Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание:
1.Совершенствовать умение разыгрывать знакомую сказку.
2. Учить детей самостоятельно находить способы образной выразительности героев сказки.
3. Активизировать словарь и речевую деятельность детей.
4. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные во множественном числе.
5. Закрепление правильного, отчетливого произношения звука [с].
6. Упражнять в подборе слов-антонимов, слов-признаков.
7. Развивать память, воображение, общую и мелкую моторику, интонационную выразительность речи.
8. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, готовности прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.31 КБ | |
| 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 36 г. Ельца
Конспект ОД
по развитию речи
в старшей логопедической группе
Тема:
«Заюшкина избушка».
Составила:
воспитатель
Тихонова Т.Н.
г. Елец
Программное содержание:
1.Совершенствовать умение разыгрывать знакомую сказку.
2. Учить детей самостоятельно находить способы образной выразительности героев сказки.
3. Активизировать словарь и речевую деятельность детей.
4. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные во множественном числе.
5. Закрепление правильного, отчетливого произношения звука [с].
6. Упражнять в подборе слов-антонимов, слов-признаков.
7. Развивать память, воображение, общую и мелкую моторику, интонационную выразительность речи.
8. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, готовности прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Оборудование:
декорации к сказке: домик, деревья; шапочки персонажей сказки; мяч; музыкальное оформление.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Заюшкина избушка».
2. Пополнение словаря словами «ледяная», «лубяная».
3. Экспериментирование: лед – дерево (таяние – прочность).
4. Разучивание пословиц о дружбе.
5. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с показом настольного театра.
6. Разучивание песни о дружбе.
Воспитатель. Дети, сегодня у нас много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь гостям и в ответ получите – добрую улыбку.
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки?
Дети. Да!
Воспитатель. Сегодня я вас хочу пригласить в волшебный лес, где живут сказки. Хотите?
Дети. Да!
Воспитатель. Тогда повторяйте за мной.
– Здравствуй, мудрая страна, что отсюда не видна!
Явись ниоткуда, пусть свершится чудо!
Встань на пути, нас к себе впусти.
На пути нас встречает «звериная тропа». По чьим следам идем, в того зверя превращаемся.
Упражнение «Звериная Тропа»
(на координацию движения, развитие творческих способностей)
(Дети двигаются друг за другом по следам, изображая: медведя, зайца, лису)
Дидактическая игра «Чьи следы?»
(Дети проговаривают по очереди по чьим следам они идут)
Медвежьи, заячьи, лисьи; по медвежьим, по заячьим, по лисьим.
Воспитатель. Тропинка привела нас в волшебный лес, где живут сказки. Давайте присядем и отдохнем. А с какой сказкой нас сегодня ждет встреча, узнаете, отгадав загадку:
Зайку выгнала лиса
Плачет зайчик «Вот беда!»
Собака, медведь и петушок
Помогали зайке. Вот!
Догадались, вы, друзья
Что это за сказка? Да?
Дети. Это русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Беседа по сказке
Воспитатель. Кто обидел зайчика?
Дети. Зайчика обидела лиса.
Воспитатель. Какая была лиса?
Дети. Лиса очень хитрая, коварная, злая, жестокая, бессердечная.
Воспитатель. Почему зайчик пустил лису?
Дети. Зайчик был гостеприимным.
Воспитатель. А какой еще зайчик был в сказке?
Дети. Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный,
Воспитатель. Кто помогал зайчику?
Дети. Зайчику помогали собака, медведь, петушок.
Воспитатель. Кто пришел на помощь первым?
Каким по счету пришел медведь?
Какой он? А в сказке он, каким оказался?
Что победило в сказке – добро или зло?
У зайчика появилось много друзей. Ребята, какие пословицы о дружбе знаете?
Дети. Нет друга – ищи, а нашел береги.
Друг познается в несчастье.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Друг за друга стой – и выиграешь бой.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель. Давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику «Дружба»
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
маленькие пальчики
1,2,3,4,5 – начинай считать опять.
1,2,3,4,5 – мы закончили считать.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Воспитатель. Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса …
Дети. Смеется.
Воспитатель. Собака трусливая, а петух …
Дети. Смелый.
Воспитатель. Зимой было холодно, а весной …
Дети. Тепло.
Воспитатель. Зайчик маленький, а медведь …
Дети. Большой.
Воспитатель. Весна пришла, а зима …
Дети. Ушла.
Воспитатель. Зайчик добрый, а лиса…
Дети. Злая.
Интонационное упражнение.
Воспитатель. Как лиса всех пугала?
Как петушок грозил лисе?
Воспитатель. Давайте изобразим петушка.
Речь с движениями «Петух»
Ах красавец – петушок!
На макушке – гребешок,
А под клювом то бородка.
Очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает,
Раньше всех петух поет,
Громко на заре поет:
«Ку – ка – ре – ку!»
Воспитатель. Молодцы, ребята! Хотите сами стать героями этой сказки,? Чтобы хорошо исполнить свои роли, давайте проговорим чистоговорки:
СА – СА – СА – зайца выгнала лиса
СА – СА – СА – очень хитрая лиса
СУ – СУ – СУ – петушок несет косу
СУ – СУ – СУ – петушок прогнал лису
Драматизация сказки.
Воспитатель. Сказке наступил конец –
а кто слушал молодец!
Дружба сказке помогла,
с дружбой спорятся дела!
Давайте споем песню о дружбе.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ.
Воспитатель. А нам пора в детский сад возвращаться.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 36 г. Ельца
Конспект ОД
по развитию речи
в старшей логопедической группе
Тема:
«Посуда».
Составила:
воспитатель
Тихонова Т.Н.
г. Елец
Цели:
Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);
Расширять и обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи;
Развивать связную и монологическую речь, обучать умению составлять описательный рассказ по плану;
Развивать мелкую моторику, познавательные процессы: память, слуховое внимание;
Расширять кругозор;
Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;
Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь;
Воспитывать эмоционально-волевую сферу;
Совершенствовать коммуникативные качества через игру.
Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.
Методы и приёмы:
Организационный момент; художественное слово; показ; напоминание; проговаривание индивидуально, хором; вопросы поискового характера; практическая работа; поощрения;
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните обиды, злобу и огорчения!
Давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Когда мы будем передавать мячик, то улыбнемся и скажем, своему товарищу «Доброе утро ……(Маша)» и передадим мяч следующему.
2. Сюрпризный момент.
— Ребята, к нам пришло письмо. Вы знаете сказку про бабушку Федору? Бабушка Фёдора обращается к нам с просьбой, помочь разобраться с посудой.
«…бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре!
Горе!»
— Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.
— Бабушка Федора не может понять, какая посуда от нее ушла. Надо отгадать загадки.
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон.
чайник
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы
Глубокая и мелкая
Зовут ее ……….
тарелкою
3. На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу,
Картошку, бульоны,
Супы, макароны
кастрюля
4. На кухне ей всегда почет
Она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды
На кухне без ……..
сковороды
5. Лишь для хлеба создана,
Бережет его она.
хлебница
6. Ее за ручку мы берем
Чай, кофе из нее мы пьем.
чашка
7. Сама не ем,
А людей кормлю.
ложка
8. Сделаны из стекла,
Предназначены для чая, сока, молока
стаканы
9. Имеет четыре зуба
Каждый день появляется за столом,
А ничего не ест
вилка
10. Новая посуда, а вся в дырках
дуршлаг
Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!
Давайте вспомним, какая бывает посуда.
— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.
— Из какой мы кушаем? Столовая.
— Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.
— Игра «Скажи наоборот»
— Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.
— Глубокая — мелкая.
Чистая — …
Сухая — …
Твердая — …
Широкая — …
Горячая — …
Сладкая — …
Острая — …
(Глубокая – мелкая, полная – пустая, старая – новая, целая – разбитая, тяжёлая – лёгкая, тусклая – блестящая, прозрачная – матовая, чистая – грязная, взять – положить, налить – вылить, уронить – поднять, аккуратно – небрежно)
— А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
— Вот какая она помощница!
— Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? (на кухне). И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Игра «Каждый продукт в свою посуду».
Масло сливочное положим в …
Сахар насыпаем …
Молоко нальем …
Соль у нас в …
Перец в …
Хлеб положили в …
Фрукты …
Сухари …
Сок налили …
Селедку в …
Конфеты к чаю у нас в
(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)
— Дети, а как называется сказка, в которой вся посуда убежала от хозяйки? (Федорино горе).
— Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский (показать портрет писателя).
— Какие сказки он еще написал? («Мойдодыр», «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце»)
— Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.
Проводится игра «Собери посуду». Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)
Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.
А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.
Игра «Сравни».
Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.
1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).
2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).
3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).
4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).
5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).
6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).
Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.
Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.
Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.
Игра «Из чего сделана посуда?».
Ложка из дерева – деревянная…
Чашка из фарфора – фарфоровая…
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Графин из стекла – стеклянный
Масленка из пластмассы –
Сковорода из чугуна –
Миска из глины –
Нож из стали –
А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.
Физкультминутка.
«Я чайник-ворчун»
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд
шаги на месте
Я всем напоказ выставляю живот
руки на поясе,
повороты туловища
вправо-влево
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
хлопки в ладоши
— Эй, люди, я с вами чайку попить хочу.
прыжки на месте
— Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.
Игра «Четвертый лишний».
Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.
Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).
Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).
Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).
Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).
— Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)
— название предмета посуды
— цвет
— форма
— части
— из чего сделана
— как используют
1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.
2. тарелка
3. блюдце
4. перечница
5. ложка
— Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
А как вы своей маме дома помогаете?
А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все пересядем за столы на свои места. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.
- Функциональное упражнение «Чаша доброты».
Делимся добром друг с другом, помогаем друг другу, и чем больше добра отдали другому, не пожалели для товарища, тем больше доброты вернется вам.
Песня «Поделись улыбкою своей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"
quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание: • Закрепить у детей представление о сезон...
