Консультация для родителей "Развитие речи ребёнка через рисование"
консультация по развитию речи
Совместное рисование - это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Особенно важной при совместном рисовании является возможность развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка.
Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.
В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи ребенка через рисование»
Воспитатель: Долгополова А. В.
Совместное рисование - это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Особенно важной при совместном рисовании является возможность развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка.
Известно, что рисование один из главных способов познания и отражения окружающего мира. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения.
Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.
В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.
«Совместное рисование»
Недостаточное речевое развитие малыша, несформированность графических навыков и умений мешает ему выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы.
Поэтому рекомендую родителям использовать особый игровой метод взаимодействия родителей и ребенка при изучении лексических тем – это метод «совместного рисования».
Совместное рисование - это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. В ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок в соответствии с изучаемой лексической темой, эмоционально комментируя происходящее. Ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок различными деталями. Взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования, делая паузы, комментируя свои действия, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить рисунок, ответить на поставленные вопросы.
Такая работа открывает новые возможности для ознакомления ребенка с окружающим миром, позволяет обобщить представления об окружающем, научить ребенка пользоваться уже имеющимися у него знаниями. Особенно важной при совместном рисовании является возможность развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка.
«Предметное рисование»
Начинать занятия по совместному рисованию следует с изображения предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Например: «Ой, какие красивые конфетки в коробке (вазочке, конфетнице)! Они разноцветные и у каждой свой вкус. Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у неё вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Так можно закреплять название цвета, образование относительных прилагательных. Ребенок наблюдает за происходящим на листе бумаги и прислушивается к комментарию, отвечает на вопрос. Далее продолжается рисование «по заказу» ребенка. «Какого цвета будет следующая конфетка? А какой у неё вкус?» Ребенок продолжает рисование в соответствии со своими возможностями – дорисовывает, штрихует, раскрашивает. Он комментирует свои действия, родители ему в этом помогают.
Малыш узнает новые слова и учится понимать, что они означают. Так, взрослый может нарисовать какой-то простой предмет и рассказать ребенку, как он называется и что означает. Это развивает словарный запас малыша.
В предметном рисовании родителям рекомендуется использовать различные материалы – карандаши, фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Можно одновременно применять различные изобразительные средства, варьировать цвет, форму, размер предмета и положение его в пространстве.
«Превращение овала» и «Волшебный круг»
При изучении различных лексических тем («Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Комнатные растения» и др.) родителям рекомендуется широко использовать и такое упражнение, как «Превращение овала». В ходе выполнения, у ребенка формируются представления о форме предмета, его частях и конкретных особенностях. Обговаривая это с ребенком, проговаривая последовательность дорисовывания предмета, родители активизируют словарь ребенка по данной лексической теме и отрабатывают различные грамматические категории. Упражнения «Превращение овала» и «Волшебный круг» используются и при закреплении правильного звукопроизношения.
«Оживление картины»
Взрослый предлагает «оживить» картину. Вместе распределяют роли персонажей или объектов, изображенных на рисунке - картине, затем, передают ее содержание и особенности композиции.
«Дополнение изображения»
Взрослый демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у ребенка создаёт его. Предлагает ребенку дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.
Метод совместного рисования позволяет специально создавать ситуации, в которых возможно развивать речь ребенка, закреплять те или иные грамматические категории, развивать связную речь. Можно предложить ребенку несколько вариантов развития рисунка, обсудить их и позволить ребенку выбрать. Можно уточнить дальнейшее развитие рисунка путем обсуждения по наводящим вопросам.
Не стоит начинать совместное рисование, если вы не располагаете достаточным количеством времени. Это занятие требует отдачи с полным «погружением».
Список литературы:
- Григорьева, Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: 1981.
- Флерина, Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства [Текст] / Труды всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию / Е.А. Флерина. - М.: 1988.
- Шибанова, Н.Я. Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании[Текст] / Н.Я. Шибанова. - Пермь, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".
1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены речевые игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка через рисование»
Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка через рисование"
Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке...

Консультация для родителей "Развитие речи ребёнка через движение"
Работа по формированию и совершенствованию общей и мелкой моторики рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи. Разв...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка через рисование »
Пикассо говорил, что каждый ребенок – художник и главное, взрослея, постараться им оставаться.Творчество помогает ребенку создать психофизиологическую базу для развития речи, а также приносит радость ...
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка через рисование»
Рисование – это одно из самых доступных и увлекательных занятий, которое позволяет ребенку развивать свои творческие способности и выражать свои мысли и чувства....

