Мнемотаблицы "В мире стихов"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Представлены схемы-мнемотаблицы для разучивания стихотворений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 199.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотаблицы
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.
Классический способ заучивания стихотворений. Он состоит из нескольких этапов:
Подготовительный этап.
Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.
Выразительное чтение стиха взрослым.
Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!
Обсуждение.
Задайте следующие вопросы?
- О чем стихотворение?
- Понравилось ли тебе?
- Что запомнилось из стихотворения?
- Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Как описывается лес в стихотворении? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.
Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.
Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.
Некоторые педагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на строки, запоминать целиком. Но если содержание стихотворения позволяет без потери смысла разбить его на части, то лучше разделить стих и сначала выучить первую и вторую часть, а потом их соединить.
Воспроизведение стиха ребенком.
Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером папе и так далее.
Мнемотехника — это совокупность правил и приѐмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования искусственных ассоциаций:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определѐнной лексической теме.
При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребѐнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своѐм воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. Другими словами, если ребѐнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.
Описание методики
- Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
- Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
- Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребѐнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает еѐ (либо рисует педагог).
- Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
- Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
«Дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом. Под кустами еж колючий Нагребает листьев кучу, Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом – Всем тепло, уютно в нем.
«Природа»
Это модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубе белою зимой,
Вся в сережках весной, Сарафан зеленый летом
В день осенний в плащ одета, Если ветер налетит -
Золотой плащ шуршит.
«Космонавт»
В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете, День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит. Видит сверху он –
Поля, горы, реки и моря. Видит он весь шар земной Наш дом родной!
«Ветер»
Ветер по лесу летал, Ветер листьями играл.
Вот дубовый, вот кленовый Вот рябиновые листья.
Вот с березы золотой,
Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинки.
«Зимние забавы»
Под снежным покрывалом Покоится земля.
В краю большом и малом Все снежные поля.
Бери скорей санки, Из дома выбегай. Поедим утром рано
Кататься в снежный край.
«Зима»
Зима недаром злится, Прошла еѐ пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "
Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...

Мнемотаблицы "Запоминаем стихи"
Материал предназначен родителям воспитанников и всем желающим легко запомнить стихи....

Мнемотаблица к стих С. Михалкова "Белые стихи"
Дети с ТНР испытывают затруднения при заучивании стихов. Использование мнемотаблицы активизирует память детей , повышает интерес и облегчает процесс запоминания стихотворения....

Мнемотаблица на стих В. Шендеровича "Зеленая мечта"
Виктор ШендеровичЗеленая мечтаЕсли б мама разрешила,Завела бы я крокодила,И отмыла бы от ила,И назвала бы - Гаврила.Он бы был совсем не грубый:мыл бы уши, чистил зубы,И соседке, Марьиванне,Строил глаз...













