу-бу». Выдох со звуком. - Повторить 2 раза.

На экране появляется картинка с зимующими птицами. – слайд 25

Воспитатель: Дети, послушайте музыка зовет нас поиграть с пальчиками.

Музыкальная пальчиковая игра: «Птицы-пальчики»

(под фонограмму)

После танцевальной паузы дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, подскажите мне пожалуста,

Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)

Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)

Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

Если у вороны чёрные крылья, то она какая? (Чернокрылая)

Если у сороки длинный хвост, то она какая? (Длиннохвостая)

Если у синицы желтая грудь, то она какая? (Желтогрудая)

Воспитатель: Дети, а про кого из зимующих птиц можно сказать

мой? (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь...),

моя? (ворона, синица, ворона, овсянка...),

мои? (птенцы, птицы, голуби).

Воспитатель: Какие вы замечательные и умные дети. Скажите вы запомнили, кто как поёт?

Воробей - … чирикает.

Сорока - … стрекочет.

Голуби - … воркуют

Ворона - … каркает

Клёст - … свистит

Синица - … пищит.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько разных картинок с изображением птиц. А вы хотите сами выложить портрет птицы? У нас есть разные материалы, подойдите, выберите, кто что хочет и приступайте к работе.

( дети выкладывают на столе птиц из разных материалов: счетные палочки, цветной кордон, фетр)

По окончанию работы дети проходят на стульчики.

(на экране картина: «Птицы на кормушке») -- слайд 26

Воспитатель: Дети, давайте сосчитать птичек, которые прилетели к кормушке? Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Посчитай-ка»

Один снегирь, три снегиря, пять снегирей. (Воробей, синица).

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено. – слайд 27

Дети составляют предложения.

Воспитатель: Составьте пожалуйста предложения по картинке . – слайд 27

Вопросы:

1. Как называется домик с кормом для птиц? (домик с кормом для птиц называется кормушка) –слайд 28

2. Какие птицы прилетели к кормушке? (к кормушке прилетели зимующие птицы) -- слайд 29

#1063;то едят синички? (синички едят семена, ягоды, крошки, очень любят сало)

4. Какую пользу птицы приносят людям? (спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу)

5. Почему нужно помогать птицам зимой? (птицам нужно помогать зимой, чтобы они не погибли от голода).

6. Как и чем мы можем помочь птицам зимой?

Воспитатель: Дети давайте попробуем ответить на этот вопрос стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц»?

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Не богаты их корма —

Горсть зерна нужна.

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: Дети посмотрите внимательно на экран. – слайд 30

Я сейчас буду вам рассказывать рассказ, а вы слушайте внимательно. Если я скажу что то неправильно вы меня поправьте. И скажите предложения правильно. Договорились?

Пошли однажды птички в лес детей покормить. – дети исправляют.

Насыпали птички семечек и пшена в кормушку и стали дети слетаться. – дети исправляют

………….

(на экране картина: «Птицы на кормушке») -- слайд 31

3 Рефлексия.

Воспитатель: Дети, а сейчас приглашаю вас к игравизорам . Посмотрите у нас есть игровизоры «Угости птицу»,определите что за птицы изображены на них и каким кормам питаются птицы, соедините птичку и корм линией! (дети выбирают игравизор и «кормят» птиц).

«Угости птицу» (работа с игравизорами)

Воспитатель: Дети, какие вы молодцы и умницы, хорошо знаете, каким кормом можно зимующих птиц угостить, а вы хотите по-настоящему покормить птиц? Давайте подойдем к столу и выберем корм каторый едят птицы, насыпим в кармушке, а я выйду и развешу на деревья. Так как на улице сильно холодно вы понаблюдаете из окна группы.

На столе стоят тарелочки с различными продуктами дети должны выбрать что едят птицы.

C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\C:\Documents and Settings\Логопед\Рабочий стол\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «В гостях у Золушки»

Направление: Речевое развитие Тема занятия: «Звук Л». Лексическая тема: «В гостях у Золушки». Занятие проводится  с детьми старшей логопедической группы с ф...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе № 9 Пересказ сказки «Собака и петух»

Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.  Учить подбирать определения (прилагательные и действия(глаголы) к одушевленным существительным (лиса, с...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группе по теме "МОЯ СЕМЬЯ"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Расшири...

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития приёмами наглядного моделирования.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения для детей дошкольного возраста  с ОДА и ЗПР  является использование наглядного моделирования. Наглядн...

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата Образовательная область: физическое развитие

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппаратаОбразовательная область: физическое развитие. Пригодится инструкторам по физической культ...

Система работы по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Часто учителя - логопеды задаются вопросом, как работать с детьми , имеющими тяжелые нарушения речи. Возможно эта статья поможет вам настроиться на рабочий лад....