Дополнительная образовательная программа по развитию речи «Говорушки»
рабочая программа по развитию речи

Тоцкая Екатерина Витальевна

Составила: воспитатель ГБОУ Школа №1241

Тоцкая Екатерина Витальевна

 

Содержание программы

I Целевой раздел

1 Пояснительная записка

1.1 Введение

1.2 Актуальность программы

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4. Информационная карта программы дополнительного образования«Говорушки»

1.5. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы по речевому развитию «Говорушки»

1.6. Приоритетные направления деятельности группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

1.7. Ожидаемые результаты деятельности программы «Говорушки».

II. Содержательный раздел

2. Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов.

2.1. Пути и методы реализации программыдополнительного образования «Говорушки».

2.2. Календарно – тематическое планирование

III Организационный раздел

3.1. Расписание занятий

3.2 Материально-технические условия реализации программ

3.3. Использованная литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

по развитию речи «Говорушки»

 

Составила: воспитатель ГБОУ Школа №1241

Тоцкая Екатерина Витальевна

Содержание программы

I Целевой раздел

1 Пояснительная записка

1.1 Введение

1.2 Актуальность программы

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4. Информационная карта программы дополнительного образования «Говорушки»

1.5. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы по речевому развитию «Говорушки»

1.6. Приоритетные направления деятельности группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

1.7. Ожидаемые результаты деятельности программы «Говорушки».

II. Содержательный раздел

2. Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов.

2.1. Пути и методы реализации программы дополнительного образования «Говорушки».

2.2. Календарно – тематическое планирование

III Организационный раздел

3.1. Расписание занятий

3.2 Материально-технические условия реализации программ

     3.3. Использованная литература

Целевой раздел

1 Пояснительная записка

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речиРазвитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности, варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

1.1 Введение

Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей  дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительностиразвивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции.

Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.

Исходя из этого, я выбрала тему дополнительного образования : «Использование народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» под названием «Говорушки».

1.2 Актуальность программы

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы «Говорушки»

Рабочая программа «Говорушки»  сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;

• индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; партнерство с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования;

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

1.4 Информационная карта программы «Говорушки»

Тип: образовательная

Уровеньразвивающий

Форма проведения занятий: подгрупповая

Интеграция образовательных областей:

1. Речевое развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

5. Физическое развитие

1.5. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы по речевому развитию «Говорушки»

Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста. Формирование умения выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи:

Обучающие:

- Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

- Обогащать, активизировать речь детей.

- Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

- Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль. - Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

- Учить подражать движениям взрослых.

- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).

- Повышать эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия для речевого развития;

Развивающие :

- развивать речь, коммуникативные качества;

- воображение, фантазию;

- память;

- мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;

- любовь к художественным произведениям;

- доброжелательные отношения друг к другу.

1.6. Приоритетные направления деятельности группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Приоритетными направлениями деятельности ДОУ по реализации программы являются речевое и познавательно – речевое развитие детей. Эти направления работы реализуется через образовательную программу дополнительного образования «Говорушки», которая имеет речевую направленность и призвана способствовать созданию условий для развития речи ребенка.

1.7. Ожидаемые результаты деятельности «Говорушки».

Кружковая работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния.

Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей, а также уровня сформированности базовых психических процессов; овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности. Повышение уровня сформированности умений и навыков звукового и слогового анализа слова. Повышение уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.

II. Содержательный раздел

2. Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов.

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Формы:

1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Речевые игры;

5. Подвижные игры.

2.1. Пути и методы реализации программы «Говорушки».

1. Правильный образец педагога.

2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.

3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

4. Правильный подбор мебели, освещения.

5. Гимнастика для глаз.

6. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

7. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Методы:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

  III Организационный раздел

   3.1 Дополнительные занятия проводятся по 30 минут, два раза  в неделю по понедельникам и четвергам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый).

3.2. Материально-технические условия реализации программы

1. Иллюстрации

2. Раздаточный материал

3. Природный материал (семена, крупы)

4. Материал по развитию мелкой моторики рук.

3.3 Список использованной литературы

1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

2. Красненкова С. В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей. - г. Липецк 2012г.

3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М. : Ювента, 2013г.

4. Бардышева Т. Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М. : Карапуз, 2013г.

5. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М. : 2015г.

6. «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;

7. «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

8. «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;

9. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;

10. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;

11. «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова

12. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи "Говорушки"

Представлен проект по развитию речи с целями, задачами, планируемыми результатами длительностью 2,5 месяца...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...

Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.

 «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамот...

Дополнительная программа по развитию речи детей раннего возраста "Говорушки"

Дополнительная программа по развитию речи детей раннего возраста "Говорушки"...

Программа дополнительного образования по развитию речи "Говорушки"

Цель кружка: формирование общих речевых навыков, как основа дальнейшего речевого развития и коррекции речевых недостатков.         Для достижения этой цели опре...

Программа дополнительного образования по развитию речи "Говорушки" в средней группе

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.Невозможно, без оценки речевого р...