Педагогический долгосрочный проект «Девочки и мальчики - учат свои пальчики»
проект по развитию речи (младшая группа)
Данный проект поможет мне разнообразить работу по развитию мелкой моторики и речи у детей младшей группы, заложить фундамент начальных знаний и умений, необходимых детям для развития речи во второй младшей группе.
Цель проекта: Развитие речи младших дошкольников, через пальчиковые игры и упражнения.
Задачи проекта:
-Познакомить детей с пальчиковыми играми и упражнениями;
-Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
-Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
-Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
-Повышение уровня развития речи;
-Дети самостоятельно будут использовать пальчиковые игры и упражнения в свободной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1-й этап – организационный поисковый:
-Изучить необходимую литературу, подбор методического и практического
материала;
-Разработка тематического планирования по работе с воспитанниками и их
родителями.
2-й этап - диагностический этап:
-Проведение диагностического обследования.
-Оформление картотеки пальчиковых игр.
-Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.
-Подбор пальчиковых игр и упражнений.
3-й этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр:
-Проведение дидактических игр с детьми во всех видах деятельности;
-Проведение мероприятий с родителями по вопросам речевого
развития детей.
4-й этап – аналитический:
-Диагностика детей с целью определения уровня усвоения материала в
рамках реализации проекта;
-Анализ результатов реализации проекта; - Презентация проекта.
Продолжительность: Долгосрочный (сентябрь-апрель).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Серединский детский сад №11 «Солнышко»
Педагогический долгосрочный проект
«Девочки и мальчики - учат свои пальчики»
Развитие речи младших дошкольников, через пальчиковые игры и упражнения
Вторая младшая группа
На 2020-2021учебный год
Автор проекта
Воспитатель:
Газиева Мария
Валерьевна
2021г
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Актуальность темы проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие индивидуальных потребностей каждого ребёнка. Одним из принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Стандарт направлен на решение ряда задач, а в частности, и на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Первые семь лет жизни ребенка, очень важный период, именно тогда идет очень стремительно и бурно развитие. В большей мере совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Ученные отметили закономерность при обследование детей: если движение пальцев рук развивается в соответствие с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то также задерживается речевое развитие, даже при нормальной общей моторики и также выше нормы. Следовательно, пальчиковые игры и упражнения – прекрасное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они могут улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Всем давно известно насколько важно развивать речь и мелкую моторику детей начиная с младшего возраста. Поэтому свою тему проекта считаю актуальной и значимой во все времена. В свою педагогическую деятельность акцентирую на использование систематических игр и упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, и это в свою очередь способствует переключению внимания, развитию мышления, улучшению координации, что прямо воздействует на умственное развитие ребенка. Простые игры и упражнения помогают убирать напряжение не только с самих рук, но и с мышц всего тела. А это значит, что возникает благоприятное эмоциональное состояние ребёнка, положительно влияющее на общее здоровье.
Проблема
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием речи от года до пяти лет. Физиологи подтверждают связь развитие мозга с развитием мелкой моторики рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но с губ, снимает умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких движений пальцев является как стимулирующим фактором, так и тонизирующим для коры головного мозга в целом: психических процессов и речи.
Обоснование необходимости проекта
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существует множество проблем. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
1 - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, развития творческих
способностей). Основным новообразованием этого периода является овладение речью;
2 – постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с
отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей;
3 – глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в
обществе.
Краткая аннотация проекта
Данный проект поможет мне разнообразить работу по развитию мелкой моторики и речи у детей младшей группы, заложить фундамент начальных знаний и умений, необходимых детям для развития речи во второй младшей группе.
Цель проекта: Развитие речи младших дошкольников, через пальчиковые игры и упражнения.
Задачи проекта:
-Познакомить детей с пальчиковыми играми и упражнениями;
-Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
-Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
-Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
-Повышение уровня развития речи;
-Дети самостоятельно будут использовать пальчиковые игры и упражнения в свободной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1-й этап – организационный поисковый:
-Изучить необходимую литературу, подбор методического и практического
материала;
-Разработка тематического планирования по работе с воспитанниками и их
родителями.
2-й этап - диагностический этап:
-Проведение диагностического обследования.
-Оформление картотеки пальчиковых игр.
-Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.
-Подбор пальчиковых игр и упражнений.
3-й этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр:
-Проведение дидактических игр с детьми во всех видах деятельности;
-Проведение мероприятий с родителями по вопросам речевого
развития детей.
4-й этап – аналитический:
-Диагностика детей с целью определения уровня усвоения материала в
рамках реализации проекта;
-Анализ результатов реализации проекта; - Презентация проекта.
Продолжительность: Долгосрочный (сентябрь-апрель).
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Девочки и мальчики - учат свои пальчики».
Тип проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: Дети 2-ой младшей группы, родители, воспитатель.
Продолжительность: Долгосрочный (сентябрь-апрель).
Цель проекта:
- Развитие речи младших дошкольников, через пальчиковые игры и упражнения.
Задачи проекта:
-познакомить детей с пальчиковыми играми и упражнениями;
-сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
-совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
-повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта:
1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
#1056;азвитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
Предполагаемые результаты:
У ДЕТЕЙ:
-повышение уровня развития речи;
- дети самостоятельно будут использовать пальчиковые игры и упражнения в свободной деятельности.
У РОДИТЕЛЕЙ:
-повышение интереса родителей по данной теме, к проблеме развития речи своих детей;
-формирование интереса к развитию речи детей, через пальчиковые игры и упражнения;
-возникновение желания продолжать дома работу по данной теме.
У ПЕДАГОГА:
- повышение профессиональной компетенции педагога;
- разработка консультативного материала для родителей по теме проекта;
- пополнение методической копилки новыми материалами;
-продолжать работу по развитию у детей речи с помощью пальчиковых игр и упражнений.
Продукты проекта
- Индивидуальные беседы:
рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика»
- Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
- Ширма - передвижка: «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста»
- Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Теремок»
- Картотека пальчиковых игр
Этапы работы практико-ориентированного проекта
1-й этап – организационный поисковый
Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Сентябрь
Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий
Планирование работы по теме проекта
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей в период становления речевой активности»
2-й этап
Диагностический этап
Октябрь
Проведение диагностического обследования
#1047;аучивание пальчиковой игры «Замок».
#1055;альчиковая игра «Спрячь в ладошки».
#1054;бучение детей игре «Шнуровка».
#1050;онструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
#1053;астольная игра «Мозаика».
#1048;гра «Я катаю мой орех»
Оформление картотеки пальчиковых игр.
Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.
3-й этап
Этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр
Ноябрь
#1047;аучивание пальчиковой игры «Капуста».
#1055;альчиковая игра «Переложи игрушки».
#1048;зображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
#1050;онструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
#1053;астольная игра «Найди фигуре место».
Консультация для родителей: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Декабрь
#1047;аучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».
#1059;чить детей одевать и раздевать кукол.
#1055;альчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
#1050;онструирование из «лего» - конструктора «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
#1055;альчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок).
Январь
Заучивание пальчиковых игр:
«Медведь», «Белка»
Заучивание игр с массажными мячиками:
«Шарик»
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.
Консультация для родителей: «Рисуем нетрадиционным способом» Выставка детских рисунков.
Февраль
Заучивание пальчиковых игр:
«Перчатка», «Человечек», «Зима», «Лапки-царапки», «Капуста»
Заучивание игр с массажными мячиками:
«Горка», «Месим тесто»
Дидактические игры:
«Пазлы», «Выложи дом из цветных геометрических фигур», «Кто в домике живет?»
Настольные игры: «Мозаика», «Ассоциации»
Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»
Март
Заучивание пальчиковых игр:
«Весна», «Кап, кап, кап…», «Уточка», «Солнышко светит», «Моя семья»
Дидактические игры:
«Пазлы»
«Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.
«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»
Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
4-й этап
Аналитический этап
Апрель
Заучивание пальчиковых игр:
«Голуби летели», «У дорожки дуб растёт», «Пчела»
Дидактические игры:
«Бусы для мамы», «Шнуровка», «Пазлы».
«Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.
Проигрывание с детьми пальчиковым театром русской народной сказки «Репка»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
Анализ результатов реализации проекта.
Презентация проекта.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
- работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
- работа с родителями - консультации и беседы.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр;
- конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
- рисование;
- штриховка в заданном направлении;
- дорисовка;
- дидактические игры;
- шнуровка, пуговицы, прищепки;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;
ОПИСАНИЕ ПОЭТАПНОЙ РАБОТЫ
1-й этап – организационный поисковый
Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
На данном этапе была подобрана и изучена методическая литература, с учетом интеграции образовательных областей, был разработан план работы по проекту.
Подобрана и изучена учебно-методическая литература. Для обогащения педагогических знаний родителей был подготовлен материал для консультаций.
2-й этап
Диагностический этап
Реализация проекта: ««Девочки и мальчики учат - свои пальчики» продолжилась диагностированием детей на предмет развития речи и мелкой моторики у детей младшей группы. Результаты диагностики показали, что работа по данной теме очень важна и своевременна. С учетом результатов диагностики детей были сформулированы цель и задачи проекта, подобраны методы и приемы работы. Оформление картотеки пальчиковых игр. Подбор пальчиковых игр и упражнений. Подбор разнообразных дидактических игр.
3-й этап
Этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр
В начале основного этапа проекта я показывала игру малышам сама, затем манипулируя пальцами и рукой ребенка. Дальше я делала движения руками одновременно с детьми, сама проговаривая текст. В заключении дети сами выполняли движения и проговаривали текст, а я только подсказывала.
Для детей было очень увлекательным занятием рифмованные пальчиковые игры, с помощью которых стихотворения изображаются на пальцах. Они способствовали развитию творческой активности и хорошему воображения. Стихи очень нравились детям и поэтому легко запоминались, а если это сопровождалось еще речью, то получался маленький спектакль. Пальчиковые игры и упражнения с детьми всегда проходили весело, детям нравилось представлять себя, в роле маленькой собачки, или веселой мышкой. Не стоит забывать, что все дети фантазеры, они легко превращались в кого либо и свободно принимали все условности театрального действа. На основе своих не больших познаний они уже начинают судить о недостатках и достоинствах стихотворных героев.
В своей работе я способствовала тому, что бы дети в младшем возрасте получали радость от этих игр, что положительно скажется на их будущую жизнь. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами.
Игра для детей – это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.
Выполнение упражнений и активные движения пальцами приводило к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулировало развитие речи у детей. Игры с пальчиками создавали прекрасный эмоциональный фон в группе, учили детей подражать взрослому, вслушивались и понимали смысл моей речи, повышая при этом свою речевую активность. После того как дети, сопровождали упражнения стихотворными строчками, их речь стала чёткой, ритмичной, яркой, и усилился контроль за движениями, которые они выполняли. Хорошо стала развиваться память детей, так как они учились запоминать движения, воображение и фантазия. Овладев упражнениями, дети учились рассказывать руками целые истории.
Различные методы пальчиковых игр я отрабатывала со своими детьми в группе. Детям очень нравилось играть в эти игры, а я получала удовольствие от того, что мои малыши становятся более смышлёными, ловкими и умелыми благодаря играм с пальчиками.
В этих играх все подражательные действия сопровождались стихами. Стихи очень нравятся деткам. Им очень нравится ритм стихов и их связанность, что увлекает их больше к пальчиковым играм. От меня зависело понравиться игра ребенку или нет. Очень большое значение имела моя выразительная мимика и речь, сделанные в нужном месте паузы, когда сказать тихо, а когда громко и где нужно говорить очень медленно. Для развития речи детей я использовала русские народные игры, потешки. Потешка учит малышей понимать человеческую речь и выполнять различные жесты, которыми руководит слово.
Занимаясь данной работой я поняла, что никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделила особое внимание и использовала следующие формы работы: Индивидуальные беседы: рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика»
- Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
- Ширма - передвижка: «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста»
-Выпуск памяток для родителей: «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
Мне удалось вызвать у детей и родителей интерес к выполнению пальчиковых игр и упражнений дома. Они с удовольствием выполняли мои рекомендации по данной теме:
- Игру лучше проводить не холодными руками, их можно растереть.
- Когда ребенок не знает новых персонажей игры, сперва расскажите о них, используя картинки.
- Детям старше 1, 5 лет нужно как можно чаще предлагать выполнить движения вместе.
- При игре можно бегать пальчиками по спине или руке ребенка, щекотать его.
- Показывайте максимально выразительную мимику.
- В подходящих местах делайте паузы, говорите когда надо тише или громче.
- Выбрав пару игр, со временем заменяйте их новыми.
-Проводите всегда игру весело, непринужденно, ничего страшного, если сначала не получается.
4-й этап
Аналитический этап
На завершающем этапе была проведена заключительная диагностика, результаты которой я сравнила с результатами вводной диагностики. Полученные результаты были мною обобщены и проанализированы, сформулированы соответствующие выводы. Полученные результаты стали основой для дальнейшего планирования работы по данной теме. Благодаря проделанной мной работе по развитию речи и мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными, речь стала более понятной, пополнился активный словарь детей. Я хочу отметить что, пальчиковые игры детям очень нравятся, они постоянно радуются во время игры. И конечно видеться положительная динамика развития детей. Их игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности значительно улучшались. Малыши овладели образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
Развитие мелкой моторики рук благоприятно повлияло на развитие детей и появлению благоприятного психологического климата в группе.
Дети научились быть хозяином своих ладошек и пальчиков, совершать сложные манипуляции с разными по размерам предметами, и конечно, их мозг стал более развит. Я очень рада своим достижением и готова продолжать двигаться вперед в этом направлении.
Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проект
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА
В начале проекта было проведено анкетирование родителей с целью выявления их отношения к пальчиковым играм и упражнениям.
Результаты анкетирования показали: что большинство родителей не знают и не осознают влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи младших дошкольников.
Изучив все данные я подготовила для родителей различные консультации: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика», с целью повысить их знания по теме проекта.
Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»
Мною была организованна выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
На заключительном этапе проекта с родителями проводились индивидуальные беседы, с целью выявления изменений в их представлении о значении пальчиковых игр и упражнений на развитие речи у детей.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
С целью оценки результативности детей по развитию речи на подготовительном этапе была проведена первичная диагностика.
Общие результаты первичной диагностики показали, что у детей младшей группы речь развита слабо:
-низкий уровень показали 6 человека – 24%;
-средний уровень показали 14 человек – 76%;
- высокий уровень: 0 человека – 0%.
Для выявления эффективности работы по выбранной теме в конце проекта было проведено повторное диагностирование. Результаты показали, что низкий уровень изменился с 24% до 8%,средний уровень с 76% до 60%, но в то же время высокий уровень у детей увеличился с 0% до 32%. Проанализировав результаты диагностики на подготовительном и заключительном этапе проекта, можно судить о том, что пальчиковые игры и упражнения помогли развить речь детей в группе, сделать мелкую моторику более совершенной.
Анализируя отношение родителей к пальчиковым играм и упражнениям на начальном и завершающем этапах проекта можно отметить явную динамику. Родители активно поддержали интерес детей к пальчиковым играм и упражнениям и стали заниматься ими с детьми дома. У родителей повысился уровень знаний по теме проекта, о многообразии пальчиковых игр и упражнений, их влиянии на развитие мелкой моторики и речи детей в группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что данный проект помог мне разнообразить работу по развитию мелкой моторики и речи у детей младшей группы, заложить фундамент начальных знаний и умений, необходимых детям для развития речи во второй младшей группе. Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Пальчиковые игры и упражнения влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь. Организуемая работа по данному проекту в точной степени помогает решить поставленные цели и задачи, она очень интересна и полезна для детей. Считаю, что мой проект поможет воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, учителям школ (ведущим начальные классы), студентам педагогического колледжа разнообразить работу по развитию речи детей дошкольного возраста и сделать ее более интересной и увлекательной. В дальнейшем планирую продолжать работу в данном направлении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006.
2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Железнова Е. Пальчиковые игры.
6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.
7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979.
8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2007.
9. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008.
10. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008. – 64.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).
11. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
12. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с. (Кабинет логопеда).
13. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
14. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М.: Эксмо, 2006.
Информационные ресурсы:
социальная сеть работников образования.
Международный образовательный портал.
#1089;айт «Развитие ребёнка»
Сайт для воспитателей детских садов.
Сайт для детей и взрослых.
Всё для детского сада.
Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
Приложение 1
Пальчиковые игры.
«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
«Я катаю мой орех»
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Капуста».
Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим.
Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем.
Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим.
Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем.
Руками "мнем" капусту
«Орехи»
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.
«Дорожка»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.
Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.
«Карандаш»
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.
«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
«Качели»
Ручку пальчиками взяли,
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели
Я попала на качели?»
Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик», «Часы», «Качели»).
Игра «Переложи игрушки»
Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.
Игра «Спрячь в ладошках»
Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают, в какой ладошке зажат шарик.
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Игра «Спокойного сна!»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)
А другой давненько спит…(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!
Игра «Апельсин»
Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
Игра «Человечек»
– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Игра «Лапки-царапки»
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).
Дом и ворота
- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )
ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок,
Как будто я Огонь зажег.
ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
ПАРОХОД
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда,
Есть четыре ноги, А не ходят и три.
Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.
СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.
ЗАЙКА И УШКИ
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг,
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.
ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
ЛОШАДЬ
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .
Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойся.
Приложение 2
Диагностика развития мелкой моторики детей 2 младшей группы.
(2020-2021гг.)
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей третьего года жизни через 5 игровых заданий. В таблице представлены материалы, используемые для заданий - пальчиковые игры. Задания подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.
Методика исследования | Содержание |
Упражнение «Сожми кулачок» | Сжимание пальчиков в кулачок |
Упражнение «Очки» | Соединение двух пальчиков в колечко |
Упражнение «Сорока» | Сгибание пальчиков по очереди |
Упражнение «Снегирек» | Взмахивание кистями рук, ударение указательным пальцем по ладони другой руки, покачивание поднятыми руками над головой. |
Упражнение из ладошек «Стол», «Стул» | Умение повторить за взрослым фигуры, составленные из пальчиков (стол, стул) |
Критерии оценки уровня развития мелкой моторики с помощью пальчиковых игр.
Высокий уровень: ребенок с удовольствием включается в игру. Повторяет за взрослым движения. Самостоятельно может выполнить упражнение.
Средний уровень: проявляет интерес к игре, самостоятельно выполняет упражнение с трудом или с помощью взрослого.
Низкий уровень: принимает участие в игре, но не может выполнить самостоятельно упражнение, с трудом выполняет при помощи взрослого.
Условные обозначения: В - высокий, С - средний, Н – низкий.
Приложение 3
Теоретические основы
Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно же, новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого возраста к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно с взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.
Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования "делового" общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.
Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении с взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.
Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.
В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр "рядом" к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители - первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.
Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.
Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.
В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.
В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми - разговаривать.
С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже - в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Приложение 4
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в группе раннего развития
Тема: «Путешествие в сказку «Репка»»
Цель: формирование у детей знаний о героях сказки и об их пище; формирование сенсорных навыков.
Задачи:
Познавательное развитие: напомнить детям содержание знакомой сказки, вызвать желание рассказывать сказку вместе с воспитателем, воспитывать интерес к сказкам, систематизировать знания детей об овощах и фруктах;
Социально-коммуникативное развитие: сформировать желание помочь героям сказки;
Речевое развитие: развивать умение пересказывать сказку, помочь овладеть доступными средствами выразительной речи, активизировать в речи детей глаголы: лакать, грызть;
Художественно-эстетическое развитие: развивать элементарные формы исполнительского творчества, закрепить знания о цвете (желтый, красный, зеленый).
Физическое развитие: развивать быстроту, ловкость, умение действовать по сигналу;
Словарная работа : грызть, лакать
Форма проведения: игра-путешествие.
Материалы и оборудование: игрушки: дедушка, бабушка, внучка, собака, кошка, мышка, репка; цветные шарики, тазики.
Предварительная работа с детьми:
Свободное общение по сказке «Репка», беседа о героях сказки; рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки; дидактические игры; чтение художественной литературы: сказок «Репка», «Лисичка сестричка», «Волк и семеро козлят». Чтение стихов, потешек, загадок о героях сказки, об овощах.
Методы и приёмы:
вопросы к детям,
показ и рассматривание игрушек,
похвала.
Содержание НОД
Организационный момент Воспитатель с детьми встают в круг.
Воспитатель:
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Поздороваемся мы с гостями,
И представимся мы с вами.
(Дети называют свои имена «Меня зовут…, те кто не говорит, называют имя дети хором)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Вы хотите отправиться в путешествие в сказку? Тогда давайте встанем паровозиком и поедем (Звучит песня «Тепловоз»)
Вот и приехали мы с вами в сказку. А в какую сказку, вам нужно отгадать. Слушайте загадку:
Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос он в землю крепко. Что же это? (репка)
Наша сказка называется «Репка» (групповой ответ) (подходят к фланелеграфу)
Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки.
(Дети вспоминают начало сказки, выкладывают фигурки героев, имитируют движение героев).
Воспитатель: Посадил Дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку тянуть, тянет – потянет, вытянуть не может. Стал он Бабку звать.
Воспитатель: Как дед бабку звал?
Дети: Бабка, иди репку тянуть.
Бабка говорит: «Ребята, помогите, мне, пожалуйста, тогда я и деду помогу. Я стара стала, перепутала фрукты и овощи. Вы мне поможете разложить их правильно.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем бабушке, в большую корзину нужно положить овощи, а в маленькую фрукты. (Д/и «Разложи по корзинам»)
Проверка помощи вместе с воспитателем, групповое название сначала овощей, а потом фруктов.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли бабушке, теперь она сможет помочь дедушке. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут (групповой ответ). Кого позвала бабка?
Дети: внучку.
Воспитатель: как бабка звала внучку?
Дети: внучка, иди репку тянуть.
Внучка говорит: помогите мне шарики по цветам разложить. Д/и «Подбери по цвету» (распределяют шарики по цветам)
Итог данной игры: молодцы, ребята (проанализировать итог игры)
Помогла внучка бабке. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кого позвала внучка? Правильно, Жучку. Как она позвала (Жучка, иди репку тянуть)
Воспитатель: Устали сказку слушать? Давайте отдохнем и поиграем немножко.
Физкультминутка
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили. ( Имитация движения)
А теперь ее потянем, (имитация движения)
И из репки кашу сварим, (имитация движения)
И будем мы от репки, здоровые и крепкие, (показать силу)
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Стала Жучка кошку звать.
Дети: «Кошка, иди репку тянуть»
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за детку детка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. «Мышка, иди репку тянуть»
Воспитатель:Мышка с просьбой к нам пришла. Дедушка, внучка и бабушка так устали, что пить захотели. Ребята, мы можем им помочь. Что мы умеем варить. Правильно, компот
П/и «Будем мы варить компот»,
Много фруктов надо вот:
Будем яблоки крошить,
Будем груши мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот,
Угостим честной народ.
Мышка вас благодарит, ребята.
Стала мышка помогать репку тянуть.
Тянут-потянут,
Тянут-потянут,
Вытащили репку.
Воспитатель:Дети, где репка росла? Куда посадил дед репку? Она росла на грядке, в земле, значит какая она?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Ребята, а что дед и бабка сделали с репкой?
Дети: Вымыли.
Воспитательль: Как они мыли репку?
Дети показывают.
Воспитатель: А бабушка с дедушкой кушают репку? Кушают. Они кушают вкусную, сочную репку. Вика, какую репку едят дед и бабка? Внучка ест репку? Да. Она ест твёрдую, сладкую репку. Паша, какую ест репку внучка?
А Жучка помогала репку тянуть? Помогала. Что Жучка кушает?
Дети: Грызёт косточку.
Воспитатель: Правильно! Жучка грызёт косточку! Давайте повторим: грызёт косточку. Дима, что Жучка делает?
Кошка помогала репку тянуть? Помогала. А что ест кошка?
Дети: Молоко, колбасу.
Воспитатель: Правильно! Кошка лакает молоко? Да. Милана, что кошка лакает? Сережа, повтори, что кошка делает?
Мышка помогала репку тянуть? Да. А что мышка у нас ест?
Дети: Хлеб, сыр.
Воспитатель: Правильно! А мышка грызёт корочку хлеба? Мышка грызёт корочку хлеба. Давайте повторим, что мышка делает? Полина, что мышка кушает? Соня, что мышка делает?
Давайте повторим, ребята. Бабушка с дедушкой что едят, какую репку? (ответы детей) А внучка какую репку ест? И т.д.
Молодцы, ребята! А теперь пора возвращаться домой, в детский сад. Встаем паровозиком.
Воспитатель:Вот мы и вернулись. Ребята, вам понравилось путешествие?
- В какой мы сказке побывали?
- каких видели героев?
- как мы им помогали?
Похвалить за ответы детей.
А теперь, ребята,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
И друг другу на прощанье
Всем мы скажем спасибо за внимание, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Девочкам и мальчикам гимнастика для пальчиков"
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста....

ЭССЕ "Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков"
Эссе учителя-логопеда ДОО посвящено развитию мелкой моторики дошкольников с кратким описанием авторского методического пособия....

Проект "Девочки и мальчики"
Актуальность проекта:актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка ...

Проект "Девочки и мальчики"
Актуальность проекта:актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка ...

Долгосрочный проект во 2 младшей группе "Волшебные пальчики"
В реализацию проекта включены занятия пластилинографии, тестопластики, пальчиковые игры, игры со спкциальным оборудованием.(шнурки, мозайки, пазлы игры с кинетическим песком) и др....


