«Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством развития форм и способов невербальной и вербальной коммуникации».
консультация по развитию речи (старшая группа)
Развитие коммуникативной компетентности детей с тяжелыми нарушениями речи– актуальная задача коррекционно-образовательного процесса. Поскольку, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому воспитатели, вместе со специалистами-педагогами, работающими с детьми в группе компенсирующей направленности, уделяем особое внимание этому направлению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи посредством развития
форм и способов невербальной и вербальной коммуникации».
Болзина В.П., воспитатель высшей категории,
МАДОУ «ДС «Метелица», г. Новый Уренгой
Детей с тяжелыми нарушениями речи, характеризует недостаточная сформированность жизненных компетенций, и прежде всего из-за выраженных ограничений коммуникативной функции речи. Группу компенсирующей направленности посещают воспитанники, имеющие общее нарушение речи. (бедность словарного запаса, неточность употребления слов, значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным). Зачастую у детей возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, взаимодействия с другими детьми. Поэтому особое значение мы уделяем развитию коммуникативных компетенций (знание способов взаимодействия с окружающими (детьми и взрослыми); навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для успешной адаптации ребенка в социуме.
Коммуникативные трудности дошкольников с ТНР:
Снижение потребности в общении:
-эмоциональная неуравновешенность.
- трудности в организации речевого поведения.
-неумение пользоваться средствами общения
Психологические трудности:
-стеснительность,
-застенчивость, замкнутость,
-ограниченная контактность,
-замедленная включаемость в ситуацию общения,
-неумение поддерживать беседу.
Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью детей с тяжелыми нарушениями речи. У детей наблюдается снижение коммуникативной активности, трудности в развитие речемыслительной и познавательной деятельностях.
Формирование социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи- это процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений-как основы для дальнейшей успешной социализации и обучения в школе.
Развитие коммуникативной компетентности таких детей– актуальная задача коррекционно-образовательного процесса. Поскольку, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому мы, воспитатели группы, вместе со специалистами-педагогами, работающими с детьми в группе компенсирующей направленности, уделяем особое внимание этому направлению.
Основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели группы закрепляют уже в определенной степени сформированные речевые автоматизмы, следя за речью детей в группе.
Целью формирования коммуникативной компетенции у детей нашей группы–это вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми через развитие форм и способов невербальной (мимика, жесты, тон голос, взгляды, позы) и вербальной (слов, устная и письменная) коммуникации.
Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение и развитие осознанным и интересным, мы используем нестандартные подходы, новые техники и технологии.
ФГОС ДО определяет необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в решении коррекционно-развивающих задач.
Образовательная деятельность с детьми (занятия, совместная деятельность с детьми, режимные моменты) осуществляется с использованием компьютерных технологий (может быть и часть занятия, и в совместной деятельности), это значительно повышает возможности решения поставленных задач, и способствует развитию заинтересованности детей (опора личный опыт ребенка; иногда пересказ сопровождают рисунками, своими схемами; учатся задавать вопросы, выделять главное, могут вводить свои собственные правила в игру и договариваться об их изменениях, происходит развитие коммуникативных навыков через игру и общение со сверстниками и взрослыми.
Для гармоничного развития личности необходимо учить ребенка общаться со сверстниками и другими людьми, т.е. развивать навык, который поможет ему в дальнейшем во многих сферах его жизни. Потому что в современном мире способность договариваться, налаживать социальные связи, слушать собеседника и объяснять свою точку зрения, является жизненно важным умением, позволяющим управлять отношениями между людьми.
Как же развить этот навык у детей дошкольного возраста?
Нам взрослым (педагогам и родителям), надо уделять внимание тому, как общается ребенок на детских площадках, в детском саду с другими детьми. Умеет ли он: договариваться, подчинять свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков, работать в парах, управлять своими эмоциями, договариваться, воспринимать конструктивную критику? Важно обсуждать моменты, когда ребенок (или кто-то другой) повел себя неправильно и к чему это привело, проговаривать, как можно было бы сделать по-другому (правила в группе, которые мы сами создаем и потом их соблюдаем; и так во всем).
Коммуникация-это один из базовых навыков, который входит в модель «4К» или как ее сейчас называют «4К-навыки будущего», в нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать у детей дошкольного возраста: коммуникация; командная работа (или кооперация); критическое мышление и креативность.
Именно эти навыки считаются важными в современном обществе, поэтому так важно уделять достаточно внимания их формированию у дошкольников. Сейчас на этой концепции основываются образовательные программы, которые внедряют в школы и детские сады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...
Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье рассматриваются особенности организации работы учителя-логопеда по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников с тяжелым недоразвитием речи. Для таких детей необходима прав...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Терренкур как образовательная ситуация формирования коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Доклад посвящен актуальной проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с особыми возможностями здоровья, используя технологию «Терренкур» как образ...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)
Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...
Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях.
Аннотация: в публикации описывается актуальность проблемы формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи. Представлены примеры игр и игровых упражнений, через которые дети вступают в ком...

Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи
Коммуникативная компетенция – важное условие развития ребёнка, основной фактор формирования личности. Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает необходимую социально-психологическую ...
