Буклет для родителей
консультация по развитию речи (старшая группа)
Буклет содержит краткую информацию о фонематическом слухе и речевые игры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 100.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Подготовила
Охромович В.А.
Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».
Родители часто жалуются — у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах — виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое
восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной
слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
На пятом году формируется звуковой
анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове.
Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
* Первый уровень — узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
#1048;гра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?
#1048;гра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или
коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
#1048;гра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
#1048;гра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
#1048;гра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
* Второй уровень —различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
#1048;гра «Узнай свой голос».
Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать — кто говорит. #1048;гра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и
когда тихо. Есть похожий вариант игры — «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает —далеко.
#1048;гра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
* Третий уровень — различение сходных по звучанию слов.
#1048;гра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком,сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
#1048;гра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильныйвариант произношения.
* Четвертый уровень — различение слогов.
#1048;гра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.
Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на),
отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку
самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
#1048;гра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фафа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
* Пятый уровень — различение звуков.
1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр...
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
2. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
* Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза.
#1048;гра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
#1048;гра «Похлопаем». Взрослый
проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
#1048;гра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о,.ук, ку.ак).
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Родителям о ФГОС ДО"
Данный материал содержит описание нового образовательного стандарта дошкольного образования. Какие задачи он решает, какие выдвигает требования,в чем его отличительная особенность. Этот буклет поможет...

Буклет для родителей "Маленькие хитрости родителей первоклассника"
Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошк...

буклет для родителей "Родителям будущих первокласников"
Буклет для родителей "Родителям будущих первоклассников"...
Буклет для родителей "Общие рекомендации для родителей"
работа с родителями...

Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"
Несколько практических советов от воспитателя родителям....

