«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасов "Грачи прилетели"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сада № 12
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект
Занятия по развитию речи в подготовительной группе
на тему: «Составление описательного рассказа
по репродукции картины
А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Подготовила воспитатель:
Альбрехтова И.И
Санкт-Петербург
2025год
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: Формирование связной монологической речи у детей, через составление описательного рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством художники-пейзажиста А.К. Саврасовым
-Закреплять представления о сезонных изменениях в природе весной.
Развивающая: -
-Продолжать совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из 5-6 предложений используя образные слова и выражения.
- Развивать умение соотносить знаковые символы с образами.
-Обогащать словарный запас ( грачевник, март-протальник, репродукция)
Воспитательная:
- помочь детям увидеть, ощутить красоту родной русской природы в картине;
- воспитать желание внимательно рассматривать и понимать картину.
Предварительная работа: беседы на темы «Пришла весна», «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны»; наблюдение за весенними изменениями в природе весной
Оборудование и материалы: - репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; план-схема для составления описательного рассказа; аудио запись
П.И. Чайковский «Времена года»
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздоровается.
Я хотела вам прочитать рассказ о времени года весна, но пролила на текст воду, размылись некоторые слова. Помогите мне дополнить рассказ. (чтение рассказа)
Весной солнце светит ярче, дни становятся (длиннее.)
С крыш свисают (сосульки), когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя (капель)Повсюду тает снег, он становится (рыхлым, грязным)
На возвышенностях, среди снега появляются (проталины) Возвращаются из теплых краев на родину (перелетные) птицы. Первыми прилетают (грачи)затем скворцы, трясогузки, жаворонки. Ранняя весна — это утро природы. Она нежна, трогательна и необычайно (прекрасна).
Основная часть:
Воспитатель: Ребята о каком времени года этот рассказ?
Воспитатель: Весна всегда вдохновляла поэтов на создание красивых стихов, композиторы создавали прекрасную музыку. Художников на написание картин.
Воспитатель: А каких художников вы знаете?
Воспитатель: Ребята почему говорят художник пишет картину?
Художник пишет маслеными красками на холстах. Писать- изображать красками.
Воспитатель: А какие жанры картин вы знаете?
Воспитатель: Ребята на выходных я ездила в Русский музей, там была выставка картин известного художника. Мне очень понравилась одна картина.
Я попросила дать мне эту картину, чтобы познакомить вас с ней. Саму картину мне не дали, а вот репродукцию я привезла. Что такое репродукция?
Воспитатель: Репродукция - это копия картины. Но чтобы картина осталась в нашем саду нас попросили прислать рассказы по этой картине. (показ картины)
Воспитатель: Ребята кто знает название этой картины?
Воспитатель: Это картина называется «Грачи прилетели». Давайте сначала познакомимся с художником этой картины. (портрет А.К. Саврасов.)
Воспитатель: Ребята художник этой картины Алексей Кондратьевич Саврасов.
Алексей Кондратьевич родился в Москве. С раннего возраста любил рисовать.
В юношестве он поступил в Московское училище живописи, а затем и много лет преподавал в нем. Исаак Ильич Левитан учился живописи у Саврасова .
Алексей Кондратьевич любил путешествовать по деревням и селам. Его всегда восхищала природа, что и стало источником написания этой картины.
Мы с вами рассмотрим и составим рассказы по картине, попросим наших гостей записать ваши рассказы. Лучшие из них мы отправим в музей.
Давайте рассмотрим эту прекрасную картину, постарайтесь представить себя художником который видит это пейзаж.
(Звучит аудио запись П.И. Чайковский «Времена года» )
Воспитатель:
-К какому жанру относится эта картина?
-Что изображено на этой картине?
- Расскажите о грачах. Что они делают грачи?
-Чем занят грач на снегу у корней березы?
-О чем могут разговаривать грачи?
-Как вы думаете почему грачи выбрали именно это место для гнездования?
Воспитатель: Грачи –дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые. Такие места называют грачевник.
Воспитатель: -Что вы скажите о березах?
Воспитатель: -Посмотрите на снег. Каким вы видите снег?
Воспитатель: -Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно на картине?
Воспитатель: -Ребята посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
Воспитатель: - Что мы видим за березами?
Физминутка:
Дети изображают дождь с помощью щелканья пальцами, постукиванием по плечам и коленям, в нарастающем и убывающем темпе.
Воспитатель: Ребята вы готовы составить сами рассказ по картине «Грачи прилетели».
В помощь вам, я приготовила для вас план-схему. (показ плана-схемы)
Первое окошко – надо рассказать о художнике и название картины.
Второе окошко – о березах, какие они.
Третье окошко – о грачах, чем заняты грачи.
Четвертое – про снег, о проталинах.
Пятое окошко – рассказать что находится на втором плане картины, что художник изобразил за березами.
Шестое – расскажите про небо, какое оно.
Седьмое окошко – какие краски использовал художник.
Восьмое окошко- расскажите что вы чувствуете смотря на эту картину, какие эмоции вызывает у вас эта картина.
Дети составляют рассказ опираясь на план-схему.
Рефлексия:
Воспитатель: - Вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?
Воспитатель: -Чем она вам запомнится?
Воспитатель: - Чей рассказ вам больше понравился?
Воспитатель: - Что вам понравилось сегодня на занятии?
Воспитатель: - О чём вы сегодня вечером расскажете родителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»
Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группеТема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по ...

Открытая образовательная деятельность по развитию речи "Составление описательного рассказа по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи:1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;3. Обогащать...

Рассматривание и составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
Знакомство детей с культурным наследием русского народа, закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности. Задачи: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту...

«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
laquo;Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Составление описательных рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: составление описательных рассказов по пейзажной картине....
Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности....