«Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством развития форм и способов невербальной и вербальной коммуникации».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Болзина Валентина Петровна

Развитие коммуникативной компетентности  детей с тяжелыми нарушениями речи– актуальная задача коррекционно-образовательного процесса. Поскольку, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому воспитатели, вместе со специалистами-педагогами, работающими с детьми в группе компенсирующей направленности, уделяем особое внимание этому направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_bolzina_v.p.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников

с тяжелыми нарушениями речи посредством развития

форм и способов невербальной и вербальной коммуникации».

Болзина В.П., воспитатель высшей категории,

                                                                               МАДОУ «ДС «Метелица», г. Новый Уренгой

Детей с тяжелыми нарушениями речи, характеризует недостаточная сформированность жизненных компетенций, и прежде всего из-за выраженных ограничений коммуникативной функции речи. Группу компенсирующей направленности посещают воспитанники, имеющие общее нарушение речи. (бедность словарного запаса, неточность употребления слов, значительные трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным). Зачастую у детей возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, взаимодействия с другими детьми. Поэтому особое значение мы уделяем развитию коммуникативных компетенций (знание способов взаимодействия с окружающими (детьми и взрослыми); навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями), как основы для успешной адаптации ребенка в социуме.

Коммуникативные трудности дошкольников с ТНР:

Снижение потребности в общении:

-эмоциональная неуравновешенность.

- трудности в организации речевого поведения.

-неумение пользоваться средствами общения

Психологические трудности:

-стеснительность,

-застенчивость, замкнутость,

-ограниченная контактность,

-замедленная включаемость в ситуацию общения,

-неумение поддерживать беседу.

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью детей с тяжелыми нарушениями речи. У детей наблюдается снижение коммуникативной активности, трудности в развитие речемыслительной и познавательной деятельностях.  

Формирование социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи- это процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений-как основы для дальнейшей успешной социализации и обучения в школе.  

Развитие коммуникативной компетентности таких детей– актуальная задача коррекционно-образовательного процесса. Поскольку, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому мы, воспитатели группы, вместе со специалистами-педагогами, работающими с детьми в группе компенсирующей направленности, уделяем особое внимание этому направлению.

Основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели группы закрепляют уже в определенной степени сформированные речевые автоматизмы, следя за речью детей в группе.  

  Целью формирования коммуникативной компетенции у детей нашей группы–это   вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми через развитие форм и способов невербальной (мимика, жесты, тон голос, взгляды, позы) и вербальной (слов, устная и письменная) коммуникации.

Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение и развитие осознанным и интересным, мы используем нестандартные подходы, новые техники и технологии.

ФГОС ДО определяет необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в решении коррекционно-развивающих задач.

  Образовательная деятельность с детьми (занятия, совместная деятельность с детьми, режимные моменты) осуществляется с использованием компьютерных технологий (может быть и часть занятия, и в совместной деятельности), это значительно повышает возможности решения поставленных задач, и способствует развитию заинтересованности  детей (опора личный опыт ребенка; иногда  пересказ сопровождают рисунками, своими схемами; учатся задавать вопросы, выделять главное, могут вводить свои собственные правила в игру и договариваться об  их изменениях, происходит развитие коммуникативных навыков через игру и общение со сверстниками и взрослыми. 

Для гармоничного развития личности необходимо учить ребенка общаться со сверстниками и другими людьми, т.е. развивать навык, который поможет ему в дальнейшем во многих сферах его жизни. Потому что в современном мире способность договариваться, налаживать социальные связи, слушать собеседника и объяснять свою точку зрения, является жизненно важным умением, позволяющим управлять отношениями между людьми.

Как же развить этот навык у детей дошкольного возраста?

Нам взрослым (педагогам и родителям), надо уделять внимание тому, как общается ребенок на детских площадках, в детском саду с другими детьми. Умеет ли он: договариваться, подчинять свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков, работать в парах, управлять своими эмоциями, договариваться, воспринимать конструктивную критику? Важно обсуждать моменты, когда ребенок (или кто-то другой) повел себя неправильно и к чему это привело, проговаривать, как можно было бы сделать по-другому (правила в группе, которые мы сами создаем и потом их соблюдаем; и так во всем).

  Коммуникация-это один из базовых навыков, который входит в модель «4К» или как ее сейчас называют «4К-навыки будущего», в нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать у детей дошкольного возраста: коммуникация; командная работа (или кооперация); критическое мышление и креативность. 

Именно эти навыки считаются важными в современном обществе, поэтому так важно уделять достаточно внимания их формированию у дошкольников. Сейчас на этой концепции основываются образовательные программы, которые внедряют в школы и детские сады.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье рассматриваются особенности организации работы учителя-логопеда по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников с тяжелым недоразвитием речи. Для таких детей необходима прав...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Терренкур как образовательная ситуация формирования коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Доклад посвящен актуальной проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с особыми возможностями здоровья,  используя технологию  «Терренкур»  как  образ...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальных компетенций у старших дошкольников с нарушениями речи в инклюзивной группе (магистерская диссертация)

Категория детей с нарушениями речи находится в зоне риска по формированию социальных компетенций. Дошкольникам с нарушениями речи сложно взаимодействовать с другими детьми, им сложно выразить свои мыс...

Особенности формирования начальной коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи в играх и игровых упражнениях.

Аннотация: в публикации описывается актуальность проблемы формирования речевой коммуникации у детей с нарушениями речи. Представлены примеры игр и игровых упражнений, через которые дети вступают в ком...

Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи

Коммуникативная компетенция – важное условие развития ребёнка, основной фактор формирования личности. Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает необходимую социально-психологическую ...