Мастер-класс для воспитателей ДОУ: "Сенсорные коробки в развитии речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Шарапова Ольга Александровна

Мастер-класс знакомит воспитателей с возможностями использования сенсорных коробок для речевого развития  детей дошкольного возраста,  с понятием «Сенсорная коробка», с ее значимостью в развитии познавательной активности детей. Мастер-класс направлен на развитие фантазии, творческого воображения, педагогических навыков участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Курманаевский детский сад №1 «Теремок»

 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития дошкольников»

с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области

Мастер-класс для воспитателей:

«Сенсорные коробки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед: Шарапова Ольга

Александровна

с. Курманаевка

Мастер-класс для воспитателей:

«Сенсорные коробки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Дата проведения: 28.02.2025 г.

Место проведения: МАДОУ «Курманаевский детский сад «1 «Теремок», кабинет учителя-логопеда

Учитель-логопед: Шарапова Ольга Александровна

Цель мастер-класса: познакомить с возможностями использования сенсорных коробок для речевого развития  детей дошкольного возраста.

Задачи:

-познакомить с понятием «Сенсорная коробка», с ее значимостью в развитии познавательной активности ребёнка.

-развивать фантазию, творческое воображение, педагогические навыки участников.

Оборудование:

- пустые контейнеры 3-4 шт. (можно разные по форме, объёму);

- контейнеры с наполнителями: фасоль, горох, чечевица, шишки, камни (булыжники), зерно, веточки, перо, сенсорные мешочки и т.д.

- напечатанные и разрезанные задачи для чего используются сенсорные коробки;

- игрушки (картинки): перелётные, зимующие птицы - 2-3 комплекта.

Ход мастер-класса:

1. Вводная часть.

Уважаемые коллеги, кто знает, из какой области педагогического воздействия появились сенсорные коробки?

Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передаётся в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция (СИ).

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio»- восстановление) – это определённыйпроцессвовремя которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От того, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом.

Потому её важно развивать при помощи специальных  занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешне раздражители.

Условно сенсорная интеграция «заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов и реагировать нанеё быстрее, соответственно процессы воспроизведения различных функций ускоряются.

Впервые возможности сенсорной интеграции описала американский эрготерапевт, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Разработанные методики на основе сенсорно-интегративного подхода она представила в 1963 году. С 1976 года Айрес занималась исключительно практикой по своим наработкам в области сенсомоторного развития, с помощью которых оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями. Сегодняэтот метод применяется во всех странах мира и помогает детям побороть моторную неловкость и восстановить баланс «рецептор-рефлекс»

Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребёнка к труднореализуемым действиям, напротив использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на теже области головного мозга, которые отвечают и за трудные дляконкретногоребёнка действия.

С каждым годом СИ набирает всё большую популярность в разных странах в связи с ярко выраженной положительной динамикой занимающихся по данной методике детей.

Разные специалисты из области психологии, логопедии, дефектологии стараются использовать сенсорно-интегративный  подход на  своих занятиях.

Самым эффективным возрастом для таких занятий считается дельта от  2-х до 12 лет. Чем младше ребёнок, тем быстрее положительная динамика.

Итак, восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой,  обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный  образ и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от  различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют многоканальный характер восприятия и вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

 Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения,либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чём идёт речь (Д. Вильямс). В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации поступающей от органов чувств.

Сенсорные коробки – это один из методов сенсорной интеграции,инновационный инструмент, который активно используется для развития и обучения детей.

Бизиборды, игры с водой и песком,  палатки, .. – это тоже методы сенсорной интеграции.

Сенсорные коробки представляют собой специальные контейнеры или ящики, наполненные различными материалами, которые позволяют детям познавать мир через тактильные и визуальные ощущения.

        Благодаря им задействованы все чувства ребенка, включая зрение, слух, осязание и обоняние, что способствуют активному взаимодействию с окружающими объектами.  

Целью работы с сенсорными коробками является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Чем полезна сенсорная коробка

Благодаря подобранным упражнениям ребенок может улучшить:

  • развитие в области крупной и мелкой моторики;
  • тактильные ощущения;
  • внимание и концентрацию;
  • речевое развитие;
  • творческое и пространственное мышление;
  • навыки сортировки и классификации;
  • зрительные и слуховые способности;
  • самосознание и самооценку;
  • усидчивость, терпение.

Дети с огромным удовольствием играют с сенсорными коробками, так как их наполнители (фасоль, горох) приятны на ощупь, а предметное содержание  вызывают интерес. Поэтому, сенсорные коробки могут использоваться так же и как прекрасное средство для налаживания эмоционального контакта с детьми. Наполнение сенсорных коробок может быть постоянным, а предметное содержание может меняться в зависимости от возраста ребенка, и от того, какие цели и задачи педагог планирует реализовать на данном конкретном занятии.

  • Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).
  • Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
  • Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
  • Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
  • Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
  • Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
  • Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода.

2 часть – практическая

Игра «Мозговой штурм»

Цель: активизировать тактильные ощущения педагогов, дать возможность почувствовать себя на месте детей, показать задачи, которые можно реализовать с помощью сенсорных коробок используя тактильные, зрительные, слуховые сенсорные системы для многоканального восприятия информации.

Перед педагогами четыре сенсорных коробки с разными наполнителями. Коллеги, прошу разделиться на подгруппы по 2-3 человека и выбрать по одной сенсорной коробке. Там спрятаны образовательные задачи. Вы просматриваете фрагмент работы с сенсорной коробкой c занятий, и на скорость, кто первый найдёт, какая задача реализовывалась в этом фрагменте.

Игра «Накорми птиц»

Цель: упражнять в построении сложных предложений.

Задачи: развитие координации и пространственной ориентировки, закрепление восприятия геометрических форм, активизация словаря прилагательных

 В контейнере размещается картинка грача (на контейнере, в контейнере) и стаканчики с круглым горлышком и квадратным (можно взять из пирамидок). Рядом стоит контейнер с зерном. Деревянными ложками зачерпнуть зерно и высыпать в стаканчик.

Указания:

Накорми зерном грача, который сидит на (в) кормушке. Педагог выполняет задание проговаривая свои действия:

Накормлю зерном грача, который сидит на кармашке.

Накормлю зерном грача, который сидит в кормушке.

Насыпать зерно в красный круглый стаканчик жёлтой ложкой.

Насыпаю зерно в круглый, красный стаканчик жёлтой ложкой.

Насыпать зерно для грачей одновременно двумя руками в круглый и квадратный стаканчики.

Насыпаю зерно для грачей в круглый и квадратный стаканчики.

Насыпаю зерно для грачей в круглый красный стаканчик розовой ложкой, а жёлтой ложкой в квадратный стаканчик.

Игра «Грачи прилетели»

Цель: закрепление приставочных глаголов прилететь, перелететь, долететь, подлететь, облететь, отлететь, полететь, улететь, слететься …

Взять грачей из предыдущей игры и обыграть их летая над кормушкой.

Упражнение «Придумайте игры»

Цель: развивать фантазию, творческое воображение, педагогические навыки участников.

Перед педагогами разные наполнители для сенсорных коробок (перья, веточки, камушки, зерно и т.д). На наборном полотне картинки перелётных и зимующих птиц, мелкие игрушки – птицы.

Приближается тематическая неделя «Перелётные птицы». Выберите наполнитель для тематической сенсорной коробки и придумайте игру по развитию речи. Можете использовать игрушки, картинки с птицами.

Можно использовать игры из предложенного списка.

«Мой, моя, моё, мои.» (согласование притяжательных местоимений с существительными)

«Посчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже)

«Кто, где находится?» (работа с пониманием и употреблением предлогов)

        Главное, все упражнения должны быть направленны на построение сложных предложений с союзом а.

3 часть. Заключительная.

Упражнение «Эхо»

Цель: развивать лексико-грамматические умения- подбирать признаки и действия.

В ваших коробках много разных птиц их надо собрать, но для этого надо подобрать признаки и действия.Например: длинноногая ……..- длинноногая цапля

а) венценосный (журавль)

длинноногая (цапля)

быстрокрылая (ласточка )

громкоголосые (грачи)

голосистый (жаворонок)

звонкий (соловей)

длинношеий (лебедь, журавль)

б) щебечет – ласточка

кукует – кукушка

курлычет – журавль

ходит по болоту – цапля

стоит на крыше – аист

громко кричит – грач

щёлкает - соловей

        Кто находит птицу идёт к контейнеру с живым песком и прячет там птицу.

Игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных, существительных с числительными.

Используя птиц в контейнере из предыдущей игры. Интересно, а сколько у нас сегодня было быстрокрылых ласточек, посчитайте. Кто-то из педагогов подходит к контейнеру и находит быстрокрылых ласточек считая, одна быстрокрылая ласточка, две быстрокрылых ласточки, ….

Быстрокрылая ласточка, длинноногая цапля,  голосистый жаворонок.

Всем спасибо за активное участие. Поаплодируйте себе. Какой наполнитель для сенсорных коробочек вам понравился больше всего? Какую игру по развитию речи вы проведёте в своей группе из тех, что были сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. В...

Мастер-класс для родителей "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством....

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Мастер- класс по самообразованию«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Цель:  показать методы и приемы работы с произведениями  устного народного творчества...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс раскрывает значимость использования мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Содержит этапы обучения мнемотехники, ее виды и особенности применения в ДОУ. .....