Конспект открытого занятия "Дороги ратной славы", посвященного 80-летию Победы в ВОВ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лучик»
(МБДОУ «Детский сад «Лучик»)
215010, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Красноармейская, д.63
Номинация : «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»
Методическая разработка интегрированного занятия «Дороги ратной славы»
Разработала : Полтавец Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Телефон : 8-906-667-13-20
e-mail: super.detskiisadluchik@yandex.ru
2025 г.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.
27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю , что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Познакомить с важнейшим объектом блокадного Ленинграда, благодаря которому город выжил – «Дорогой Жизни», рассказать о людях, которые строили эту дорогу. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.
Цель : формирование понятия «Дорога Жизни» и ее роли в истории блокадного Ленинграда
Задачи :
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
- познакомить с историей строительства «Дороги Жизни», ее значением
- способствовать развитию познавательной активности, речи, расширять и активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, “дорога жизни”,
- формировать патриотические чувства и представление о героизме;
- воспитывать гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому, любовь и уважение к защитникам Отечества
Целевая аудитория методической разработки : воспитанники, педагоги и родители
Принципы и подходы к формированию содержания :
- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, видеоматериалов.
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Планируемые результаты.
Личностные:
- проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;
- выражать эмоционально и вербально сопереживание жителям блокадного Ленинграда.
Метапредметные:
- уметь сравнить жизнь детей блокадного Ленинграда с жизнью современных детей;
- участвовать в обсуждении предложенных проблем, связанных с событиями Великой Отечественной войны, высказывать свое мнение.
Ресурсное обеспечение: мультимедиа проектор, экран, электронная презентация, фонограмма песни «Эх, дороги...» Л. Ошанина и А.Новикова, иллюстрации и фотографии из исторической хроники блокадного Ленинграда, видео ролик о условиях жизни в осажденном Ленинграде
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы : Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова» , Юрий Герман. «Вот как это было», Элла Фонякова. «Хлеб той зимы»: блокада глазами семилетней девочки»
- Слушание музыкальных произведений: «Симфония № 7 (Ленинградская) Д.Шостаковича, песни : «Блокадный хлеб», музыка В. Кулакова, «Дети блокады» , музыка Л. Шахова
- Просмотр мультфильмов : «Волшебное колечко» по сказке К.Паустовского
Ход занятия :
Под фонограмму песни «Эх, дороги...» Л. Ошанина и А. Новикова звучит стихотворение А. Гитовича «Строитель дороги» :
Он шел по болоту, не глядя назад,
Он бога не звал на подмогу,
Он просто работал, как русский солдат,
И выстроил эту дорогу.
На запад взгляни и на север взгляни —
Болото, болото, болото.
Кто ночи и дни выкорчевывал пни,
Тот знает, что значит работа.
Пойми, чтобы помнить всегда и везде:
Как надо поверить в победу,
Чтоб месяц работать по пояс в воде,
Не жалуясь даже соседу!
Все вытерпи ради родимой земли,
Все сделай, чтоб вовремя, ровно,
Одно к одному по болоту легли
Настила тяжелые бревна.
…На западе розовый тлеет закат,
Поет одинокая птица.
Стоит у дороги и смотрит солдат
На запад, где солнце садится.
Он курит и смотрит далеко вперед,
Задумавший точно и строго,
Что только на запад бойцов поведет
Его фронтовая дорога .
27 января 2025 года вся наша страна отмечает одну из самых значимых дат в истории Великой Отечественной войны — 81-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В этот день в 1944 году была снята блокада города на Неве, которая длилась 872 дня. Блокада Ленинграда стала примером несгибаемой воли и мужества, показав, что человек способен вынести любые испытания во имя чести и свободы своей Родины.
Фашисты окружили Ленинград со всех сторон. И город вместе с жителями: детьми, женщинами, стариками - оказался в блокаде.
- А что же такое блокада, как вы думаете?
- Давайте возьмемся крепко за руки и плотно-плотно подойдем друг к другу. Что у нас получилось? (Круг, кольцо) Давайте, ….. (имя) встанет внутрь нашего кольца. Может он отсюда выйти? Попробуй, ……(имя). Да, из такого кольца нельзя выйти, и зайти в него тоже нельзя. Все выходы как будто заблокированы. Слышали такое слово? Да, верно, наглухо закрыты. Получилось КОЛЬЦО БЛОКАДЫ. Такое же кольцо было и вокруг Ленинграда, только состояло оно из танков, пушек, вооруженных солдат. И даже в море стояли немецкие корабли, а в небе летали фашистские самолеты.
- Как вы думаете, ребята, легко ли было людям жить в окруженном врагами городе? Почему?
- Действительно, тяжелые испытания выпали на долю ленинградцев. Как же выстояли ленинградцы в блокадном городе?
- Важную роль в совершении этого подвига сыграла Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Нельзя не восхищаться подвигом воинов-дорожников и автомобилистов, проложивших и обеспечивших эксплуатацию этой дороги, которая позволила не только выстоять блокадному Ленинграду, но и приблизить Победу над фашизмом.
Сегодня я хочу рассказать вам, как была построена и действовала эта дорога.
Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это все адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Единственная лазейка оставалась у наших воинов. Восточнее Ленинграда находится Ладожское озеро. Наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Когда озеро все покрылось льдом, открылась дорога в Ленинград. Эту дорогу прозвали «Дорогой жизни». Эта дорога была опасна.
- Как вы думаете, почему эта дорога была опасна? (ответы детей)
- Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. (показ иллюстрации)
Нельзя просто так взять, и отправить колонны грузовиков через Ладогу – слишком велик риск. Нужна разведка, подготовка и сделать это нужно было очень быстро, чтобы помочь людям, оставшимся в Ленинграде.
Люди, которые в кратчайшие сроки придумали и создали, а также обеспечивавшие его бесперебойную работу, заслуживают доброй памяти. Вот три портрета таких героев.
Василий Георгиевич Монахов – военный инженер (слайд 1).
К ноябрю 1941 года Ленинград уже третий месяц находился в блокаде. Запасы продовольствия быстро подходили к концу.
Для жителей блокадного Ленинграда наступили самые тяжкие, черные времена – именно тогда, в последние дни ноября, был достигнут исторический минимум по продуктовым карточкам ленинградцев – норма хлеба была снижена для детей до 125 гр. в сутки. (слайд 2 )
Единственным спасением для города было строительство ледовой трассы через Ладогу. Немцы писали в своих газетах: «По льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию».
Однако в Ленинграде были уверены, что строительство возможно.
Вся работа по подготовке строительства ледовой дороги через Ладожское озеро была поручена военному инженеру 1-го ранга Василию Монахову.
Но даже ему поначалу пришлось туго. Как образуется лед на Ладоге? Быстро ли нарастает? Какая толщина ладожского льда способна выдержать полуторку? А трехтонку? А трактор? Задача со многими неизвестными.
Выяснилось, что лед намерзает неравномерно, кое-где ломается и намерзает снова. Некоторые участки промерзают отвратительно, и их приходится намораживать искусственно – засыпать ледяной крошкой и заливать ее водой.
Все эти работы проводились под непрерывным немецким обстрелом.
Всего лишь за пять дней – был разработан и проложен ледовый маршрут. Первым по нему проехал верхом сам Василий Монахов, а потом на восточный берег Ладоги отправили первый пробный обоз – конно-санный. Утром он вернулся в Ленинград и доставил 63 тонны муки – первый хлеб, провезенный по дороге жизни (слайд 3).
Дорога жизни стала реальностью.
Николай Людевиг – паруса блокады (слайд 4)
Николай Юльевич , яхтсмен, гонщик от Бога.
Вы спросите, при чем тут яхты? Речь ведь идет о Дороге жизни, ледовой дороге!
Оказывается, очень даже «при чем». Николай Людевиг спроектировал и построил «Чертогон» – русский тяжелый буер, который мог принять на борт до 10 солдат десанта. Буер – это платформа на коньках или лыжах, способная ходить под парусом по льду или снегу (слайд 5). Первый хлеб в Ленинград был доставлен под парусом. Пробный конно-санный обоз привез в город 63 тонны муки и его, на всякий случай, сопровождали буеристы . Буеристы не только сопровождали грузы. Когда несколько лошадей провалились под лед, люди выскочили и сумели спасти драгоценный хлеб. Но кони обессилели. И тогда на помощь пришли паруса.
Да и машины часто не могли обойтись без помощи ледовых парусников. Известно несколько случаев, когда буера быстро доставляли в блокадный Ленинград горючее для автоколонн, которые никак не могли двинуться с места.
Нина Васильевна Соколова – «русалка» Ладоги (слайд 6)
За время работы на Ладожском озере она провела под водой почти месяц. Именно ей принадлежала идея, которая спасла Ленинград от холодной смерти.
Раньше водолазное дело считалось абсолютно не женским, женщинам не разрешалось быть водолазами. Но Нина Васильевна окончила курсы водолазов и наравне с мужчинами работала на Ладожском озере. Когда топлива в осажденном Ленинграде, несмотря на бесперебойную работу Дороги жизни, оставалось едва ли на 100 дней, Соколова предложила идею подводного трубопровода, который был проложен в короткие сроки. Топливная блокада Ленинграда была прорвана. Однако Нине Соколовой этого оказалось мало. Осенью она возглавила прокладку подводного электрического кабеля. В блокированный город начало поступать электричество. Во время выполнения этого задания Соколова от близкого разрыва снаряда получила контузию и осколочное ранение в руку и ногу, но оставаться в госпитале не захотела. Нина Васильевна Соколова награждена орденом Красной Звезды.
На Дороге жизни было занято огромное количество человек, грузовых машин, автобусов, тракторов, а также три полевых госпиталя, пять эвакогоспиталей, эвакоприемники, воинские части, несшие охрану дороги, пункты связи (слайд 7,8)
Работать в те дни на ледовой трассе могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довести так необходимые ленинградцам продукты.
Толстый лёд не давал гарантий от неприятностей. Иногда грузовики проваливались в воду без видимой причины (слайд 9). Почему так происходит, разобрались не сразу. Понадобилось несколько десятков ушедших под лёд «газонов», после чего появился прогибограф — изобретение ленинградского учёного Наума Рейнова. Это устройство фиксировало колебания льда, так удалось определить опасную скорость — 35 км/ч — и рассчитать оптимальные интервалы движения. Водителям рекомендовали не приближаться к впереди идущей машине ближе , чем на 70 метров.
Часто, особенно в осенние и весенние месяцы, водителям приходилось управлять машиной... стоя. Рулить одной рукой, устроившись на подножке. Так было больше шансов спастись — выпрыгнуть из грузовика в случае провала льда (слайд 10).
О шоферах, работавших тогда на «дороге жизни», рождались легенды, которые часто оказывались правдой. Одна из них рассказывает о водителе, которого застигла на Ладожском озере пурга. Казалось, все ветра мира решили дуть ему в лицо, и все вражеские войска открыли огонь по его грузовику. Но он упорно продолжал вести машину сквозь метель, думая о своих голодных детях, и доехал до города. Наконец, мотор грузовика не выдержал мороза и ураганного ветра и замолчал. Напрасно пытался завести его водитель-мотор не хотел оживать. Тогда шофер скинул свою меховую рукавицу и, облив ее бензином, поджег ее. Огонь лизал его пальцы, но он не бросил пылающую, словно факел, рукавицу. Мотор, в конце концов, завелся, водитель, сжимая руль локтями, так как обгоревшие пальцы отказывались его слушаться, доставил в город тонну хлеба.
О, да – иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно, и со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
И было все на том году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
- Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? (дети высказывают свои мысли)
- Как вы думаете, как можно назвать людей, которые работали на Дороге жизни?
- А вы хотели бы быть похожими на них?
По ладожскому льду в Ленинград везли только мешки с мукой. Безусловно, хлеб был главным грузом «Дороги жизни», но не единственным. По тому же ледовому пути из осаждённого города вывозили мирных жителей (слайд 11). По нему на большую землю шло оружие и техника, которую даже в самые суровые блокадные месяцы продолжали выпускать в Ленинграде. В действующие части Красной армии по Ладоге отправлялись тяжёлые танки. Конечно, ехали они не на грузовиках, а своим ходом. А чтобы уменьшить удельное давление на лёд, башню с танка снимали и грузили на сани, которые танки тащили за собой по льду (слайд 12).
Также вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек, что непременно надо было успеть сохранить.
На том месте, где было прорвано кольцо блокады , сейчас установлен мемориал «Разорванное кольцо - Дорога жизни» (слайд 13) . Памятник представляет собой две арки , символизирующие кольцо блокады. Разрыв между ними является символом Дороги жизни — единственной магистрали через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны. На бетонном основании под разорванным каменным кольцом отображены протекторы колес автомобилей, отправлявшихся в рейс по ледяной Дороге жизни. 5 лет назад под бетонными арками памятника был зажжен Вечный огонь, доставленный к мемориалу с Пискаревского кладбища.
Ленинград выстоял свои самые длинные 900 дней и ночей.
- Вот как написал об этом поэт С. Маршак в своем стихотворении «Ленинградское кольцо».
Враги кричали «Нет конца
У ленинградского кольца!»
Мечом рассек его боец –
И вот кольцу пришел конец . . .
. . . Я прохожу по улицам твоим,
Где каждый камень – в памятник героям.
Вот на фасаде надпись: «Отстоим»
А сверху «Р» добавлена: «Отстроим»!
- Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?
Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Георгиевич Монахов
125 грамм
Конно-санный обоз первым проехал по Дороге жизни
Николай Юльевич Людевиг .
БУЕР «ЧЕРТОГОН»
НИНА ВАСИЛЬЕВНА СОКОЛОВА
Техническая помощь на «Дороге жизни».
Медсестра у палатки госпиталя на Дороге жизни
Это ненадежный лед…
Опасный маршрут
Эвакуация жителей
Танки на Дороге Жизни
ПАМЯТНИК «РАЗОРВАНОЕ КОЛЬЦО»
Слова из стихотворения Бронислава Кежуна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе, посвященный 68-летию Победы в ВОВ.
Направление «Социально – личностное развитие»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТ " Этих дней не смолкнет слава, посвященный 70 летию Победы в Великой Отеечественной Войне
2015 год посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и это не должно оставить без внимания людей - от старого до малого. Мы не должны забывать тех, кто отстоял...
Конспект развлечения «Этих дней не смолкнет слава» посвященный 70-летию Победы
Конспект развлечение...

Музейный проект «Этих дней не смолкнет слава…», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного обще...

Сценарий праздника в старшей группе "Этих дней не смолкнет слава!", посвященного 70-летию победы.
Готовый сценарий для проведения праздника, посвященного 9мая в старшей группе ДОУ. Включает в себя подборку стихотворений, музыкальных номеров....

Районный заочный конкурс чтецов "Минувших дней не смолкнет слава", посвященный 76-летию Победы в ВОВ
Участник Районного заочного конкурса чтецов "Минувших дней не смолкнет слава", посвященном 76-летию Победы в ВОВ Машанов Роман награжден Дипломом 1 степени. Стихотворение Степана Кадашникова...
Отчет о проведении тематической недели: «Год памяти и славы, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Тема: Не забудем ваш подвиг великийЦель: Сохранение исторической памяти и празднование 75-летия Победы вВеликой Отечественной войне.Задачи: 1 .Формировать представление у дошкольников о Великой Отечес...
