Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса ребенка"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Молодова Любовь Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Обогащение словарного запаса ребенка»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как один из основ воспитания и обучения детей.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Выдающийся ученый Л.С.Выготский на основе длительного изучения процессов мышления и речи пришел к выводу, что «…не только индивидуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи.

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

В раннем детстве при ещё не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлении о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значение, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.

Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности самого ребёнка в постижении окружающего. Следовательно, для развития речи нужна речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.

Речевой средой в дошкольные годы является прежде всего речь взрослых и детей в семье, общение со сверстниками, однако его положительного воздействия можно достичь лишь под руководством взрослого. Взрослые наносят большой вред развитии речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести, каждое слово родителей и взрослых должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Как уже говорилось выше, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора, с телефоном, или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятие по усвоению речи, развитию словаря - вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно знать в лицо, поэтому, ставя задачу развития речи и богатство словаря своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь);

- Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач и «зависание» в сотовых телефонах), употребление не литературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, (а ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!);

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

- Плохая дикция.

Как развивать?

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование, доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дома.

Первый главный вопрос для мамы – чему учить ребенка? Благо, выбор огромен – спасибо прогрессу. Сегодня 3-летний «знаток»» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился, в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.

Заметно облегчит жизнь «самодеятельному» педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнить по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится.

Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки: «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также игры: «Я мою игрушки», «Дом для куклы», «Мишка наряжается». Эти простейшие приемы исподволь приведут к сути: малыш начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал, будет быстро расширять словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Известно, что дети болтают не смолкая, когда это еще им по возрасту не положено, ко всему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел могут описанию. (Какая кошка? «Какой автомобиль? Ваша цель – приохотить «ученика» говорить много и правильно.

Прогулка на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как светло-зеленый, темно-зеленый, салатный, желто-зеленый. Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света.

Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, и пусть ребенок догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами- пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно- величаво- торжественное, другое- бесшабашно-веселое, третье- трагически грустное.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похоже дерево? Цветок?» - отвечайте сами, но внимательно слушайте и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие.

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью). «А на траву?» - (Цветом). «А на каплю? (Формой0

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой.

Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Следующий вид упражнений-скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

Кошка Крошка на окошке кашу кушала по крошке.

Коси коса пока роса.

Как у горки, на пригорке, жили тридцать три Егорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, со страхом, громко, тихо).

Подобные занятия помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость! Помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет богатой, грамотной и красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как расширить словарный запас ребенка".

Материал поможет в работе с детьми младшего дошкольного возраста....

Консультация "ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА "

Консультация "ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА "...

Игры для расширения словарного запаса ребенка. Консультация для родителей.

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объект...

Консультация для родителей "КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"

Консультация для родителей  "КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"...

Консультация: "Как увеличить словарный запас ребенка"

Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему...

Консультация "Как расширить словарный запас ребенка"

Ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Торопятся записать детей н...

Консультация "Как расширить словарный запас ребенка?"

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, помогает в общении со ...