проект "Театральные подмостки"
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Чайка»
«Театральные подмостки»
творческий проект по театрализованной деятельности
для детей средней группы «Пчелки»
Составитель
Сидельцева Индира Галимжановна,
воспитатель МБДОУ
«Яйский детский сад «Чайка»,
высшая квалификационная категория
Яйский муниципальный округ, пгт. Яя
2025
Составитель
Сидельцева Индира Галимжановна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Яйский детский сад «Чайка» Яйского муниципального округа, пгт Яя.
Театральные подмостки [Текст]: Проект / составитель И.Г. Сидельцева – пгт. Яя : Изд-во МБДОУ «Яйский детский сад «Чайка», 2025. – 26с. – Текст : непосредственный.
В данном проекте представлен системный подход по развитию интереса к театральной деятельности младших дошкольников. Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.
Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.
Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время, им скучно и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
У большинства дошкольников к 5 годам не отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, а, скорее всего, преобладает безразличие. Поскольку театр отражает явления окружающей действительности, то недостаточно сформированные знания по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность подробней поработать как с детьми, так и с их родителями. Итак, мы решили узнать о театре все что можно.
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………4
Пояснительная записка…………………………………………………….....6
Этапы проекта………………………………………………………………....9
Реализация проекта…….……………………………………………..……...10
Ожидаемые результаты………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………..……….13
Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема проекта | Театральные подмостки |
Разработчик проекта | Сидельцева Индира Галимжановна |
Исполнители проекта | Педагоги, воспитанники средней группы «Пчелки», их семьи |
База реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка». |
Цель и задачи проекта | Цель проекта: Последовательное знакомство детей с различными видами театра, развитие интереса к театру, любознательности, связной речи, воображения и фантазии. Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка. Задачи проекта: 1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест). 2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей. 3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру. 4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность. 5. Обогатить уголок театрализованной деятельности. 6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь2024 г –апрель 2025г |
Ожидаемые результаты | Повышенный интерес к театру и театрализованным играм. Дети адекватно воспринимают в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. Исполняют ролевые действия. Выразительная речь в играх - драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т. д. В самостоятельных театрализованных играх обустраивают место для игры, перевоплощаются в роли, используют художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит). После просмотра спектакля, оценивают игру актёров (используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки). Имеют в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре; оформляют свой спектакль, используя самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки). У детей и родителей появился интерес к истории театра. Родители вместе с детьми изготовили театр своими руками. Развиты артистические способности детей. |
Продукт | Кукольные представления, игры, игры - импровизации, театральные физкультминутки, развлечения, постановка сказки , различные театры своими руками. |
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей…»
Б. М. Теплов.
Пояснительная записка.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка!
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости - это путь через игру. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Как писал В.А.Сухомлинский: «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.»
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаю это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.
Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).
Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта:
Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Задачи проекта:
1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Тип проекта: групповой, творческий, игровой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2024 г –апрель 2025г
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, игры - импровизации, театральные физкультминутки, развлечения, постановка сказки, создание театральных атрибутов.
Предполагаемый результат проекта:
-Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.
- Улучшение отношений между детьми.
- Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами.
- Развитие артистических способностей детей.
Перечень основных направлений проекта:
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Оформить уголок театрализованной деятельности.
- Изготовить маски и атрибуты.
- Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе.
- Сделать подборку театрализованных игр.
Работа с родителями
- Собрание-практикум «Роль книги в жизни ребёнка»
- Консультация "Волшебный мир театра"
-Наглядно-текстовая информация «Сказка-источник творчества в развитии ребенка»
- Взаимодействие: практикум «Театр на столе»
Этапы проекта
Информационно-аналитический этап: определение уровня знаний в области театрализованной деятельности дошкольного возраста через беседы; обыгрывание, составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы.
Основной этап: выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, инсценировок, мини-сценок, по данной теме.
Организационный этап: разработка проекта: определение целей и задач проекта; утверждение проекта; разработка сценария праздника, мероприятия совместно с муз. руководителем; организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня.
Практический этап:
-Изготовление необходимых материалов для реализации проекта.
-Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон.
-Сотрудничество с родителями: консультация, практикумы, изготовление атрибутов в театральный уголок, выставка рисунков «Моя любимая сказка»
Заключительный этап:
Подведение итогов работы над проектом.
Постановка сказки «Лисичка со скалочкой».
Закрепление полученных знаний.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
- Сбор литературы по данной теме.
- Составление плана работы.
- Разработка содержания проекта.
Основной этап:
Сентябрь
1) Сбор и анализ литературы по данной теме; разработка плана реализации проекта; подборка иллюстративного материала;
2) Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.
3) Беседы «О театре», «История театра», «Что такое театр». Цель: расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства.
4) Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). Задачи: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
5) Артикуляционная гимнастика - чередование упражнений «Трубочка» и «Улыбка».
Октябрь
1) Просмотр познавательных мультфильмов: «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Теремок», «Театр» (м/ф «Смешарики»), «Театр теней» (м/ф «Фиксики») и т.д.
2) Беседа «Культура поведения в театре».Задачи: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.
3) Восприятие художественной литературы и фольклор: чтение стихотворения Агнии Барто «В театре». Задачи: закреплять умение детей внимательно слушать, понимать характер героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью, отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
4) Пополнение предметно-развивающей среды группы: маски-шапочки, настольная театральная ширма, костюмы, маски животных и сказочных героев.
5) Игра на развитие двигательных способностей «Что мы делали, не скажем, а покажем!»
Ноябрь
- Работа с родителями практикум «Роль книги в жизни ребёнка», консультация "Волшебный мир театра"
- Игра для развития мимики «Люблю – не люблю», съели кислый лимон, рассердились на драчуна, удивились, обиделись.
- Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки», «Мизинчик».
- Чтение, обсуждение и пересказ (с помощью пальчикового театра) сказок «Теремок», «Колобок».
- Зарядка для языка «Конфетка», «Самый длинный язычок».
- Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки»; лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Угадай и скажи, о ком я говорю», «Занавес»
Декабрь
- Конструирование «Домик для трех медведей»
- Настольный театр «Репка»
- Игра-драматизация «Колобок»
- Сюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Маши»
- Взаимодействие со школьниками: сказка своими руками «Красная шапочка», обыгрывание ее.
Январь
1)Перевоплощение в новогодних героев.
2) Мимические этюды: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка», «Нарисуй эмоцию».
3) Сюжетно-ролевая игры «Театр», «Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки).
Февраль
1) Раскраски «Мои любимые сказочные герои»
2) СРИ «Котик заболел»
3) Работа с родителями: изготовление театральных атрибутов.
4) Семья Ани Брыковой связали сказку «Теремок»
5) Семья Арышева Ильи - «Репка»
6) Психогимнастика «Разные лица»
Задачи: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.
Март
- Игра – драматизация «Денежкин домик» совместно со школьниками
- Пазлы «Сказочные герои»
- Фотовыставка «Сказка в гостях у ребят»
- Мини-музей «В гостях у сказки»
- Практикум с родителями «Театр на столе»
- Постановка сказки «Лисичка со скалочкой»
Заключительный этап
Апрель
- Пополнение театрального уголка пальчиковым театром: «Три поросенка», «Животные»
- Работа с педагогами: Изготовление театральных атрибутов из бросового материала
- Выставка рисунков (дети-родители) «Моя любимая сказка»
- Защита проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
Дети адекватно воспринимают в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
- Исполняют ролевые действия. Выразительная речь в играх - драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т. д.
- В самостоятельных театрализованных играх обустраивают место для игры, перевоплощаются в роли, используют художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит).
- После просмотра спектакля, оценивают игру актёров (используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки).
- Имеют в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре; оформляют свой спектакль, используя самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).
- У детей и родителей появился интерес к истории театра. Родители вместе с детьми изготовили театр своими руками. Развиты артистические способности детей.
Вывод: Проект был направлен на создания интереса родителей и детей к театру, миру волшебства и загадочности.
В ходе проекта дети и родители узнали об истории театра, также узнали, о том, что бывают разные виды театра.
Родители группы приняли активное участие в конкурсе «Театр своими руками».
Обогатилась предметно-развивающая среда, благодаря усилиям и помощи родителей группы и воспитателей.
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, большинство детей перестали бояться выступать перед зрителями.
Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.
Иначе говоря, проект “Театр и мы” позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.
Список литературы
1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
2. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.3.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
3. Сорокин Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
7. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий дня здоровья, посвященного дню защиты детей. «В поход за радугой» (Театральные подмостки)
Цель: Формирование представлений о культуре, традициях родного краяЗадачи: Развивать навыки изображения драматических произведений на сцене. .Формировать представление о том, что Рос...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Театральные подмостки"...



