ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по теме: «Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников».
методическая разработка по развитию речи

Баева Ольга Игоревна

   В концепции модернизации российского об образовании говориться, что

развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в

ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся

мобильностью, динамизмом, конструктивностью. А это во многом зависит от

педагогов-дошкольников, стоящих у истоков становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по теме:

«Дидактическая игра как средство развития речи

у дошкольников».

1.Обоснование актуальности опыта.

   В концепции модернизации российского об образовании говориться, что

развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в

ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся

мобильностью, динамизмом, конструктивностью. А это во многом зависит от

педагогов-дошкольников, стоящих у истоков становления личности.

    Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в

«Законе об образовании РФ» (ст. 14) перед педагогами назрела необходимость переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу.

    О значении игры для современного и полноценного развития дошкольника

свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их квалификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми.

    В связи с этим и представляет особый интерес изучение игры, истинно детской деятельности, и её активное внедрение в практику работы детского

дошкольного учреждения.

    Предпосылками или условиями возникновения моей работы над темой послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, мои собственные наблюдения за развитием речи у детей в процессе дидактических игр.

    Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным,

создать радостное рабочее настроение. Это повышает речевую активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

    Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития речевой активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних

и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

   Чем старше дети, чем выше уровень их общего развития и воспитания, тем

более значимой является педагогическая направленность дидактической игры для речевой активности ребёнка.

Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.

Задачи:

1. Создание предметно – игровой среды для организации дидактических игр и обеспечение комфортности пребывания ребенка раннего возраста в детском саду;

2. Формирование навыков понимания речи и расширения словарного запаса;

3. Воспитание положительных эмоций, чувств сопереживания, радости, симпатии, желание проявлять заботу о других;

4. Повышение педагогической культуры: интеграция усилий всех участников процесса: педагоги – дети – родители;

2. Сущность опыта.

   Речевая активность относится к достаточно широко изученным проблемам в философии, психологии, педагогике. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

   У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят

М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание). Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И.Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л.С. Выготский, С. А. Шмаков и др.

   С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры»

   Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

   Французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.

    К.Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К.Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений

   Игра не потеряла своей значимости и в современном процессе воспитания,

развития и обучения детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Очень хорошо и полно, на мой взгляд, особенности речевой активности описаны в работах Г. И. Щукиной.

   Г. И. Щукина определяет речевую активность как интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями, под эмоциональным – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции.

   Далее она рассматривает следующие ступени развития речевой активности посредством игры: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих условий.

Любознательность и элементарный познавательный интерес не является врожденными качествами, а любопытство само по себе есть не что иное, как

реакция на новизну, и отличается большой рефлекторностью, чем любознательность, а тем более – познавательный интерес. Однако миновать

стадию любопытства в развитии интереса невозможно.

   Таким образом, в основе моего опыта научные идеи относительно дидактических игр советских и зарубежных авторов С.Л. Рубинштейна, К.Д.

Ушинского, А. Валлона и др., работы по речевой активности Г.И. Щукиной, психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр, которые описаны Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т., с учетом программы нашего детского сада - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой, основных принципов современного образования и конвекции ООН о правах ребёнка.

3. Ведущие идеи педагогического опыта.

   Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и, самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является, создание эффективных условий для активизации познавательной активности у детей с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процессов воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

4. Новизна.

   Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.

5. Возможность и условия усвоения детьми данной темы.

   Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.

-Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.

-Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.

-Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

На занятиях по развитию речи используют три вида дидактических игр.

-Игры с предметами (игрушками, природным материалом).

-Настольно-печатные.

-Словесные игры.

   Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

    Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомились с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).

   Используя, «лото», уточнялось представление о сезонных явлениях. Например, лото «Времена года», о различных профессиях «Кому что нужно?». Широко применялись на занятиях по развитию речи словесные игры. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка «Закончи предложение», «Доскажи словечко». Дети учились высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Детям очень нравилось придумывать небылицы. Эти игры хороши тем, что вызывали веселый смех, развивали чувство юмора.

   Дидактическая игра помогала детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. Дидактическая игра организовалась по плану в часы занятий по развитию речи, кроме того, в часы, отведенные для игр. В утренние часы игра помогала создавать у ребят доброе, радостное настроение на долгое время. Также в утренние часы предлагались дидактические игры индивидуально на закрепление звуковой культуры речи. Учились правильно выделять звуки проговаривания чистоговорки, потешки, считалки. Чтобы не снижалась умственная активность играющих и не падал интерес к поставленной задаче, игра должна длиться от 10 до 20 минут.

   Для снятия зрительной нагрузки проводились физминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе оборудована дидактическая зона, где дети пользовались разнообразным материалом, с которым они играли по своему желанию индивидуально, небольшими группами. Подбор игр и материала подбирался с учетом требований к наглядности. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденности, переживания радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленный в ней задач. Например: в игре «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи». У детей формировались представление о предмете. В игре «Найди пару» дети, передвигаю стрелку по диску, учились подбирать слова близкие по звучанию: мишка-миска, ком – сом и т.д.

   Во время игры воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, ни в коем случае не должно допускаться насилие над проигравшим.. Проигравшему ребенку внушается вера в свои силы, возможность исправить свою ошибку.

   Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, создаются необходимые условия:

-Отводится играм достаточное время.

-Организовывается спокойная обстановка.

подбираются соответствующие дидактические игры.

-При подборе, прежде всего, учитывается доступность, повторяемость, постепенность, выполнения задания, сезонность.

   В игре ребенок должен получить возможность действовать самостоятельно, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт. Наблюдая за самостоятельными играми детей, выявлялись их знания, уровень умственного развития, особенности поведения. Это подсказывало, какие игры полезны ребенку, в чем ребенок силен, в чем отстает.

   Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.

   Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков. Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами. Рекомендуется играть с детьми даже на кухне.

6. Результативность.

    Диагностика уровня знаний детей по развитию речи, проведенная в начале учебного года и в конце учебного года в течение трех лет дала положительные результаты, наблюдается положительная динамика:

ЗКР

ГСР

Формирование словаря

Связная речь

2021 - 2022

66%-72%

58%-69%

65%-70%

60%-74%

2022 - 2023

75%-80%

70%-78%

73%-84%

75%-80%

2023 - 2024

85%-90%

80%-85%

86%-91%

80%-88%

  Вывод.

    Таким образом, систематическая работа с детьми по развитию речи в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

   Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе дидактических игр.

    Дидактические игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Дидактическая игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

Список литературы

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 48 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

4. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М.: Речь; 2007. - 114 с.

5. Ильяшенко, М. В., Ушакова, О. С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. / М. В. Ильяшенко. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. - 140 с.

6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2012. - 414 с.

7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник. - М.: Академия, 2013. -144 с.

8. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. пособие по развитию речи детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

9. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 302 с.

10. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. - М.: Педагогика; 2007. - 208 с.

11. Педагогика: Учебник / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. - М.: Дрофа, 2007. - 576 с.

12. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. - М.: Академический проект, 2008. - 128 с.

13. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с.

14. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. - М.: Велби, 2007.

15. Смольникова Н. Г., Ушакова О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 144 с.

16. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Владос, 2013. - 132 с.

17. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - М.: Сфера, 2012. - 288 с.

18. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольников. - М.: Сфера, 2013. - 56 с.

19. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 288 с.

20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Под соснами, под елками… Развитие речи. -М.: Карапуз, 2008. - 18 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)

Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная  игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....

Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.

В статье даны рекомендации для родителей,  как  с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и   обогащать речь малыша....

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Исследовательский прект"Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

 Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуац...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Исследовательский проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Сущность сюжетно- ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что д...