Памятка "Игры и упражнения для развития фонематического восприятия"
материал по развитию речи

Муллавалеева Екатерина Михайловна

Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонематическое восприятие это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы). Фонематический слух является основой для понимания смысла услышанного и сказанного. Замена одного звука на другой звук приводит к изменению значения слова, например, «мышка-мишка», «дом-том», «ложки-рожки».

Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова. Развитие фонематического восприятия влияет на формирование всех сторон речи ребенка: четкое звукопроизношение, овладение грамматическим строем речи, освоение навыками письма и чтения.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, нередко смешивают их.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха выстроены от простого к сложному.

1. Игры на восприятие (узнавание) и различение неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. Данные упражнения подходят для детей с 2,5 лет.

  • «Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты/бумаги, звон столовых приборов между собой и об тарелку/чашку, скрип двери и другие бытовые звуки.
  • «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри. Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз».
  • «Волшебная палочка» Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка помогает зазвучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание –ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет звучал.

  • «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
  • «Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят с музыкальными инструментами, их звучанием, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает (называет или показывает), какой инструмент звучит.
  • «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения. Ритмические рисунки можно отстукивать ладонями, кулаками, карандашами, протопывать ногами, проигрывать на любом детском музыкальном инструменте.
  1. Игры на различение сходных между собой звуков.
  • Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен показать соответствующую картинку.

  • «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

  • «Повторюшка» 1. Ребенку предлагается повторить за взрослым в названном порядке. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА            ТА — ТА — ТА                 ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА          ПА — ПА — ПА                ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА           КА — КА — КА                КА — КА — КА

        

2.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

ТА — ТО — ТУ            ВО — ВЫ — ВУ              БО — БА — БЫ

ТЫ — ТА — ТО            НУ — НЫ — НА              БУ — БО — БА

3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ТА — КА — ПА             КА — НА — ПА               ФА — ХА — КА            

БА — ДА — ГА              МА — НА — ВА              ПА — КА — ТА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости

ПА — БА                ПА — БА — ПА                БА — ПА — БА

ТА – ДА                  ТА — ДА — ТА                ДА — ТА — ДА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости

ПА — ПЯ        ПО — ПЁ        ПУ — ПЮ        ПЫ — ПИ

МА — МЯ        МО — МЁ        МУ — МЮ        МЫ — МИ

6) Воспроизведение односложных слов, отличающихся одним звуком.

БАК — ТАК           МАК — БАК — ТАК         ТОК — ТУК — ТАК БЫК — БАК           ДАМ — ДОМ — ДЫМ      КОМ — ДОМ — ТОМ

3.Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза:

  • «Поймай звук».

Цель: развивать навыки фонем. слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он;

арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а]. Ловить можно любой звук, слог, короткое слово, хлопок можно заменить прыжком, поднятием вверх рук, флажка, фишки. Сначала ловим гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.

  •   Назови первый звук в слове.

Взрослый предлагает определить, с какого звука начинаются имена любимых игрушек, затем можно определить первый звук в названии животных и т.д. Обратите внимание на то, что звуки надо произносить четко.  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 20 п.РОЩИНО

               456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино, улица Ленина, дом 13 «А», т. 8(351)4490155

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия

                       Подготовила:

                      Муллавалеева Екатерина Михайловна

                      (педагог дополнительного образования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Данная подборка игр и упражнений для развити фонематического восприятия у дошкольников не является авторской, но представляет собой  систему работы по данному напралению. Будет полезна для исполь...

Игровые упражнения по развитию фонематического восприятия (фонемного анализа и синтеза)

Игровые упражнения для логопедов, родителей и воспитателей для формирования и развития фонематического восприятия....

Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников

Система игр и упражнений для коррекции фонетико-фонематиечского недоразвития у детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия.

Цель приведенных игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з,...

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН I. Подготовительный этапЦель: формирование базы для развития фонематического восприятия. 1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯ...