Сценарий «Знакомство с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Коблова Марина Алексеевна

Сценарий образовательной деятельности

по познавательному, социально-коммуникативному, речевому, физическому, художественно- эстетическому развитию

с использованием ресурсов мультимедийной хрестоматии «Аудиокниги Робоборика»

на тему: «Знакомство с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

с детьми 6–7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krylov_1.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Макрушина Т.В. Коблова М.А.,

 Воспитатели

МДОУ детский сад «Солнышко»,

Саратовская область р.п. Дергачи

Сценарий образовательной деятельности

по познавательному, социально-коммуникативному, речевому, физическому, художественно- эстетическому развитию

с использованием ресурсов м ультимедийной хрестоматии «Аудиокниги Робоборика»

на тему: «Знакомство с басней И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

с детьми 6–7 лет

  • Цель: Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями.

  • Задачи:

Обучающие:

- Сформировать представление о басне как о литературном жанре;

- Дать краткие сведения о баснописце И.А.Крылове;

- Учить детей понимать содержание басни, ее образны язык, выделять мораль басни;

- Упражнять детей в пересказе басни.

Развивающие:

-Развивать устную речь, мышление;

-Обогащать словарный запас детей;

Воспитательные: 

-Воспитывать чувства взаимопомощи, сотрудничества, доброжелательных взаимоотношений.

Материалы: Книги с баснями, басня И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», портрет баснописца, ноутбук, интерактивная доска, стилус, карандаши цветные, распечатанные листы от Робоборика, канат.

Ресурсы мультимедийной хрестоматии «Аудиокниги Робоборика» Басня И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», выполнение интерактивного задания на доске (расставить картинки по порядку, что было вначале, а что потом), раздаточный материал от Робоборика (дорисовать части тела Лебедя, Щуки и Рака)

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

Сердца добром наполняются.

(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)

Хорошее настроение у вас?

Дети:  Да!

Воспитатель :Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!

(Присаживаются на стулья)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на выставку книг. Посмотрите на книги.

Дети находятся в игровой комнате. Воспитатель приглашает их в книжный уголок, где полукругом расставлены стульчики; напротив, на магнитной доске, — портрет И. Крылова, под ним - иллюстрации И. Рачева, А. Лаптева, B. Серова к басням.

 Воспитатель: Дети, кого вы видите на этом портрете?

Дети. Ивана Крылова, он басни писал.

Воспитатель Правильно, это Иван Андреевич Крылов. Я вам о нем уже рассказывала. Этот замечательный русский поэт писал не просто стихи, он сочинял басни. Как и в стихах, в басне имеется рифма, поэтому ее легко запомнить и рассказывать наизусть. В баснях Крылова главные герои - животные, они разговаривают, как в сказках. Но под животными подразумеваются люди и их поступки, чаще всего неправильные и не очень хорошие. Крылов на примере животных хотел показать людям, что они делают неправильно и что из этого получается.

                В каждой басне есть мораль. Мораль - это представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, о добре и зле, которые приняты среди людей. Из морали вытекают нормы поведения человека в обществе, или, как мы говорим, правила поведения. Послушав или прочитав басню, человек порой может узнать в ее персонаже себя, свои поступки, ему станет стыдно, и он постарается больше так не делать. Поэтому басни помогают человеку исправиться и уже больше никогда не совершать плохих поступков.

Игра «Перетягивание каната

Воспитатель Сейчас мы немного поиграем. Игра самая обычная - будем перетягивать канат. Канат я приготовила толстый, прочный. Играть будем два раза. Первый раз с одной стороны каната встанет один человек. Кто из вас встанет на эту сторону каната? (Желающий встает. ) А с этой стороны (показывает) встанут пять человек. (Встают пятеро детей. ) Возьмите в руки канат и по моему сигналу (хлопку) начинайте тянуть.

Пятеро человек сразу же перетягивают одного. Теперь воспитатель предлагает взяться за канат пятерым с каждой стороны и начинать тянуть. Дети соревнуются, пока педагог не объявит ничью. Ребята снова рассаживаются на стульчики.

В о с п и т а т е ль. Скажите, пожалуйста, в первый раз кто победил? А во второй?

Дети. В первый раз победила команда, где было пять человек, а второй раз была ничья.

В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, почему одному игроку трудно было победить команду?

Дети. Пять человек сильнее одного человека, поэтому команда и выиграла.

В о с п и т а т е л ь. Как-то раз я попросила объединиться детей в команды по три человека и каждой команде дала задание — нарисовать большую красивую вазу с цветами. Так одна команда нарисовала вместо одной большой три маленькие вазы с цветами. А вот вторая команда стазу сообразила, что делать, и нарисовала мне то, о чем я просила. Как вы думаете, почему у детей первой команды не получилось правильно выполнить мое задание?

Дети. Наверное, дети не смогли договориться между собой.

В о с п и т а т е л ь. Скорее всего, так и произошло. Сейчас мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А про кого она мы узнаем, если отгадаем загадки.

Загадки:

Эта птица горделива,

Удивительно красива,

И умна, храбра, сильна,

И похожа с цифрой два.

(Лебедь)

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна

Притом, такая злюка!

Конечно, это…

(Щука)

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд,

Всё под водой-

Хватает клешнёй.

(Рак)

Воспитатель: Умницы. Чем они отличаются?

Дети: Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летаетщука –плавает, рак – ползает.

Воспитатель: Молодцы. А что же их объединяет?

Дети: Их объединяет место жительства. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды.

Воспитатель: Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую мы сейчас прослушаем с помощью аудиокниги от нашего любимого друга Робоборика.

Воспитатель: С героями этой басни произошла такая же история, как с детьми, которые не смогли договориться между собой.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с  поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из  кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

 (Обращается к детям. ) Как вы думаете, надо ли было рассказать эту басню тем детям, которые не договорились в своей команде, поэтому и не выполнили задание?

Дети. Да, нужно было рассказать. Ведь в басне Лебедь, Рак и Щука тоже не смогли между собой договориться, поэтому и воз даже с места не сдвинули.

Воспитатель: Понравилась вам басня?

Дети: Да.

(проводится беседа по содержанию басни) 

Воспитатель: Замечательно, я вам предлагаю выполнить задание от Робоборка. Обратите внимание на экран. Давайте вспомним, что было в начале, а что было потом. Расставим картинки по порядку. Картинки нам помогут вспомнить басню. (выполнение интерактивного задания от Робоборика, который идет к басне «Лебедь, Рак и Щука»

Воспитатель: За какое дело взялись герои басни?

Дети: Они собрались везти поклажу.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»?

Дети: У них ничего не получилось. Они не смогли увезти его.

Воспитатель:  Да вы правы. А почему они не смогли его увезти?

Дети: Они тянули в разные стороны потому, что передвигаются по- разному.

Воспитатель: Чему же учит эта басня?

Дети: Басня учит договариваться между собой, быть дружными, находить общее решение.

Воспитатель: Да, молодцы! А как вы думаете, смогли бы они увезти воз, если бы договорились между собой?

Дети: Да, смогли. Они ведь живут в воде и у воды и если бы договорились, то смогли бы его сдвинуть.

Воспитатель: Да. Что значит слово – лад?

Дети: Мир, порядок.

Воспитатель: Молодцы. Что такое – поклажа?

Дети: Какой-то груз, багаж, вещи.

Воспитатель: Правильно. Что такое – воз?

Дети: Тележка с вещами, с грузом.

Воспитатель: Правильно. Как вы понимаете слово – судить?

Дети: Высказать свое мнение, по какому - то вопросу, ситуации.

Запомните:

«Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт».

Выполнение гимнастики для глаз

Глазкам нужно отдохнуть,

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.

(Глубокий вдох. Глаза  закрыты)

Глаза по кругу побегут,

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут.

(Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо,

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их.

Дети: «Вместе тесно, а врозь скучно»«Вместе и беда легче переносится»«Где дружба прочна, там хорошо идут дела»«Сам погибай, а товарища выручай»«Берись дружно, не будет – грузно»«Где родился, там и пригодился» и другие.

Воспитатель: Молодцы, все пословицы назвали правильно, они все подходят к содержанию басни.

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «ЛебедьЩука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои.

Воспитатель: Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам хорошо рассмотреть иллюстрации к басне, и выполнить задание от Робобрика «Дорисуйте части тела Лебедя, Щуки и Рака. Раскрась иллюстрацию к басне так, как тебе хочется.» (выполнение

Ребята! Вы большие молодцы! Всем спасибо за работу!

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по ознакомлению с литературными жанрами «Знакомство с басней И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука" в подготовительной группе.

Цель: воспитание интереса к художественной литературе, закреплениеь понятий «басня», уточнение представлений о жанровых особенностях басни И. А. Крылова «Леб...

Конспект по развитию речи "Знакомство с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак» в подготовительной группе

Познакомить детей с басней И.А.Крылова «Лебедь, щука и рак», с её жанровыми особенностями....

НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна

НОД по ознакомлению с художественной литературой в подг. группе «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»Воспитатель: Чепрова Алина Андреевна...

Конспект занятия в подготовительной группе " Ознакомление с басней И.А. Крылова " Лебедь, щука и рак"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 89 Красносельского района Санкт-Петербурга «Бригантина» Конспект занятия на тему: « Ознакомление с б...

Тема: «Басня ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок»" Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №18 «Ромашка» комбинированного вида...

Конспект образовательной деятельности по теме «Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

уУчить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли....