Картотека игр по развитию всех компонентов речи.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Свиньина Наталья Владимировна

Развитие всех компонентов речи старших дошкольников через воситание любви к родному краю. В разработке представлена картотека речевых упражнений и игр для старших дошкольников с опорой на объекты родного края (деревья,ягоды,звери...) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека речевых упражнений.23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие всех компонентов речи старших дошкольников

через воспитание любви к родному краю»

«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы», - гласит народная мудрость.

      В век инноваций и компьютеризации у учителей-логопедов большое поле для деятельности: в речи дошкольников существует множество проблем, а именно: нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь, аграмматизмы, простые, невыразительные предложения. Дети говорят мало, не четко, не эмоционально.

Использование дидактических игр позволяет построить процесс обучения в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста. Происходит развитие речи детей: пополняется и активизируется словарный запас слов, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение правильно выражать свои мысли. 

Предлагаем вашему вниманию Картотеку дидактических игр по развитию речи через воспитание у детей чувства любви к родному краю, родной природе, осознание себя гражданином Республики Карелия.

 Для использования картотеки уместно иметь подбор лексических, тематических картинок по темам «Карельский лес – источник чудес!», «Рыбы Карелии», «Деревья , которые растут в нашем городе и республике», « Кто живет в лесах Карелии», «Птицы Карелии» и др.

  1. Назови ягоды карельского леса:

Задача: учить распознавать  и называть ягоды Карельского леса.

Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением ягод и назвать ягоды карельского леса.

Я красна, я кисла

На болоте я росла.

Дозревала под снежком.

Ну ка, кто со мной знаком? (клюква)

Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала.

И ребятам мила! (черника)

  1. Дидактическая игра «Подбери слово»

Задача: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила: подбирать наиболее точные слова.

Ход игры: Воспитатель просит детей поиграть с ней в слова. Я  буду  рассказывать историю, а вы должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Я собирала землянику.. Я набрала целое ведерко, потому что ягод было…. (много). Я принесла его домой, попробовала ягоды и  обрадовалась, потому что они оказались очень   сладкими, спелыми). Я угостила сестру. Она съел немного ягод и причмокнула губами. Я поняла, что ей очень ….).

3.Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Задачи: учить классифицировать предметы  по цвету, форме, качеству, материалу; учить сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым в  Карелии — огурец, елка, листик, яблоко, 1 полоска флага Карелии

широким — река, дорога, лента, улица …

красным –

вкусным –

красивым -

  1. Дидактическая игра «Зашагали все слова»

Взрослый называет слова (названия деревьев, птиц, ягод, животных Карелии), а дети делят его на слоги. Каждый слог – один шаг:

Сос-на, ма-ли-на, по-до-си-но-вик.

 - Какое слово ушло дальше всех?

  1. «Закончи фразу»

 Медведь пробовал ягоды в лесу. Ему показалось, что:

Брусника кислая, а клюква еще кислее.

Черника сладкая, а малина  -

Малина ароматная, а земляника –

Голубика сочная, а морошка –

Морошка полезная, а черника –

  1. «Скажи правильно, найдя ошибку»

Бабушка варит варенье в сковороде.

Дети собирают малину с дерева.

 Повара пекут ягоды из пирога.

Компот из черники называется черничновый.

Рыжие лисички растут в лесу.

Листья растут в дереве.

Цветы растут над деревом.

Воробей сел из веточки.

Правильно проговорите фразу с ребенком.

  1. «Говорим наоборот»

У березы ствол светлый, а у тополя –

У дуба ствол толстый, а у рябины –

У клена листья широкие , а у осины –

  1. «Какой? Какая? Какие?»

Задача: учить подбирать прилагательные (признаки) и глаголы (ДЕЙСТВИЯ)  к ОПРЕДЕЛЕННОМУ существительному

Назовите как можно больше слов, обозначающих признаки (действия)

Заяц (какой?) - ….                                       Заяц (что делает?) - …..скачет, прячется, боится.

Лиса (какая?) - …                                        Лиса (что делает?) – ищет, ловит, бежит, мышкует.

Лось (какой?) - …                                        Лось (что делает?) - …….

Медведь (какой?) - …                                  Медведь (что делает?)  - ……..

  1. «Найди лишнее слово»

Дети должны на слух выделить лишнее слово. Слова схожи по звучанию.

Заяц, заячий, зайчиха.

Олень, олениха, лень, олененок.

Лось, лосось, лосиха, лосенок.

  1. «Назови ласково»: Учить детей образовывать слова с помощью суффиксов:

Лиса – лисичка, лисонька

Медведь – медвежонок

Заяц – зайчишко

Дерево – деревце

Земляника – земляничка

Подберезовик – подберезовичек,

  1.  «Семья»

Ребенок называет животных и их детенышей . Можно с опорой на иллюстрацию или схематическое изображение: большой круг, поменьше, маленький и много маленьких:

Например:  Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата.

Лис –

Медведь –

Лось –

Еж –

Бобер –

  1. «Вижу одного и много»

Вижу одного бобра – много бобров.

                        Лося –

                        Зайца –

                        Лису –

                        Воробья –

                        Медведя –

                        Глухаря -

  1.  «Доскажи слово»

задача: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — у лисы своя но…

Едь-едь-едь – много меда ест…

Ро-ро-ро —заяц прыгнул на вед….

Ру-ру-ру — грызет зайчишка наш …..

Ри-ри-ри — на ветку сели  снеги…

Ар-ар-ар — кричит ворона громко…

Ры-ры-ры —лосей много у го…..

Ор-ор-ор – здесь, под елкой мухо….

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цельразвитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

задачи: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Лось -  сохатый, высокий, рогатый, коричневый

Ель – зеленая, высокая, новогодняя, молодая

Город – большой, красивый, современный…

Дидактическая игра «Закончи предложение» 

задача: учить дополнять предложения, словом, противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью (желтые).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Задача: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

 - Что можно сделать с картиной?

 -

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Задача расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог:

 Красный - мак, огонь, флаг.

Оранжевый - апельсин, морковь, заря.

Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа.

Зелёный - огурец, трава, лес.

Голубой - небо, лёд, незабудки.

Синий - колокольчик, море, небо.

Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее . Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Дидактическая игра «Подбери действия»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки (волки, снегири, вороны, лисица, заяц)?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Источники:

Татаринцева, Е. А. Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников / Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 335-337.

Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. М.: Детство-Пресс, 2012 г.

Тимофеева Е. Г. Консультация для педагогов «Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников». 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей, в работе над развитием всех компонентов речи, в процессе проектно-исследовательской деятельности по теме:"Обыкновенная соль".

Качественное развитие всех компонентов детской речи возможно только при тесном контакте и взаимодействии всех специалистов, работающих в дошкольном учреждении. Речевое общение должно пронизывать жизнь...

Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта

В данной статье рассматривается инновационный подход к проведению логоритмических занятий в условиях логопункта.Описываются  авторские приемы, которые способствуют поддержанию  интереса к за...

«Использование игр с песком для развития всех компонентов речи у детей»

Логопедическая практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. У детей значит...

Картотека игр для развития всех компонентов устной речи

Ни один вид деятельности не способен  активно влиять на всестороннее развитие ребёнка, как ировая деятельность. В данной картотеке подобраны игры для развития всех компонентов устной речи  у...

РАЗВИТИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ»

В статье рассказывается как с помощью игрушек-оригами вызвать интерес ребенка к занятию...