Конспект занятия по развитию речи «Времена года. Весна» возраст 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи

Синеок Светлана Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_vremena_goda.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  «Времена года. Весна»

возраст 4-5 лет

Подготовила: воспитатель Синеок С.А.

Программное содержание: обучать подбирать слова-определения к существительному; отвечать на вопросы полными предложениями, составлять рассказ по опорным картинкам. Способствовать развитию речи. Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.  Обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны». Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней,

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Весенняя песенка», музыкальная картина « Шум ручья».

Демонстрационный материал: конверт с письмом, карточки с   изображением   характерных признаков весны, перелётных птиц, диких животных; кукла с наборами зимней и весенней одежды.

Раздаточный материал: шапочки подснежников, смайлики «Солнышко»

Ход занятия:

I. Вводная часть

1. Приветствие детей

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Дети отвечают: весна). Правильно! А какое время года предшествовало весне? (Дети отвечают: зима). Верно! Сейчас месяц апрель, а это второй весенний месяц. Кто сможет перечислить все весенние месяцы? (Дети перечисляют).

Неожиданный сюрприз:

Весной все вокруг просыпается и оживает. И к нам в группу тоже заглянула весна! Она даже принесла нам письмо! (Воспитатель показывает детям большой конверт).

Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите узнать? Давайте откроем и прочитаем письмо!

III. Основная часть

1.Чтение письма

«В самом сердце мира существовали четыре могущественных владыки – Зима, Весна, Лето и Осень. Каждый из них правил по три месяца, и царило между ними прекрасное согласие, мирное чередование времен года, словно чарующий танец природы. Зима, укутывая мир в белоснежное одеяло, создавала сказочную атмосферу тишины и покоя. За ней следовали пробуждение и обновление весны, буйство красок лета и щедрая умиротворенность осени. Мир жил в гармонии, наслаждаясь красотой и неповторимостью каждого сезона. Однако однажды царица Зима, упиваясь своей властью, захотела править вечно. Ей казалось, что её ледяное царство – самое прекрасное и важное. Она отказалась передавать бразды правления Весне, удерживая мир в своих заснеженных объятиях гораздо дольше положенного срока. Под толстым слоем снега застыла жизнь. Растения, привыкшие к зимнему покою, стали чахнуть от недостатка солнечного света и тепла. Замерли на ветках деревья, потеряв свои яркие краски. Тишина, царившая прежде, теперь наполнилась тревожным ожиданием. Птицы, привыкшие к весенним мелодиям, перестали петь свои звонкие песни, затаившись от холода и тоски. Осень и Лето, наблюдая за происходящим, испытывали тревогу и беспокойство за будущее мира. Весна, символ обновления и надежды, не растерялась. Её сердце, полное доброты и света, не знало отчаяния. С мягкой улыбкой, она обратилась к своим обеспокоенным товарищам: «Не печальтесь, мои друзья! У меня есть могущественное оружие, способное победить ледяное царство Зимы и вернуть миру его естественный ритм". Но что же это было за чудо?

Воспитатель: Ребята вы поможете узнать?

2. Загадка

Воспитатель: Светит, сверкает, всех согревает.

(Дети: солнце)

Воспитатель: И действительно, солнце – вот тот волшебный дар весны, способный растопить ледяное сердце Зимы.

3. Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)

солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, румяное, лучистое).

Воспитатель: И вот, наконец, солнечные лучи пробили ледяной панцирь Зимы. Мир ожил! Снег начал таять, превращаясь в звонкие ручейки. Весна пришла в свои законные права. Но на этом история не закончилась. Хотите узнать, что случилось дальше?

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки- подсказки  и они нам помогут самим продолжить сказку. Как вы думаете, мы справимся с этой работой?

Тогда заглянем в конверт и достанем карточку.

Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?

4 . Составление предложений о сосульках.

Воспитатель: А это что? ( Достаёт картинку с изображением сосулек)

Воспитатель: Что происходит с сосульками весной?

Дети ( Стали таять сосульки и зазвенела капель).

Воспитатель: (подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).

5. Составление предложения о ручьях.

(Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка).

Зажурчали ручьи.

Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)

Воспитатель: А вот ручей и у нас на пути. Ребята, вы сможете перепрыгнуть через него?

6. Игра «Перепрыгни через ручей»

(Перепрыгнуть через ручей, назвав весеннее слово).

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.

Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.

(Достаёт из конверта картинку подснежника).

Воспитатель: Посмотрим, что же произошло дальше.

Ответы детей - Растаял снег и на проталинах распустились подснежники.

Подснежники – еще одно чудо весны. Почему они так называются?

Дети: (Потому что они самые первые появляются из-под снега.)

7. Физкультминутка “Подснежники просыпаются”

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

Воспитатель: Тогда надевайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

(Дети садятся на корточки и закрывают глаза).

Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.

Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.

Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками.

Влево – вправо повернись и в ребяток превратись. (Дети снимают шапочки, садятся на стульчики)

Воспитатель: Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?

Воспитатель: Почему нельзя рвать подснежники?

(Ребёнок читает стихотворение)

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.

8. Составление предложения о набухании почек на деревьях.

Достается карточка,  с изображением ветки с почками).

Воспитатель: Что же происходит с деревьями и кустарниками весной

Ответы детей.

На деревьях и кустарниках набухли почки.

Воспитатель: А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе.

(Подходим к веткам берёзы, черёмухи, сирени, поставленных в вазу )

Только у нас  почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице).

Воспитатель: Правильно, поэтому зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.

Воспитатель: Что же еще происходит весной?

9. Составление предложения о перелётных птицах.

(Достается картинки с изображением перелётных птиц).

(Ответы детей). С юга возвращаются перелетные птицы.

10. Составление рассказа о птице.

Воспитатель: Возьмите по одной картинке. Расскажите,  какая у вас птица (например: это птица ласточка, она перелётная).

(Дети называют перелётных птиц).

Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу у зверей?

(Дети: у зверей весной появляются детеныши)

11.Чистоговорка “Весна пришла”

Ла-ла–ла к нам весна пришла.
Ло-ло-ло в лесу тепло.
Пель-пель-пель– капает капель.
Ля-ля-ля расцветай, земля!
ведь-ведь-ведь просыпайся, медведь!

Хлопают в ладоши.
Сжимают и разжимают пальцы.
Ударяют указательным пальцем по ладони.
Делают «фонарики».
Топают ногами.

Воспитатель: У зверей появляются детенышиДавайте вспомним, как называются детеныши диких животных.

12. Игра в кругу «Мамы и малыши»

Воспитатель: Я кидаю мяч, называя зверя, вы называете его детёныша.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель: А как меняется весной одежда людей?

 (Ответы детей. Люди надевают облегчённую одежду).

Воспитатель: Вот какой замечательный рассказ у нас получился.

III. Закрепление материала.

Составление рассказа по опорным картинкам.

Пришла долгожданная весна! Солнце стало гораздо ярче и теплее, снег растаял, освободив землю, на которой тут же появились первые цветы – подснежники. С крыш звонко капает, сосульки тают, образуя ручейки, весело журчащие по улицам. На деревьях и кустах набухли почки, готовясь раскрыться. В небе появились перелетные птицы, вернувшиеся из теплых краев. У животных начался период рождения потомства – появляются маленькие зверята. Люди сменили теплую зимнюю одежду на более легкую. Весна – это удивительное время года, волшебное обновление природы. Всё вокруг оживает, расцветает и наполняется новой жизнью. Это время пробуждения, ярких красок и радости. А вы любите весну? Кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о весне?

Воспитатель: Весна - это волшебное время года, особенное. Весной все просыпается, все расцветает, обновляется.

А вы, ребята, любите весну? Кто расскажет стихи о весне?

(Дети читают стихи о весне).

Ручейки бегут быстрее,

 Светит солнышко теплее.

 Воробей погоде рад,

 Заглянул к нам месяц март

Апрель, апрель!

 На дворе звенит капель.

 По полям бегут ручьи,

 На дорогах лужи.

 Скоро выйдут муравьи, После зимней стужи.

 Пробирается медведь,

 Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

 И расцвел подснежник.

Распустился ландыш в мае,

 В самый праздник - в первый день.

 Май, цветами провожая,

 Распускается сирень.

IV. Итог занятия

О каком времени года мы говорили на занятии?

Что вам понравилось на занятии?

Какое задание для вас было трудным?

Мне было приятно с вами общаться и я хочу подарить вам смайлики «Солнышко».

Пусть у вас всегда будет хорошее настроение. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Времена года" Тема: "осень" с использованием кинетического песка

Конспект занятия представлен для детей старшей группы по развитию речи, для закрепления знаний о времени года - осени, признаках,  сезонных изменениях. В конце занятия детям воспитатель  пре...

конспект занятия по развитию речи "Времена года" Тема: "осень" с использованием кинетического песка

Конспект занятия представлен для детей старшей группы по развитию речи, для закрепления знаний о времени года - осени, признаках,  сезонных изменениях. В конце занятия детям воспитатель  пре...

"Материалы к занятиям по развитию речи.Времена года. Лес. Грибы".

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одн...

Итоговое занятие по развитию речи "Времена года" в средней группе

итоговое занятие  по развитию речи с элементами танцев в редней группе...

Конспект занятия по окружающему миру «Время года весна»

Конспект занятия по окружающему  миру «Время года весна» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает сн...

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей старшей группы детей с ЗПР.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей старшей группы детей с ЗПР. В предлагаемом конспекте занятия используются приемы Технологии развития критического мышления (...

Конспект занятия по развитию речи "Времена года" Старшая группа

Цель: развивать диалогическую речь побуждать к монологу, совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о природе, учить понимать и объяснять литературные выражения; учить подбират...