Консультация "Взаимосвязь родителей с логопедом ДОУ
консультация по развитию речи

Давыдова Вера Васильевна

Развитие  речи  ребёнка  — долгий и сложный процесс.С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, мышление. .Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства,    в  котором  как никогда необходима  помощь и поддержка  родителей и  близких людей, нужен кто-то, кто сможет направить речевое развитие ребенка , научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshaya_avtorskaya_publikatsiya._konkurs.docx403.36 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь  родителей с логопедом ДОУ.

Цель: Установление  партнёрских отношений  с семьёй каждого воспитанника,  объединение усилий учителя - логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у детей.

Все  мы хотим, чтобы  наши дети   были  талантливые  и способные, свободно и уверенно общались со сверстниками и взрослыми, хорошо учились в школе, а став взрослыми,  получили престижную профессию, сделали блестящую карьеру.  И,  конечно, всем нам хочется помочь детям добиться успеха. Уже сегодня мы можем заложить базу для будущего нашего ребёнка. Только нужно знать, что делать,  как делать, как помочь? Только в семье  систематически и целенаправленно занимаясь с ребёнком,  вы сможете научить своего малыша  говорить развёрнутой фразовой речью, связно излагать свои мысли легко строя развёрнутые предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки, сформируете словарный запас, поможете ввести поставленные логопедом звуки в речь.

Но многолетний опыт работы  по профилактике дефектов речевого развития и исправлению дефектов устной речи  у детей  дошкольного возраста убедил меня в том, что главная проблема молодых родителей - это надежда на «авось»,  мол, пойдёт в школу и там всему научится. Это очень опасное мнение. Исходя из статистических данных детей не готовых к обучению чтения и письма, а в дальнейшем и русскому языку возрастает с каждым годом.  Характерно,  что в последние  10 лет  стало  меньше  детей с умственной  отсталостью от рождения, т. е. основа  для  интеллектуального развития   большинства  детей  здоровая,  (здоровая кора головного мозга),  но зачастую дети в школе не могут реализовать свой интеллектуальный потенциал, свои врождённые способности  из-за во время не замеченных и не исправленных дефектов речи, которые сдерживают в развитии все другие  отделы мозга. Вроде  благополучный до школы ребёнок (уже начинал читать, играл в шахматы, на компьютере, любил конструировать, проявлял смекалку)  в школе  «ожидаемых» для родителей  результатов не даёт,  ведь время благоприятное для коррекционной работы прошло,  а дефекты речи остались.   Ребёнок из детского сада уходит в школу  и недостатки  в речевом развитии приносят ему немало огорчений.    Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания.  Ребёнок начинает стесняться общения со сверстниками  и взрослыми, отказываться участвовать  в праздниках, где надо читать стихи  или что – то рассказывать, неуверенно  чувствует себя  отвечая на  уроках , переживает  из – за неудовлетворительных оценок  по русскому языку , с чтением и письмом у него трудности.  У ребёнка появляется лень, отрицательное отношение к

учёбе, к  школе.

 А ведь могло  быть всё по – другому,  если бы  родители  знали, что возраст с 3 до 6 лет – самый  главный  период в жизни ребёнка, когда надо приложить со стороны родителей  максимум усилий для создания  и обеспечения  максимально благоприятных условий  для всестороннего развития дошкольника в семье .  Исследования учёных показали , что в мозге  есть участки которые не выполняют каких- либо конкретных функций  а служат резервным материалом  для формирования и развития полноценной речи  ребёнка.  При максимальном усилии родителей в речевом развитии,  при постоянном общении  с ребёнком,  вот здесь - то к счастью и вступают в работу резервные участки.   Детский мозг до шести лет обладает исключительно  большой гибкостью , имеет выраженную тенденцию к развитию , он, как  пластилин,  на котором можно писать любую программу,  в том числе и речевую, из которого можно лепить успешного, умного человека.  Обучение ребёнка в школе требует   от него определённой стартовой площадки,  и какова она будет,  зависит от вас дорогие мамы и папы.  Чем меньше времени продолжается отставание от нормы речевого развития, тем легче его преодолеть.  По- моему глубокому убеждению, до шести лет можно развить или загубить мощный интеллектуальный   потенциал  ребёнка. После шести лет уже прошли возрастные пороги естественного желания познавать окружающий мир, по - этому первоначальное  образование   после шести лет   ребёнок  воспринимает,  как насилие над ним  и сопротивляется обучению.  Ему теперь просто не хочется учиться,   так как в период дошкольного развития никто не развивал заложенные в нём возможности.  А ведь ребёнку необходимо было всего лишь умело и во время помочь.  При этом очевидно, что именно помощь родителей  обязательна  и чрезвычайно ценна,  потому  что  во-первых,  родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка  и, во – вторых у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом. Но беседуя с родителями,   я убеждаюсь, что отношение к речевым нарушениям  детей  у всех разное.

 Многих волнует только  произносительная сторона речи. Почти все родители замечают   неправильное звукопроизношение детей,  не обращая внимание  на связную речь,  лексико – грамматическое оформление, низкий словарный запас, несформированность словообразования и словоизменения .

 Родители слышат ошибки в речи детей  но не придают этому значения , так как считают,  что это само пройдёт, пойдёт в школу и всему научится.

 Встречаются родители, которые преувеличивают серьёзность дефекта, постоянно напоминают ребёнку о речевых ошибках, просят произнести слова хорошо, правильно,  хотя ребёнок не может этого сделать,  так как звук ещё не поставлен.  Такое отношение формирует у ребёнка комплекс неполноценности, закрепляется искажённое произношение звуков, что в дальнейшем осложняет коррекционную работу.

 Выделяется часть родителей озабоченных переводом ребёнка в специализированную группу с нарушением речи. Они считают, что дефект не столь серьёзен и может быть преодолён в ходе спонтанного речевого развития малыша.  Хотя это глубокое заблуждение, которое ведёт к потере времени.  Ребёнку нужны систематические занятия со специалистом,  закрепление изученных тем  во второй половине дня воспитателем речевой группы, контроль за речью ребёнка.  Учитель – логопед не имеет возможности и права заниматься с детьми с тяжёлой речевой патологией в условиях  логопункта и не несёт ответственности за полное устранение речевого дефекта.

  Большинство родителей  бездействуют, потому что не знают когда и на что надо обращать внимание в воспитании и развитии ребёнка в семье.  Но стоит лишь  дать им ориентиры, так они проявляют такое творчество, так изобретательны и плодотворны в своём общении, что я не перестаю удивляться их ответственности и прилежанию  по преодолению трудностей в речевом развитии ребёнка.

 Привлечение родителей  к активному участию  в коррекции речи детей - это очень важная задача, которая стоит перед учителем - логопедом в работе с детьми с речевой патологией. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность учителя-логопеда, родителей и специалистов даёт наиболее  эффективный результат в коррекционной работе с детьми.  Никакая самая тщательная работа   не даст положительного результата в речевом развитии ребёнка без участия родителей.  Сотрудничество  логопеда и родителей заключается в регулярном  выполнении домашних заданий   направленных  на автоматизацию и дифференциацию звуков, закреплении умений приобретенных ребёнком на индивидуальных занятиях, выполнении  рекомендаций логопеда, посещении занятий, консультаций, семинаров - практикумов. Пока ребёнок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи,  их автоматизация не может считаться  законченной,  а произношение исправленным.  На заключительном этапе автоматизации звуков   очень важен контроль со стороны родителей за правильным произношением,   он необходим и в тех случаях, когда самоконтроль ребёнка за речью ещё не сформирован. Выполняя дома задания предложенные логопедом, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в  свободном  общении -  во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, то есть  в повседневной жизни.

Хочу  напомнить всем родителям : современные дети интересные, но они сложные,  и детьми до школы надо серьёзно заниматься в семье.   Только тесный контакт в работе  учителя – логопеда и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в полном объёме.   Вы вместе с учителем – логопедом   сформируете у него чёткое звукопроизношение, фонематический слух, навык звукового анализа и синтеза,  внутреннюю  речь, что очень важно для письма, подготовите  руку, что так необходимо для овладения письмом, разовьёте эмоционально – волевую сферу, а значит,  подготовите ребёнка к дальнейшему полноценному школьному обучению.

Список литературы  

  1. Пастухова И. О.  Создание единого пространства развития ребёнка.
  2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями  в ДОУ
  3. Лаврик И. П. Готов к обучению в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей.

Логопедическая задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка за...

Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей

Логопедическая задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка...

Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей

Логопедическая задача - сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затруд...

Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда»Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. ...

Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда

Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сот...

Консультация для родителей на тему: «Взаимосвязь родителей и логопеда в условиях ДОУ»

Логопедическая задача - сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Для этого логопед нуждается в...