Мнемотаблицы "В мире стихов"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Представлены схемы-мнемотаблицы для разучивания стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy.docx199.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотаблицы

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.

Классический способ заучивания стихотворений. Он состоит из нескольких этапов:

Подготовительный этап.

Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.

Выразительное чтение стиха взрослым.

Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!

Обсуждение.

Задайте следующие вопросы?

  • О чем стихотворение?
  • Понравилось ли тебе?
  • Что запомнилось из стихотворения?
  • Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Как описывается лес в стихотворении? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.

Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.

Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.

Некоторые педагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на строки, запоминать целиком. Но если содержание стихотворения позволяет без потери смысла разбить его на части, то лучше разделить стих и сначала выучить первую и вторую часть, а потом их соединить.

Воспроизведение стиха ребенком.

Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером папе и так далее.

Мнемотехника — это совокупность правил и приѐмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования искусственных ассоциаций:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.

Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определѐнной лексической теме.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребѐнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своѐм воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. Другими словами, если ребѐнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

  1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
  2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
  3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово),  Ребѐнок  придумывает  ассоциациативный  образ  (картинку) и зарисовывает еѐ (либо рисует педагог).
  4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
  5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

«Дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом. Под кустами еж колючий Нагребает листьев кучу, Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом – Всем тепло, уютно в нем.

C:\Documents and Settings\ииии\Рабочий стол\Аттестация Когодеева\скачанные файлы.jpg

«Природа»

Это модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубе белою зимой,

Вся в сережках весной, Сарафан зеленый летом

В день осенний в плащ одета, Если ветер налетит -

Золотой плащ шуршит.

C:\Documents and Settings\ииии\Рабочий стол\Аттестация Когодеева\images.jpg

C:\Documents and Settings\ииии\Рабочий стол\49887_html_68d6c49.png

«Космонавт»

В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете, День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит. Видит сверху он –

Поля, горы, реки и моря. Видит он весь шар земной Наш дом родной!

C:\Documents and Settings\ииии\Рабочий стол\Аттестация Когодеева\images (1).jpg

«Ветер»

Ветер по лесу летал, Ветер листьями играл.

Вот дубовый, вот кленовый Вот рябиновые листья.

Вот с березы золотой,

Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинки.

C:\Documents and Settings\ииии\Рабочий стол\Аттестация Когодеева\images (2).jpg

«Зимние забавы»

Под снежным покрывалом Покоится земля.

В краю большом и малом Все снежные поля.

Бери скорей санки, Из дома выбегай. Поедим утром рано

Кататься в снежный край.

C:\Documents and Settings\ииии\Рабочий стол\f2cdca197d461d5c291f27d797fc8505.gif

«Зима»

Зима недаром злится, Прошла еѐ пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

C:\Documents and Settings\ииии\Рабочий стол\detsad-215334-1458713107.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "

Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...

Мнемотаблицы "Запоминаем стихи"

Материал предназначен родителям воспитанников и всем желающим легко запомнить стихи....

Мнемотаблица к стих С. Михалкова "Белые стихи"

Дети с ТНР испытывают затруднения при заучивании стихов. Использование мнемотаблицы активизирует память детей , повышает интерес и  облегчает процесс запоминания  стихотворения....

Мнемотаблица к стихам А.Барто

мнемотаблицы к стихам Агнии Барто...

Мнемотаблица к стиху "Перелетные скворцы"

Мнемотаблица к стиху "Перелетные скворцы"...

Мнемотаблицы по стихам

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц...

Мнемотаблица на стих В. Шендеровича "Зеленая мечта"

Виктор ШендеровичЗеленая мечтаЕсли б мама разрешила,Завела бы я крокодила,И отмыла бы от ила,И назвала бы - Гаврила.Он бы был совсем не грубый:мыл бы уши, чистил зубы,И соседке, Марьиванне,Строил глаз...