Памятка "Игры и упражнения для развития фонематического восприятия"
материал по развитию речи
Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 117.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематическое восприятие – это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы). Фонематический слух является основой для понимания смысла услышанного и сказанного. Замена одного звука на другой звук приводит к изменению значения слова, например, «мышка-мишка», «дом-том», «ложки-рожки».
Сформированное фонематическое восприятие позволяет определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, подбирать слова на определенные звуки, определять место звука в слове, а также выстраивать правильную слоговую структуру слова. Развитие фонематического восприятия влияет на формирование всех сторон речи ребенка: четкое звукопроизношение, овладение грамматическим строем речи, освоение навыками письма и чтения.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, нередко смешивают их.
Упражнения и игры для развития фонематического слуха выстроены от простого к сложному.
1. Игры на восприятие (узнавание) и различение неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. Данные упражнения подходят для детей с 2,5 лет.
- «Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты/бумаги, звон столовых приборов между собой и об тарелку/чашку, скрип двери и другие бытовые звуки.
- «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри. Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз».
- «Волшебная палочка» Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка помогает зазвучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание –ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет звучал.
- «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
- «Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят с музыкальными инструментами, их звучанием, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает (называет или показывает), какой инструмент звучит.
- «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения. Ритмические рисунки можно отстукивать ладонями, кулаками, карандашами, протопывать ногами, проигрывать на любом детском музыкальном инструменте.
- Игры на различение сходных между собой звуков.
- Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен показать соответствующую картинку.
- «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
- «Повторюшка» 1. Ребенку предлагается повторить за взрослым в названном порядке. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)
ТА — ТА —ТА ТА — ТА — ТА ТА — ТА — ТА
ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА ПА — ПА — ПА
КА — КА — КА КА — КА — КА КА — КА — КА
2.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками
ТА — ТО — ТУ ВО — ВЫ — ВУ БО — БА — БЫ
ТЫ — ТА — ТО НУ — НЫ — НА БУ — БО — БА
3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками
ТА — КА — ПА КА — НА — ПА ФА — ХА — КА
БА — ДА — ГА МА — НА — ВА ПА — КА — ТА
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости
ПА — БА ПА — БА — ПА БА — ПА — БА
ТА – ДА ТА — ДА — ТА ДА — ТА — ДА
Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости
ПА — ПЯ ПО — ПЁ ПУ — ПЮ ПЫ — ПИ
МА — МЯ МО — МЁ МУ — МЮ МЫ — МИ
6) Воспроизведение односложных слов, отличающихся одним звуком.
БАК — ТАК МАК — БАК — ТАК ТОК — ТУК — ТАК БЫК — БАК ДАМ — ДОМ — ДЫМ КОМ — ДОМ — ТОМ
3.Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза:
- «Поймай звук».
Цель: развивать навыки фонем. слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).
Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он;
арка, уши, аист, ангел, Аля.
Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а]. Ловить можно любой звук, слог, короткое слово, хлопок можно заменить прыжком, поднятием вверх рук, флажка, фишки. Сначала ловим гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.
- Назови первый звук в слове.
Взрослый предлагает определить, с какого звука начинаются имена любимых игрушек, затем можно определить первый звук в названии животных и т.д. Обратите внимание на то, что звуки надо произносить четко.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 20 п.РОЩИНО
456513, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино, улица Ленина, дом 13 «А», т. 8(351)4490155
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия
Подготовила:
Муллавалеева Екатерина Михайловна
(педагог дополнительного образования)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Данная подборка игр и упражнений для развити фонематического восприятия у дошкольников не является авторской, но представляет собой систему работы по данному напралению. Будет полезна для исполь...
Игровые упражнения по развитию фонематического восприятия (фонемного анализа и синтеза)
Игровые упражнения для логопедов, родителей и воспитателей для формирования и развития фонематического восприятия....

Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников
Система игр и упражнений для коррекции фонетико-фонематиечского недоразвития у детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия.
Цель приведенных игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з,...

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН I. Подготовительный этапЦель: формирование базы для развития фонематического восприятия. 1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯ...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников, в которые можно поиграть дома с ребенком.»
Консультация будет интересна не только родителям, но и педагогам....




