Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Черевко Наталья Борисовна

Консультация для педагогов  «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Планета детства» №109 г.Пензы

 

 

Консультация для педагогов

«Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

 

Подготовила:

воспитатель Черевко Н.Б

 

 

 

 

 

Г. Пенза 2024г

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

                                 «Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.»

 Г. Гегель

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса.

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей. Центральное место в этом занимает педагог. Взрослый знакомит детей с многообразием окружающего мира обогащая словарь, совершенствует все компоненты устной речи, преподает нормы речевого этикета.

Большую роль в речевом развитии оказывают родители. Необходимо тесное сотрудничество в вопросах воспитания и образования.

Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно развивающей среде.

В пустых стенах ребенок не заговорит –Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.

Принципы построения развивающей среды в группе.

  1. Принцип «дистанции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза»,
  2. 2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп«дом»«строительный»«гараж»«спортивный».

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу;

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребёнка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.

Немаловажную роль  играет и соответствие развивающей среды возрастному периоду дошкольника.

Обстановка группы строится и создается так что бы просматривалось чередование образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются центры организации определенного вида деятельности.

Зона «Речевого развития». подбор материала должен соответствовать программным требованиям (теме, которую вы сейчас изучаете, возрастным и индивидуальным особенностям. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи.

Задачи работы:

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения.

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны:

-наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, дидактические речевые игры

-картотека игр и игры для развития грамматического строя

-сюжетные картинки для работы над фразой, серии картинок, предметы и композиции («Подворье», фрукты и т. д.) для составления рассказов, схемы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок, словесное творчество детей : альбомы детских рассказов, фотографий и т. п., театр

-пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, звучащие игрушки, говорящие книжки, логопедические альбомы, задания на закрепление звуков в речи, чистоговорки и поговорки, речевые игры, театр

- фишки или магниты для звукового анализа и синтеза, д/и «делим слова на слоги»«составь слово»«составь предложение», схемы предложений, разрезные и магнитные азбуки, кассы букв, буквари, пособия учимся читать, задания со словами и буквами (профилактика дисграфии, ребусы и т. д.)

-пособия на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики, речи с движениями, задания «рисуем по клеточкам», обводки, штриховки

- наполнение книжного уголка, в соответствии с программой и интересами детей.

Зона «Изодеятельности»- способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Л. С. Выготский писал, что рисование нельзя рассматривать без речевого сопровождения процесса создания рисунка. Развитие рисования  является основой для развития письменной речи 

Рисунок, составляя единство с речевым сопровождением, превращается со временем в речевое повествование уже без опоры на сам рисунок (С. Р. Панова, 2007). Речь и рисование принадлежат к одним и тем же уровням деятельности мозга .

Зона «Конструирования», в процессе конструктивной деятельности происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольникам быстрее и лучше овладеть техникой письма, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность.

Зона «Экологическая», развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. В зоне экологии можно использовать следующие приёмы для развития мелкой моторики рук :

-Массаж пальцев и кистей рук с помощью природного материала, шишек, гороха, бобов, орехов и т. д

- Рисование на крупе

-Рисование песком

- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.)

- Различные игры с природным материалом

-лепка из теста

- Игры с песком:

В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т. п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.

Зона «Сюжетно-ролевых игр», «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…» В. А. Сухомлинский

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста.  Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Особенно важными для развития диалогической речи имеет прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги .

Как утверждает доктор педагогических наук А. П. Усова, больше всего для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность дошкольников, а значит и совершенствование диалогической речи подходят театрализованные игры. 

Уголок театрализации играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи (ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа). Настольный, кукольный, пальчиковый театр и т. д.

Дети стараются точно передать речь взрослого, или героя сказки, услышанную им в определенной жизненной ситуации Важно научить ребенка театрализованной игре. С этой целью необходимо сформировать интерес к театрализованным играм, примером может стать просмотр небольших кукольных спектаклей, которые показывают сами воспитатели, по сюжетам знакомых дошкольникам потешек, стихов или сказок.

Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей. – педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги должны следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. ГегельАктуальность:...

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей. «Сказкотерапия» как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность....

Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мы...