Методическая разработка"Предметы русского быта"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Елена Геннадьевна

Занятие расчитано на старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №135 Невского района г.Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по приобщению детей к русской народной культуре

«Поможем домовёнку Кузе»

Группа: подготовительная

Составила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Иванова Елена Геннадьевна

Санкт-Петербург

2025г.

Конспект комплексного занятия по приобщению детей к русской культуре

«Поможем домовёнку Кузе».

Цель: приобщать детей к русской народной культуре: продолжать знакомить с историей и традициями русского народа, с предметами быта.

Задачи:

      Образовательные

  • Расширять знания детей о бытовых предметах на Руси, об их использовании человеком. Продолжать знакомить с историей, традициями русского народа, народными промыслами, узорами.
  • Вспомнить хорошо известные детям русские народные сказки, прививать интерес к чтению.
  • Расширять словарный запас детей по теме «Предметы русского быта».

Развивающие

  • Развивать речь, умение правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ из нескольких предложений, формировать умение образовывать прилагательные от существительных.
  • Развивать память, внимание, воображение.

      Воспитательные:

  • Воспитывать у дошкольников манеры хорошего поведения в гостях, при встрече гостей, учить этикету.
  • Воспитывать в детях нравственные качества: быть добрым, желание помочь другу. Воспитывать трудолюбие.

Предварительная работа: знакомство детей с предметами быта, чтение русских народных сказок, знакомство с народными промыслами, разными росписями, декоративное рисование народных узоров,

создание музея «Русская изба», дидактические игры, праздник Масленица.

Оборудование:

Место в зале обставлено в русском стиле: берёзка, изба, печь, метла, скамья, светец с лучиной, стол с рушником, самоваром, хохломской посудой, валенки. Интерактивная доска с презентацией и сказочными героями, кукла Кузя, стрелки разных цветов на каждого ребенка, следы на полу разных цветов, предметы быта: лапти, ступа и пест, пяльце, ухват и чугунок, ларец, кочерга, рубель и скалка, коромысло и ведра, расположены в разных местах, накрыты тканью, ведро.

Магнитная доска, дидактическая игра «Подбери заплатку», сигнальные карточки со смайликами для игры «Хорошо-плохо», карточки для речевой игры «Какое варенье?», подковки магнитики в подарок, фонограмма спокойной мелодии и русской народной; мелодия «Сказка за сказкой» для входа, картуз с цветком.

                                                 Ход занятия.                                                                                                    

                                        Вводная часть 2 минуты

Ребята под песню «Сказка за сказкой» заходят в зал, оглядываются.

Воспитатель: ребята, как думаете, куда мы с вами попали? …в сказку, в русскую избу

Интересно, кто живет в этой избе?

Слышим плач. На экране появляется плачущий домовёнок Кузя:

«Это я здесь живу!» (всхлипывает)

Воспитатель: а почему ты плачешь?

Кузя: «Ко мне должны прийти друзья…Я их пригласил на чаепитие.

А я так переволновался, совсем сбился с ног, наводя порядок в избе, не могу найти нужные вещи и совсем не помню, как быть гостеприимным хозяином в доме.

Воспитатель: тогда мы вовремя зашли к тебе. Не переживай! Мы тебе поможем!

Правда, ребята?..

Приступим!

Дети рассаживаются на стульчики.

                                               Основная часть

1.Игра «Найди и разложи вещи» 10-11минут

Воспитатель:сначала найдем потерявшиеся вещи Кузи и вернем на свои места. Каждый из вас получит стрелочку определенного цвета, ориентируясь на цвет которой, вы пойдете по очереди по следам и найдете нужный предмет.

 Вы должны рассказать о нем то, что знаете: как называется, из какого материала сделан, как его использовали на Руси и несколько слов из истории этой вещи, либо какой- то интересный факт о ней.

Дети по очереди по следам находят предмет русского быта и рассказывают о нём.

Слушаем рассказы ребят о предметах быта на Руси: ухват, коромысло, пяльце, рубель. скалка, кочерга, ларец, ступка и пест.

Расставляем предметы на места в избе, рядом с избой, на печь, около печи, на стол, на скамью.

Кузя благодарит ребят.

Воспитатель: отлично! Теперь нужно почистить пол от следов. Ребята, идите и соберите свои следы с ковра, сложите в ведро.

 2. Дидактическая игра «Заплатки»     3 мин.                                 

(на магнитной доске, справа от занавески)

Воспитатель: всем давно известно, что гостей надо встречать опрятным и нарядным.

Кузя: «А у меня совсем не осталось нарядных рубашек, все пришли в негодность»

(начинает снова плакать)

Воспитатель: не плачь Кузя. Мы тебе поможем. Все рубашки тебе заштопаем. Кто помнит, как на Руси назывались рубахи? Косоворотки.

Сейчас мы достанем из сундука рубахи Кузи и посмотрим, что можно исправить. Но сначала необходимо определить, какая заплатка подходит к той или иной рубашке Кузи, вспомнить название народного узора, росписи.

 Достаем вещи, вешаем на доску.

Дети ищут подходящую заплатку, называют узор, прикрепляют.

 Роспись: хохломская, гжельская, дымковская, городецкая, филимоновская, жостовская.

Воспитатель: вот, Кузенька, мы тебе и рубашки все заштопали. Можешь теперь выбирать любую, на любой случай!

Кузя: «Спасибо вам, друзья!»

3. Дидактическая игра «Хорошо-плохо».     3мин

Воспитатель: пришло время напомнить домовёнку правила этикета гостеприимных хозяев. Садимся на коврик вкруг. Я вам выдаю сигнальные смайлики.

Игра называется «Хорошо-плохо».

Сейчас я буду читать вам высказывания. Если вы считаете, что так делать хорошо, то показываете веселый смайлик. Если вы считаете, что так делать плохо, некрасиво, тогда показываете грустный смайлик.

Детям предлагаются следующие высказывания:

  1. Встречать гостей хлебом, солью
  2. Ругаться и сквернословить
  3. Быть приветливым, дружелюбным
  4. Доброжелательно улыбаться гостям
  5. Заботиться о гостях, ухаживать за ними.
  6. Наводить порядок в доме, убираться перед встречей гостей
  7. Злиться и не поддерживать разговор
  8. Если подарили подарок пришедшие гости и он вам пришелся не по нраву, выражать недовольство.

     Как нужно вести себя в таком случае? (не показывать свое недовольство, обязательно поблагодарить за подарок)

  1. Весь вечер молчать с гостями, смотреть телевизор.
  2. Угощать гостей вкусными блюдами.

11. Развлекать гостей настольными играми, песнями, шутками, подвижными играми.  

   Молодцы! Все знаете.

      Музыкальная пауза.   3мин.

Воспитатель: Давайте научим Кузю одной русской игре, в которую можно  поиграть со своими гостями.

Задорная игра с картузом «Попляши»

Встаем в хоровод. Под спокойную мелодию начинаем аккуратно передавать картуз из рук в руки. Когда мелодия останавливается, картуз остается в руках у одного человека. У кого головной убор остался, то надевает его себе на голову, встает в центр круга и начинает танцевать под русскую народную мелодию. Затем возвращается на своё место и игра продолжается.

4. Речевая игра «Какое варенье?» 3 мин.

Возвращаемся на стулья.

Научили мы Кузю весёлой игре.

Но теперь надо подумать о том, чем угостить гостей, которые приглашены на чаепитие?

Ответы детей.

(Когда дети скажут о варенье, слышится голос Кузи:)

-Ой, у меня как раз очень много варенья, только я не знаю, какое варенье, как называется?!

Давайте научим Кузьку разбираться в разных сортах варенья.

Воспитатель показывает картинки.

Дети называйте сначала ягоду - потом варенье, которое получится из этой ягоды.

  • Слива-сливовое варенье
  • Крыжовник-крыжовенное
  • Черника-черничное
  • Смородина-смородиновое
  • Гранат-гранатовое
  • Арбуз-арбузное
  • Яблоко-яблочное
  • Малина-малиновое
  • Облепиха-облепиховое
  • Клубника-клубничное
  • Апельсин-апельсиновое
  • Мандарин-мандариновое
  • Персик-персиковое
  • Ежевика -ежевичное
  • Груша-грушевое
  • Лимон-лимонное
  • Вишня-вишневое

Кузя: Я запомнил. Спасибо!

  1. Викторина «Герои сказок»    5 мин.

В: А вот интересно, герои каких русских народных сказок придут в гости к Кузе?

Давайте попробуем угадать?

Если ответ будет верным, герой сказки окажется на экране.

   Готовы? Тогда начинаем…

  1. Герой известной сказки, который случайно стал почти волшебником. С помощью волшебных слов он мог исполнить любое своё желание. Сначала они помогли ему по хозяйству; затем при помощи этих волшебных слов, он заставил влюбиться в него царскую дочь, а потом стал красавцем писаным и дворец построил чудесный.
  • Вы узнали имя этого героя? (Емеля)
  • Какие волшебные слова он знал? по щучьему велению, по моему хотению
  • От кого он получил эти заветные словечки? от Щуки
  • А почему щука ему сказала эти волшебные слова? потому что   Емеля поймал щуку и отпустил её.      

 

  1. Девочка-сиротка. Её воспитывают злые, корыстные люди, которые нагружали её тяжелой работой. Спасает девочку её любимая коровушка. Для этого девочке нужно было залезть в одно ушко коровы, а вылезти из другого- и все дела, порученные хозяйкой, за это время сделаются. За скромность и трудолюбие сказочная героиня была вознаграждена любовью и счастьем с красавцем мужем. Узнали её имя? 

( Крошечка-Хаврошечка)

 

  1. Эта героиня живёт в тёмном лесу. Хранит она множество волшебных предметов: «серебряное блюдечко и золотое яблочко», золотые пяльца и серебряную иголку, костяной гребень, рушник белоснежный. С помощью волшебного веретена колдует она над судьбами людей, а её волшебный клубочек из ниток к любому месту может вывести. Есть у неё помело, которым она следы заметает, когда в ступе домой летит. Живёт она в избушке на курьих-ножках. Кто же она? (Баба-Яга)

   4.Очень красивая героиня русских сказок, но капризная и упрямая. Она,

     как и следует из её имени, никогда не смеётся. Её батюшку очень беспокоит это, поэтому кидает клич по царству, кто рассмешит его дочь, тот получит её в жены. И удалось это сделать одному доброму молодцу. не богатому и знатному, а простому и бедному. Волшебные силы вмешались и сделали его красавцем, за которого и вышла замуж эта героиня. (Царевна Несмеяна)

5.Эта героиня - одна из самых добрых, светлых образов народных сказок.         Отец её наказал за непослушание и превратил на три года в лягушку. Нелегко ей было, но она с честью выдержала все испытания, своими руками она чудеса творила и каравай царю испекла и ковер соткала, любо -дорого смотреть. Дождалась своего любимого, который, чтобы её спасти в царство Кощея отправился.                                                                       (Царевна-Лягушка)

  • Кто помнит, как настоящее имя царевны -лягушки?

            Василиса -Премудрая

  • Кто был её отец? Как ни удивительно Кощей Бессмертный
  • Как звали царевича в этой сказке? Иван-царевич.

Все герои появляются на доске по мере угадывания.

Молодцы! Мы угадали с вами всех гостей, которые придут в гости к Кузе.

Заключительная часть. 2 мин.

Голос Кузи:

Вот спасибо вам ребята! Помогли мне и в избе порядок навести и правилам гостеприимства научили.

А вам ребята понравилось Кузе помогать?

А что больше всего тебе понравилось?

Мне вещи искать, угадывать гостей, искать нужные заплатки к рубахам, танцевать, вспоминать правила этикета, называть варенье…

Появляется кукла Кузя(голос) и раздает подарки:

 За вашу помощь, я вам на память подарю символ счастья и благополучия-подкову. Подкову было принято на Руси вешать над входом в доме. Да и по сей день эта традиция сохранилась. И жду вас непременно к себе в гости.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга "Предметы русского быта" по окружающему миру и развитию речи в старшей группе.

Содержание досуга создает атмосферу национального быта . Используя фольклор, знакомя с традициями, народными играми, происходит приобщение детей к духовной культуре,пробуждает у детей основы националь...

Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста. Мини-музей «Предметы русского быта».

Весь материал детям преподносится в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися....

Презентация для детей «Русская изба. Предметы русского быта»

Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям....

Знакомство детей с предметами русского быта с помощью картинок.

В дошкольном возрасте формулируется правильное представление об окружающей действительности, развивается речь…Большое значение для формирования правильного представления об окружающей действите...

Конспект открытого досуга в старшей группе "Предметы русского быта"

Конспект открытого досуга в старшей группе "Предметы русского быта".Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями рус...

Конспект занятия в ОО «Познание» в старшей группе на тему "Предметы русского быта"

Конспект познакомит детей с традициями русского народа; формирует представление об избе русской деревни; обобщит и систематизирует знания детей о русском быте, об   устно...

Конспект открытого досуга в старшей группе "Предметы русского быта"

Цель :продолжать знакомить детей с традициями русского народа;формировать представление об облике русской деревни, обобщаяи систематизируя знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.Задачи:...