Занятие "Крупотерапия"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жмурова Маргарита Викторовна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в старшей группе (5-6 лет)
Познавательное развитие (Развитие речи)
с применением элементов крупотерапии
Воспитатель: Жмурова М. В.


Тема занятия

«Крупотерапия в развитии речи»

Культурная практика

Познавательно-исследовательская деятельность, игровая практика

Культурно-смысловой контент

Знакомство с крупами, их свойствами, ролью в развитии речи и здоровья.

Цель

Создать условия для развития речи через тактильно-моторные упражнения с использованием круп.

Образовательные задачи

- Развивать мелкую моторику, артикуляцию, речевую активность.

- Обогащать словарный запас (названия круп, действия, связанные с ними).

- Формировать умение составлять описательные предложения и короткие рассказы.

- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и бережное отношение к природным ресурсам.

  

Оборудование 
 - Разные виды круп (гречка, рис, манка, пшено) в контейнерах.  
 - Плоские подносы, кисточки, трафареты (буквы, фигуры).  
 - Карточки с изображениями круп и их названиями.  
 - Аудиозапись «Звуки природы» для релаксации.  
 - Интерактивная игра «Угадай крупу» Ссылка на игру:
https://risencloud.ru.  
 - Иллюстрации этапов выращивания злаков.  
 - Книги: «Каша из топора» (народная сказка), «Про девочку, которая наступила на хлеб» (Г.Х. Андерсен).  

  

Предварительная работа 
 - Чтение сказок и стихов, связанных с крупами.  
 - Беседа «Как крупы попадают к нам на стол?» с демонстрацией иллюстраций.  
 - Сенсорные игры с крупами, песком и водой.  


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию

Организационный момент «Здравствуйте, ладошки!»

Дети повторяют движения, отвечают на вопросы.

Создан эмоциональный контакт, повышена мотивация к занятию.

- Дети встают в круг, выполняют упражнение:

«Здравствуйте, ладошки! (хлопают)

Здравствуйте, ножки! (топают)

Мы проснулись, улыбнулись,

И друг другу подмигнули!»

- Педагог показывает «волшебный мешочек» с крупами:

«Ребята, сегодня мы отправимся в страну Крупляндию! Хотите узнать, что там?»

  

2. Актуализация знаний   Игра «Угадай на ощупь» Дети ощупывают крупы в мешочке, называют их.   Активизированы знания о крупах, развито тактильное восприятие.  
   - Педагог задаёт вопросы:  
 «Какие крупы вы знаете? Какая каша ваша любимая?»      
   - Демонстрация иллюстраций: как растут злаки, как крупы попадают на стол.      

  3. Затруднение в ситуации   Проблемная ситуация: Дети выдвигают гипотезы.   Сформирована познавательная потребность.  
   - Педагог: «К нам пришёл Незнайка. Он говорит, что крупы — это скучно. Как доказать, что они полезны?»      

  4. Открытие нового знания   Практические задания: Дети выполняют задания, описывают действия.   Развита мелкая моторика, обогащён словарный запас.  
   - «Рисунок на крупе»: дети рисуют буквы или узоры на подносах с манкой.      
   - «Сортировка»: разделить смешанные крупы (гречка, рис) по ёмкостям.      
   - «Сочини историю»: придумать рассказ о путешествии зернышка (с использованием карточек).      

  5. Включение нового знания   Интерактивная игра «Угадай крупу» Дети выбирают правильные ответы на экране.   Закреплены названия круп, их свойства.  
   - Викторина: «Какая крупа самая мелкая? Из чего делают пшено?»      

  6. Осмысление   Рефлексия: Дети делятся впечатлениями, показывают работы.   Сформировано умение анализировать свою деятельность.  
   - «Что вам понравилось? Какие крупы запомнили?»      
   - Творческое задание: коллективная аппликация из круп «Солнышко».      
   
Физкультминутка «Зёрнышки»: Дети изображают рост растения (присели-встали).   Снято мышечное напряжение, закреплена тема занятия.  

  7. Прощание   - Педагог: «Мы узнали, что крупы — это не только еда, но и помощники в развитии!   Дети получают раскраски с изображением круп.   Создан положительный эмоциональный фон. Закреплён интерес к познавательной деятельности.  
   Возьмите раскраски и расскажите дома, что узнали!»      
   
Ритуал прощания: «Дружно мы играли, много узнавали, а теперь пора всем: «До свидания!»      

Примечание:

  • Используются крупные крупы для предотвращения риска вдыхания.
  • Все материалы гипоаллергенны.
  • Занятие соответствует требованиям ФГОС ДО.