Методическая разработка «Обучение дошкольников английскому языку»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марданова Виолетта Юрьевна

Дошкольный возраст является благоприятным для  начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Психологи доказали, что у малышей отлично развита долговременная память, поэтому они легко могут помнить выученное на занятиях. Благодаря этой особенности, маленькие дети быстро запоминают грамматические конструкции, целые комплексы слов, учат стихи и песни. Поэтому психологи и специалисты по психофизическому развитию рекомендуют включать в рабочую программу в детском саду английский языкчтобы он помогал развивать произвольную и непроизвольную память, воображение, мышление, внимание, создавал условия для более быстрой коммуникации с незнакомыми.

Концепция современного дошкольного образования предполагает всестороннее развитие ребёнка. То есть в учебно-воспитательную программу включаются не только традиционные курсы: ознакомление с окружающим миром, развитие речи и др., но и те, что определены современной общественной, политической и культурологической ситуацией. К последним относится введение в образовательную программу детского сада изучения английского языка.

Столь благодатная почва способствует разработке системы обучения самому распространённому иностранному языку — английскому. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_angliyskiy_yazuk_v_dou.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Преимущества изучения английского языка

в детском саду».

Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Психологи доказали, что у малышей отлично развита долговременная память, поэтому они легко могут помнить выученное на занятиях. Благодаря этой особенности, маленькие дети быстро запоминают грамматические конструкции, целые комплексы слов, учат стихи и песни. Поэтому психологи и специалисты по психофизическому развитию рекомендуют включать в рабочую программу в детском саду английский язык, чтобы он помогал развивать произвольную и непроизвольную память, воображение, мышление, внимание, создавал условия для более быстрой коммуникации с незнакомыми.

Концепция современного дошкольного образования предполагает всестороннее развитие ребёнка. То есть в учебно-воспитательную программу включаются не только традиционные курсы: ознакомление с окружающим миром, развитие речи и др., но и те, что определены современной общественной, политической и культурологической ситуацией. К последним относится введение в образовательную программу детского сада изучения английского языка.

Столь благодатная почва способствует разработке системы обучения самому распространённому иностранному языку — английскому.

Цель изучения иностранного языка включает:

Развитие произвольных(то есть управляемых сознательно) и непроизвольных памяти, внимания, мышления и воображения;

расширение кругозора детей (знакомство с иностранным языком автоматически вводит их в контекст другой культуры, а значит, создаёт основу для воспитания уважительного отношения к другим народам);

создание условий для развития способности малышей решать коммуникативные задачи на иностранном языке в рамках конкретной тематики (это своего рода прикладная цель изучения английского языка, позволяющая не только взрослым, но и детям чувствовать себя комфортно в окружении англоговорящих людей);

развитие мотивации к творчеству и познанию;

воспитание космополитной личности, заинтересованной в изучении иностранных языков и образа жизни людей за границей. Как и любое другое образовательное направление, изучение английского систематизируется задачами, которые решаются на определённом этапе его освоения. Занятия по английскому строятся по принципу крепости, которую дети с каждым годом достраивают, опираясь на имеющиеся знания, постоянно повторяя пройденный материал. Получается, что набор задач в разных группах будет одинаковым, и варьироваться, усложняться, будет только материал, на котором этот комплекс прорабатывается.

Реализовать эти цели помогает решение следующих задач:

обогащать словарный запас по темам (к примеру, младшая группа — животные, цвета, средняя — части тела, члены семьи, старшая — названия школьных атрибутов, подготовительная — количественные, качественные прилагательные и т. д.);

способствовать накоплению материала для органичного самоощущения малышей в иноязычной среде (такая языковая раскрепощённость в будущем поможет ребёнку не бояться вступать в диалог с иностранцами);

обучение выстаивать грамотные монологические и диалогические высказывания;

формирование основ правильного английского звукопроизношения и интонирования;

развитие фонематического слуха;

стимулирование способности к догадке;

тренировка звуковысотного слуха;

воспитание заинтересованного отношения к традициям других стран.

С какого возраста начинать изучение иностранного языка.

Ответ на этот вопрос, кроме объективной готовности детей к обучению, обусловлен ещё одним фактором: наличием в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) нужного специалиста. Есть 2 распространённых подхода, определяющих начало знакомства с иностранным языком:

со второй младшей группы (дети 3–4 лет) и вплоть до выпуска из сада;

со средней группы (дети 4–5).

Так или иначе, цели и задачи образовательного курса в разном возрасте будут едины. А вот формы взаимодействия с малышами будут отличаться, усложняясь к старшим группам.

Виды занятий по английскому языку в детском саду.

Самым востребованным видом уроков иностранного языка является интегрированное занятие, то есть непосредственная образовательная деятельность (НОД), в которой комбинируются разные виды деятельности для освоения одной темы. К примеру, на уроке в средней группе в процессе рассмотрения частей тела малыши играют, поют и делают аппликацию.

МЕТОДИКИ И ПРОГРАММЫ

Ни одному малышу не нравится сидеть часами за книжкой или учебником, поэтому изучение иностранного языка происходит в игровой форме. Психологи доказали, что подобная деятельность увлекает ребенка, развивает его когнитивные способности и коммуникацию.

Английский язык в детском саду по программе обучения может включать много разных методик, которые должны ориентироваться на малышей разного возраста. Средняя продолжительность одного занятия не должна превышать 40 минут. В перерывах детям лучше выполнять физические упражнения, чтобы они отвлекались от полученной информации.

Быстро запомнить слова и речевые конструкции помогают стишки, речевки, решение головоломок, собирание карточек со словами и картинками, просмотр обучающих мультфильмов. Если в процесс обучения включить видео, песни, картинки, пазлы, предметы для различных игр, считалки, то изучение английского будет проходить быстрее.

Преподаватели стараются выбирать обучающий материал, в том числе книги, карточки, учебники с яркими и увлекательными картинками. Любую ситуацию или историю нужно подавать как сказку, в которой участвуют персонажи из мультиков, мифов, или герои любимых рассказов.

До 6-7 лет дошкольники легко запоминают слова, а потом активно используют их в разговорной речи, письме и чтении. Игровая форма обучения позволяет запомнить устойчивые словоформы и выражения, что в будущем упрощает изучение грамматики. Она отдельно не изучается, поскольку дети до 7 лет очень сложно воспринимают грамматические конструкции.

В связи с этим, основной акцент делается на разные виды обучающих игр, которые бывают:

— Ситуативными – ролевые игры, моделирующие типовые жизненные ситуации.

— Соревновательными, чтобы освоить лексику и азы грамматики. Для этого педагоги используют загадки, настольные игры, кроссворды, выполнение команд.

— Ритмо-музыкальными, предусматривающие танцы, песни и хороводы, благодаря чему у малышей развивается восприятие английской фонетики и мелодики речи.

— Художественными – сочинение сказок и постановка сценок с использованием иностранных слов, создание поделок, аппликаций, рисование.

К основным методикам, которые помогают изучать английский дошкольникам, относятся:

— Физическое восприятие и реагирование – задействование слухового, визуального и кинетического каналов восприятия.

— Лексический –разучивание слов и выражений, отодвигание грамматики на второй план.

— Использование коротких историй и решение задач, в том числе воспроизведение повседневных ситуаций.-

— Аудиовизуальный – акцент делается на устную речь и диалоги.

— Коммуникативный – постоянное использование английского языка в общении, чтобы дети свободно выражали свои мысли на иностранном языке.

Приёмы при изучении английского языка в ДОУ.

Традиционно на занятиях в детском саду используются 4 метода работы, реализуемые через определённые приёмы

Метод игры

Обучающая деятельность с детьми дошкольного возраста организуется в игровой форме. Это определяется не только использованием на занятии персонажей-игрушек — «помощников воспитателя», но и собственно игровой деятельностью: обучающими, подвижными и театрализованными играми.

Обучающие игры

Этот приём позволяет организовать процесс познания у детей: они узнают что-то новое, обсуждают, а уже затем пытаются связать с тем материалом, который изучался ранее.

Подвижные игры

Любой вид познавательной активности, к которому относятся и занятия по английскому языку, требует смены интеллектуальной направленности на подвижную.

Театрализованные игры

Наиболее продуктивным методом практики диалоговой речи является вовлечение детей в театрализованные игры. Для занятий по иностранному языку наиболее подходящими видами игр будут сюжетно-ролевые и имитации.

Наглядность

В обучении английскому языку в образовательных учреждениях страны педагоги опираются на технологию прямого обучения. Это означает, что дети получают представление об объекте, названном словом, не при помощи перевода, а благодаря тому, что малыш может соотнести слово иностранного языка с закреплённым в сознании образом, то есть путём наглядной семантизации. Наглядность призвана расширить комплекс этих самых образов с помощью:

картинок (например, изучая животных, мы много раз перекладываем картинки, запоминая, какие словакакого зверя называют);

введения в работу персонажа-игрушки,

который представляет детям материал занятия (удобно использовать «сквозного героя», присутствующего на каждом уроке);

демонстрации

(к примеру, в младшей и средней группе педагог сам показывает положение органов артикуляции при произношении звуков или расширяет суть лексического материала за счёт прилагательных, выражающих эмоциональные состояния — грустный, весёлый, задумчивый и пр.);

показа (тема освещается в виде видеороликов, которые дети смотрят, а затем обсуждают).

Предметно-развивающая среда

Уголок (зона, область) английского языка является важным элементом предметно-развивающей среды группы. Обычно его располагают рядом с зоной развития речи, обучения грамоте. В перечень материалов для английского уголка входит:

флаг, герб Великобритании, а также портрет королевы (в некоторых ДОУ в оформление включается и символика США);

традиционные игрушки (плюшевый мишка — Винни-Пух, Микки Маус, игрушка йо-йо);

перечень праздников с фотографиями их антуража;

картинки с иллюстрациями разных литературных персонажей (Робина Гуда, Питера Пэна, Алисы и др.);

фотографии видов Лондона и/или Вашингтона;

учебники (например, «We Are Learning Еnglish» с картинками,

«Activity Book for Children» — учебник, представляющий собой раскраску, сборники английских рифмовок и пр.);

материалы для игр (лото для дидактических, ленточки, мячики для подвижных, элементы костюмов для театрализованных);

технические средства обучения (музыкальный центр, диски с песнями и аудиоприложениями

для книг, ноутбук, мультимедийный проектор).

Практические методы

В раннем дошкольном возрасте практические методы стимулируют предметно-манипулятивную деятельность малышей, то есть помогают им легче и быстрее запоминать слова. Это:

рисунки (лексический материал должен презентоваться в сочетании с наглядностью, чтобы дети закрепляли в голове слово и образ);

аппликации, поделки (обычно используются для обобщения изученного материала, например, аппликация из вырезанных картинок «Части тела»).

Словесный метод

Речевые приёмы играют важную роль в освоении иностранного языка: с одной стороны, они являются способом организации взаимодействия с детьми (например, для мотивации на совместную деятельность), а с другой, представляют собой средство обучения, инструментарий.

Стихотворения и песни

Учить иноязычные слова не в контексте живого общения сложно, и для детей частичное решение этой проблемы заключается в заучивании стихотворений и песен, что позволяет:

легко запоминать новые слова и предложения;

отрабатывать произношение;

вникнуть в звуковую культуру слова (заученный блок слов в рифмовке помогает малышу оценить звуковое созвучие языка).

Стихотворения и песни позволяют решать не только практические задачи обучения, но и воздействовать на эмоциональную сферу малышей через хоровое повторение, приучая их работать вместе. Кроме того, рифмовки привлекают внимание малышей и являются удачным способом мотивировать детей на работу, а также повторять изученный лексический материал.

Что касается песенного материала, то работа с ним на занятиях по английскому языку предполагает не только прослушивание, заучивание текста, но и собственное исполнение. Важный момент: значительно легче дети запоминают песни, которые сопровождаются простыми движениями, показанные другими ребятами или игрушками.

Таким образом, особенности развития памяти и процессов мышления дошкольников указывают на то, что изучение иностранного языка следует начинать как можно раньше. Методика проведения занятий по английскому языку в детском саду определяется спецификой обучения неродному языку, а также особенностями работы с дошкольниками. Всё это требует от педагога тщательно выверенной комбинации методов и приёмов взаимодействия с детьми.

Итак, включение английского в детском саду в программу занятий с дошкольниками имеет следующие преимущества:

— Малыш обучается навыкам командной работы, в том числе и через общение со сверстниками.

— Групповые занятия мотивируют достигать более высоких результатов.

— Базовые знания языка, полученные в раннем возрасте, в дальнейшем формируют спонтанную, уверенную речь, и интуитивное восприятие иностранного языка.

— Малыши учатся выполнять задания, осваивают различные навыки, чтобы получить новые знания. Благодаря этому происходит быстрая адаптация к школе, а уроки не будут вызывать стресс и нервные перегрузки.

— Дети быстрее и легче осваивают чтение и письмо, работают с разной информацией.

— Происходит улучшение моторных и социальных навыков.

— Малыши учатся ставить цели, достигать их, решая поставленные задачи, что придает дошкольникам уверенности в себе и делает их самостоятельными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку"

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку1.Создайте в группе «Уголок английского языка». Поместите в «Уголок» тематические картинки по разным ...

Программа дополнительного образования по обучению дошкольников английскому языку "Английский для малышей"

Программа расчитана на один год реализации, возраст детей 6-7 лет (подготовительгная группа)...

Методическая рекомендация «Сказка, как обучение дошкольников английскому языку»

В данной методической рекомендации рассматривается применение на занятиях по иностранному языку сказки. Использование сказок на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся, а ...

Методические рекомендации по обучению дошкольников английскому языку

Вопрос о том, нужно и можно ли обучать детей 4 - 6 лет иностранным языкам, давно уже на практике решен положительно. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память...

Программа по обучению дошкольников английскому языку "Счастливый английский"- HAPPY ENGLISH

laquo;Качественное иноязычное образование является в настоящее время  одним из приоритетов, как государства, так и общества»...

Методическая разработка занятия по английскому языку для дошкольников.

Данная разработка может быть использована в работе педагогов дошкольного и дополнительного образования, поскольку дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее дост...