Развитие речи средствами мультипликации
статья по развитию речи
представлена технология составления диафильма с детьми (этапы, приемы)с использованием игрового проекта
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мультипликации»
Старший воспитатель Фролова Т.А.
Технология мультипликации в речевом развитии - это целенаправленная деятельность по решению образовательных задач речевого развития в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей посредством использования наглядных средств обучения, применяемых в сочетании с разнообразными методами. В основе данной технологии лежит применение методических модулей с использованием средств мультипликации. В технологии мультипликации реализуются принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и ребёнка и принцип деятельностного подхода через различные формы организации взаимодействия ребенка с мультипликационным материалом. Использование этой технологии способствует достижению положительных результатов в речевом развитии воспитанников.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к усвоению форм связной речи – в младшем дошкольном возрасте примером речи является образец взрослого и художественная литература, дети старшего дошкольного возраста,имея уже определенный словарный запас, готовы к усвоению форм связной речи через личный опыт. Следуя совету древних философов, который гласит: «Научиться говорить можно только говоря» и, опираясь на методику речевого развития, была построена работа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием следующих методов и приёмов: пересказ, рассказывание по картине, по серии сюжетных картинок, рассказывание из личного опыта; составление описательного рассказа, заучивание стихотворений, беседа, сюжетно-ролевая игра, речевые игры, индивидуальная работа, игры-инсценировки, загадки. Но при составлении описательных рассказов или рассказывании по картине далеко не все дети активны, рассказы, как правило, не имеют творческого продолжения. В процессе наблюдения за детьми было отмечено, что они живо обсуждают, какие мультфильмы смотрели дома, сопереживают героям, обмениваются речевыми высказываниями, ведь человеческая природа устроена так, что легче всего усваивается информация и совершается действие только из разряда непосредственно интересных самому человеку. И ребенок не исключение. Появилась идея - использовать в качестве эффективного средства развития речи детей мультипликацию. Были разработаны методические модули, позволяющие успешно интегрировать области художественно-эстетического и речевого развития. В процессе работы над модулями возникла необходимость создания диапроектора для просмотра «мультфильма» (4), который впоследствии стал атрибутом самостоятельной игровой деятельности. Для организации работы с детьми младшего дошкольного возраста возникла необходимость создания мультипликационного материала на основе русских народных сказок и использования музыкального оформления.
При использовании технологии мультипликации в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста необходимы мультипликационный материал, подобранная художественная литература в соответствии с возрастом детей и задачами, определяемыми педагогом, иллюстративный материал, раскраски, изобразительный материал (карандаши), клей. Для создания «диапроектора» - коробка –экран, ролики для прокручивания бумажной ленты (4). Созданная детьми диасерия для самостоятельной игровой и речевой деятельности, футляры для хранения. Диасерия мультматериалов, созданных детьми, воспроизводится в презентации PowerPoint с музыкальным сопровождением, мультимедийное оборудование.
Технология мультипликации как средство развития речи детей с использованием мультипликационного материала в условиях современно организованного педагогического процесса в единстве организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей представляет собой средство для достижения образовательных задач по речевому развитию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет: в младшем дошкольном возрасте способствует формированию первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания (1), в старшем дошкольном возрасте –развитию связной речи, а также воспитанию у детей интереса и любви к произведениям художественной литературы и отечественной мультипликации.
Внедрять данную технологию можно как комплексно, в качестве определенной системы работы по речевому развитию, так иотдельно, как организованную деятельность:
- организованная образовательная деятельность по работе с модулями. Каждый этап, модуль можно проводить как отдельное занятие или игровую ситуацию – ознакомление с художественной литературой, изобразительная деятельность;
- просмотр диафильмов на игровом диапроекторе – самостоятельная игровая деятельность детей, предполагающая активное действие – это и пересказ, рассказ сказки, мультфильма, и рассматривание картинок, и развитие моторики – прокручивание кадров, и общение со сверстниками;
- просмотр диафильмов, аудиосказок, обработанных в современном вариантепозволяет, послушать авторское исполнение сказки, музыкальное сопровождение,обсудить просмотренное. Кадры на экране привлекают внимание детей, повышают их интерес.
При использовании средств диафильма можно достичь следующих положительных эффектов:
- активное включение ребенка через речь в общее действие;
- активизация словаря детей;
- формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой деятельности детей;
- эмоциональное раскрепощение детей, находящее свое выражение в спонтанных речевых высказываниях;
- составление пересказа, связного рассказа в соответствии с сюжетной линией, с опорой на материал;
- использование детьми монологической и диалогической форм речи.
При использовании средств диафильма необходимо иметь современное оборудование – ноутбук, мультимедийный проектор – для создания и просмотра диафильмов, аудиосказок, обработанных в современном варианте, а также изготовить игровой «диапроектор».
Работа по речевому развитию детей дошкольного возраста средствами мультипликации состоит из нескольких этапов: предварительная работа с детьми, работа с модулями, просмотр диафильмов, как вариант для повторного показа применяются средства ИКТ (мультимедийная презентация –диафильм из кадров, созданных детьми или аудиосказка), самостоятельная игровая деятельность детей.
I этап – предварительная работа с мультипликационным материалом или художественным произведением.
Прежде чем приступить к работе с модулями, проводится предварительная работа:
- с детьми младшего дошкольного возраста – работа по ознакомлению с художественной литературой, где воспитатель знакомит с содержанием сказки, демонстрирует образец речи;
- с детьми старшего дошкольного возраста – работа по знакомству с профессией мультипликатора, художника, озвучиванию мультфильмов. На примере современного мультипликационного фильма «Маша и медведь» дети знакомятся с тем, что роли могут озвучивать не только взрослые (роль Маши озвучивал не взрослый актер, а ребенок – девочка Алина Кукушкина).
После предварительной работы, осуществляется работа с модулями.
II этап – работа с модулями.
Модуль 1 – «Собираем и раскрашиваем».
Шаг первый – игровая ситуация «Собираем рассыпавшийся кадр».
С детьми младшего дошкольного возраста не используется.
Дети старшего дошкольного возраста работают парами.Предлагается игровая ситуация, в которой говорится, что случилась неожиданность, и кадр рассыпался, его необходимо собрать. Дети, собирая кадр, активно общаются.
Шаг второй– «Раскрашивание кадра».
Дети 3-4 лет раскрашивают кадр совместно с родителями, с воспитателем.
Дети старшего дошкольного возраста работают парами.После того, как кадр собран из частей, каждой паре выдается целый (неразрезанный) черно-белый кадр. Ребята договариваются друг с другом и цветными карандашами совместно раскрашивают кадр.
Шаг третий – «Придумай название кадру».
Детей младшего дошкольного возраста воспитатель побуждает к высказываниям, задавая вопросы.
Дети старшего дошкольного возрастапосле подготовки кадров в паре придумывают название, говорят, почему выбрали то или иное название.
В использовании данного модуля используются игровые ситуации, что способствует созданию благоприятной атмосферы сотворчества, приводит к раскрепощению детей и активизации их речи (построение диалогов, умение договариваться).
Модуль 2 – «Монтируем кино».
Основой построения работы во втором модуле является детская фантазия. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить ее. В качестве фантазийного материала используются раскрашенные в предыдущем модуле кадры из мультфильма, сказки.
Дети 3-4 лет рассматривают кадры, при помощи педагога определяют последовательность «сбежавших кадров».
Дети старшего дошкольного возраста совместно с педагогом дети обсуждают кадры,в игровой ситуации самостоятельно располагают их в последовательности так, чтобы выстроился сюжет. Дети учатся договариватьсяс другими парами о последовательности своего сюжета, чтобы получилась целая «кинолента».
Роль воспитателя заключается в том, чтобы дать возможность выстроить каждой паре свою версию, поощряя фантазию ребят и организуя очередность вариантов. «Монтаж» мультфильма создает ситуацию, благоприятную для проявления ребенком индивидуальной речевой зрелости, для побуждения к речевой деятельности в паре, в группе или самостоятельно.
На заключительной стадии работы дети по очереди целиком рассказывают свои истории. При необходимости и, в соответствии с логикой своего рассказа, они могут переставлять кадры на ленте. В результате появляется несколько историй, зачастую, весьма отличных друг от друга.
Модуль 3 – «Говорим за героев».
Основа данного модуля - показ бумажного диафильма с озвучиванием кадров детьми, создававшими кадр, активно используются такие приемы как описательный рассказ, пересказ.
Шаг первый – «Просмотр кадров мультфильма».
В отличие от обычного просмотра, предварительная работа по первым двум модулям превращает ребят в активных зрителей, которые, погружаясь в версию авторов мультфильма, оказываются эмоционально включенными в происходящее действие. В процессе просмотра эмоционально-чувственное раскрепощение детей нашло свое выражение в спонтанных речевых высказываниях и у младших дошкольников, и у старших (радостных, удивленных возгласах при узнавании «своих» кадров, комментариях к происходящему на экране и пр.).
Шаг второй – «Беседа о мультфильме».
После просмотра с детьми целесообразно обсудитьполучившийся мультфильм (понравилось или не понравилось, поняли или не поняли, о чем была рассказана история).
Потом дети озвучивают (рассказывают) свои кадры. Детей младшего дошкольного возраста воспитатель побуждает к речевым высказываниям.
Модуль 4 «Показ мультфильма».
Младшим дошкольникам сначала показывает воспитатель (вариант – мультимедийная презентация – диафильм), побуждает к речевым высказываниям.
Старшие дошкольники самостоятельно показывают мультфильм, озвучивая его.
III этап – самостоятельная игровая деятельность детей. Дети самостоятельно выбирают сказку из созданной диасерии по русским народным сказкам. Воспитатель помогает фиксировать «киноленту». Также можно использовать повторный показ диафильмаили прослушивание аудиосказки на мультипликационном материале, созданном детьмис использованием ИКТ. Ребенок получает информацию одновременно визуальную и слуховую. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе (2). Младшим дошкольникам при показе диафильма воспитатель демонстрирует кадры и выразительно читает авторский текст, либо вопросами побуждает к пересказу сказки. Старшим дошкольникам доступно самостоятельно при демонстрации озвучивать кадры. Просмотр и прослушивание аудиосказки, созданной на мультипликационном материале также способствует правильному развитию речи, так как она озвучена голосами профессиональных актеров.
Список использованной литературы
1.Ушакова О.С., Струнина Е.М.,«Методика развития речи детей дошкольного возраста». — М.,ВЛАДОС, 2004.
2. Сыч В.Д.,«Технические средства обучения в детском саду», М., «Просвещение»,1989.
3. Королева В.В. «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста», Молодой ученый, 2015, №3.
4. http://www.emissia.org/offline/2009/1370.htm
5.Опыт работы педагогов ГБОУ СШ №255 Адмиралтейского района Санкт-Петербургhttp://met.emissia.org/offline/2013/met009_files/1-2-4.htm
Глоссарий
Мультиплика́ция- отлат. «multiplicatio» - «возрастание, размножение», «multi» - «много» - технические приёмы создания движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. Одна из форм экранного искусства.
Модуль – от латинского слова «modulies» - «способ». То есть – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью – объектом в составе другого более сложного объекта. (3)
Диафи́льм– расположенные в определенной последовательности изображения, как правило, объединенные общей тематикой.
Диасерия - коллекция диафильмов определенной тематики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...
Формирование представлений дошкольников об окружающем мире и развитие речи средствами советской мультипликации
В ряде советских мультфильмов найден богатый материал для формирования элементарных экологического представлений у дошкольников, развития лексико-грамматических средств языка и связного высказывания. ...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."
1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...
Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей
Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...

Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации (текст к презентации)
Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации...

Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации
Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами мультипликации...