Комплексы игровых упражнений для дошкольников младших и средних групп «Речевая гимнастика»
методическая разработка по развитию речи

Гайворонская Диана Наримановна

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь дошкольников: формируется, расширяется и уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи; развивается понимание речи; формируется диалогическая речь; развивается речевое общение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_gimnastika_ml_i_sr_vozrast.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы игровых упражнений

для дошкольников младших и средних групп

«Речевая гимнастика»

Гайворонская Д.Н.

учитель-логопед

г. Невинномысск

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь дошкольников: формируется, расширяется и уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

        Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а также улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса.

6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка. Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

Комплекс №1

1. «Сон». Одновременное закрывание и открывание глаз. Повторить 2-3 раза.

Мы глаза с тобой закроем,

А потом опять откроем.

Мы реснички опускаем.

Снова глазки открываем.

2. «В зоопарке». Поднимание и опускание бровей. Повторить 2-3 раза.

В зоопарке побывали.

Крокодила увидали.

Он зубастый! Так и знай!

Выше брови поднимай!

3. «Бегемот». Широкое открывание и закрывание рта (без произнесения звука, можно зевать). Повторить 2-3 раза

Бегемотик рот открыл.

Подержал. Потом закрыл.

Мы подразним бегемота-

Подшутить над ним охота.

4. «Оладушки». Ладони лежат на столе или на коленях. Менять на каждое слово положение ладоней вверх-вниз. Взрослый интонационно (громко и отчетливо) выделяет звук «А». Дети повторяют слова, договаривают фразы.

Мы играли в ладушки.

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем.

И опять играть начнем.

Ой, ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать заставили. (подули на ладошки)

6. «Пальчики здороваются». Каждый палец одной руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносить звук «А» при каждом соприкосновении.

6. «Кукла». Длительно тянуть звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

7. « Кто как кричит». Повторять звукоподражания.

Собака лает: АФ-АФ  

Лягушка квакает: КВА-КВА

8. «Бабочка». Вырезать из бумаги бабочек. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох, ладошка на уровне губ ребенка).

На лесной полянке чудо -
на цветочках  бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики. 

Комплекс №2

1. «Коала». Моргание. Повторить 2-3 раза.

По дорожке шла коала.

Эвкалипта лист жевала.

Замечталась и упала.

Часто-часто заморгала.

2. «Мама сердится». Сдвигание бровей к переносице. На каждое предложение сдвигаем и раздвигаем брови.

Рассердилась мама наша.

Не хотела каши Маша.

Брови хмурила вот так.

Каша – это не пустяк!

3. «Хоботок». Вытягивание  сомкнутых губ вперёд.  (без произнесения звука). Повторить 3-4 раза

Хоботок слонёнок тянет,

Он вот - вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слонёнку покажи.

6. «Поезд». Потешка. Тянем длительно звук «У»,  Повторить 2-3 раза

Едет, едет паровоз – ТУ-ТУ-У-У

Он вагончики повёз –ТУ-ТУ-У-У

7. «Кукушка». Потешка. Повторить 2-3 раза

У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поёт кукушка:

«КУ-КУ, КУ-КУ, КУ-КУ!»

8. « Кто как кричит». Повторять звукоподражания.

Корова мычит: МУ-У-У

Дудочка играет – ДУ-ДУ-ДУ

Волк воет: У-У-У

9.  «Пальчики здороваются»

Каждый палец одной руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении.

10. «Эхо»  Произносить сначала громко «АУ», затем повторить тихо «АУ».

11. «Полетели листья».  Вырезать из бумаги листья разных деревьев Предложить ребенку подуть на лист так, чтобы он полетел (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох, ладошка на уровне губ ребенка).

Комплекс №3

1.  «Рыжий кот». Подмигивание. Поочередно закрывать глаза. Повторить 2-3 раза.

Как хитрющий рыжий кот.

Поморгаем мы. Вот! Вот!

Левый глаз и правый глаз.

Получается у нас.

2. «Удивление». Брови поднять вверх. Округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. (без произнесения звука «О»). Повторить 2-3 раза

Удивляется народ,

Брови вверх и круглый рот.

3. «Капризуля». Надувание губ. Повторить 3-4 раза

Капризуля наша Люба.

Как карась надула губы.

Говорит карась большой.

-Дуться так, нехорошо!

4. «Кулак-ладонь». Ладони лежат на столе или на коленях. Менять на каждое слово положение ладонь-кулак. Повторить 2-3 раза.

Вот ладошка, вот кулак.

Ну-ка, сделай тоже так.

Ты попробуй, не спеши. 

5. «Пальчики здороваются». Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносить звук «О» при каждом соприкосновении. Повторить 2-3 раза

6. «Заболели зубы». Приложить ладони к щекам, покачивая головой, напевать: «О-О-О!». Повторить 2-3 раза

7. « Кто как кричит». Повторять звукоподражания.

Курочка: КО-КО-КО!

Скачем на лошадке: НО-НО!

8. « Кошкин дом». Проговаривать слова потешки, интонационно выделяя звук «О», ритмично хлопая в ладоши. Повторить 2-3 раза

Бом-бом-бом!

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

9. «Перышко». Предложить ребенку подуть на перо так, чтобы оно полетело (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох, ладошка на уровне губ ребенка).

Комплекс №4

1. «Дождик».  Поднять глаза вверх, опустить их вниз, голова неподвижна.

Капли падают - кап, кап -
С курток, зонтиков и шляп,
Фонарей, деревьев, крыш,
Объявлений и афиш,
Сколько капель!
Сколько луж!
Будто город принял душ!

2. «Мишка». Поочередное надувание обеих щек.

Мишка очень любит мед.

В улей он залез. И вот.

Словно флюс щека у мишки.

И испачканы штанишки.

3. «Пароход». Тянуть длительно звук «Ы». Повторить 2-3 раза.

Плыл  по  морю  пароход,
По  волнам  вперед – вперед.

И гудел на все лады:

Ы-Ы-Ы-Ы!

4. «Дракон». Дышать через одну ноздрю, зажимая при этом другую пальцем. Затем дышат через другую.

Ночь пришла. Устал Дракон.
На кровать улёгся он,
Положил свои макушки
На отдельные подушки.

5.  «Мячик». Массажный мяч катаем между ладоней

Этот мячик не простой,

Он колючий вот такой.

Мы сначала покатаем,

А потом его сжимаем.

6. «Моем руки». Имитировать мытье и вытирание рук.

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой.

А потом мы полотенцем,

Вытираем их с тобой.

7. «Ветерок». Дуть на султанчик. Длительный плавный выдох.

К нам весёлый ветерок,
Заглянул в окошко,
С занавеской поиграл,
Взбудоражил кошку!
Мурка вертит головой,
Шевелит ушами,
А куда умчался гость,
Догадайтесь сами.

Комплекс №5

1. «Часики». Движение глаз вправо-влево.

Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!

2. «Худышка». Поочередное втягивание щек.

На ветвях висит мартышка.

Не мартышка, а худышка.

Не хватает ей продуктов.

Сладких, спелых, сочных фруктов.

3. « Медведи». Изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протянуть низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

4. «Мартышки». Двигать нижней челюсти вправо-влево, показать язык.

Вот какие шалунишки,

Эти шустрые мартышки.

На ветвях качаются,

Прыгают, кривляются.
4. «Моя семья». Загибать пальчики, повторять потешку.

Этот пальчик хочет спать,
Этот хочет танцевать,
Этот хочет кашу кушать,
Этот хочет сказку слушать,
Этот хочет погулять,
Раз, два, три, четыре, пять.

5. «Карандаш». Растирать ладонями шестигранный карандашом с постепенным увеличением усилий.

Спят в коробке малыши,
Малыши – карандаши.
Красный, жёлтый, голубой...
Выбирай себе любой.
6. «Одуванчик». Сделать вдох через нос, выдох через рот.

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Комплекс №6

1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, затем открыть глаза. Повторить 2-3 раза

Раз, два, три, четыре, пять,                    зажмуриться

Будем в жмурки мы играть.                  открыть глаза

Вот зажмуримся опять,                         зажмуриться

Раз, два, три, четыре, пять.                   открыть глаза

2. «Хомячок». Надуть щеки, потом выдохнуть. Повторить 2-3 раза

Хомячок надует щечки,                        надуть щеки   

У него зерно в мешочках.                     выдохнуть

Мы надуем щечки тоже,                       надуть щеки

Хомячку сейчас поможем.                   выдохнуть

3. «Улыбка».  Широко улыбнуться, обнажив зубы. Затем возвратить губы в спокойное положение. Повторить 2-3 раза

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

4. «Песенка». Губы в улыбке, длительно тянуть звук «И». Повторить 2-3 раза

Будем улыбаться,

Песенку споем.

Вместе с нами потяни:

И-И-И-И-И!

5. «Мышки». Звукоподражание.

Мышка в уголке шуршит,

Очень жалобно пищит:

ПИ-ПИ-ПИ!

ПИ-ПИ-ПИ!

6. «Шофёр». Сжимание и разжимание кулачков. Повторить 2-3 раза

В машине, в машине шофёр сидит.

Машина, машина идёт, гудит:

БИ-БИ! БИ-БИ! БИ-БИ!

7. «Наши руки». Выгибать и прогибать кисти рук одновременно, затем по очереди. Затем стряхнуть и погладить.
Наши руки не ленитесь,

Раз прогнитесь, два прогнитесь.

Будем ручки прогибать,

Будем ручки укреплять

8. «Снежок». Подуть на ватку так, чтобы она полетела. Делать длительный плавный выдох, ладошка на уровне губ ребенка).

На полянку и лужок
С неба падает снежок
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое упражнение «В гостях у Танюшки» (средняя группа).

Игровое упражнение «В гостях у Танюшки».Математика, средняя группа. Задачи: закрепить умение детей считать в пределах 5, называть количество предметов; закрепить умение видеть равное количество п...

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем для детей средней группы

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем для детей средней  группы...

"Речевая гимнастика". Комплексы игровых упражнений для дошкольников

Речевая гимнастика: развивает у малышей подражание речевым звукам; способствует уточнению артикуляции гласных звуков; путем подражания педагогу, воспитывает правильный, умеренный темп речи; развивает ...

Комплекс игровых упражнений для дошкольников направленных к освоению навыков письма

Комплекс упражнений напрвленных на освоение навыков письма у дошкольников...

Комплекс физических упражнений на улице для детей средней группы

Комплекс физических упражнений для средней группы...

Игровые упражнения, психогимнастика. Физкультминутки для воспитанников средней группы 4–5 лет

https://www.maam.ru/detskijsad/igrovye-uprazhnenija-psihogimnastika-fizkultminutki-dlja-vospitanikov-srednei-grupy-4-5-let.html...

Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей средней группы

Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координациидвижений, ориентировки в пространстве и двигательных умений....