Дидактические игры по развитию речи (старшая группа)
картотека по развитию речи (старшая группа)

Смирнова Карина Евгеньевна
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшей группы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx5.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

для детей старшей группы.

 «Магазин»

 Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.                                              

   Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

 «Звуковое лото»

 Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.                    

     Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

 «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.                                                                   Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

 «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.                                                                     Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

 «Путешествие в страну звуков»

1 вариант                                                                                                                                          Цель: Развивать фонематический слух.                                                                                          Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять .

2 вариант

  Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.                                                                                                                        Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.

3 вариант                                                                                                                                                  Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.

 Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.

4 вариант                                                                                                                                            Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.                                                                                                                                    Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.

 «Автобус»

 Цель: Развивать фонематический слух детей.                                                                             Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.

 «Ворота»

 Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

 Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды) .

 «Подними нужную карточку»

 Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.                                                  

   Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.

 «Слова – друзья»

 Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

 Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) .

 «Звуковые часы»                                                                                                                            

Цель: Учить детей измерять длину слов.                                                                                      Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.

 «Найди общий звук»

 Цель: Развивать фонематический слух детей.                                                                            

  Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры по развитию речи старший дошкольный возраст

Игры представлены по трем направлениям 1. На различение предлогов в и из. 2. На составление и использование словосочетаний. 3. На составление и использование предложений...

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников. ( по Е. Кудрявцевой)

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников.(Е. Кудрявцевой)Мы использовали целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря...

Дидактические игры для развития речи (средняя группа)

развитие речи дошкольников через игру...

Дидактическая игра для развития речи старших дошкольников «Расскажи мне сказку»

Чтение, обсуждение и игры с русскими народными сказками позволяют детям познакомиться с фольклором, научиться сопереживать героям, обогатить словарь давно забытыми словами и помогают развить воображен...

Дидактические игры для развития речи старшего дошкольника

Дидактические игры для развития речи дошкольника является одним из важных ролей в воспитании ребенка....

буклет для родителей "Дидактические игры для развития речи старших дошкольников"

Развитие речи детей  –одна из основных задач познавательно –речевого развития детей дошкольного возраста.  Она включает в себя не толькоразвитие свободного общениясо взрослы...