Итоговое занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы "Путешествие в Страну Слов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по темам, пройденным в учебном году.
Задачи:
- Обучающие:
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление.
- Развивающие:
Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы. Формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон.
- Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов, проведение дидактических игр «Веселый паровозик» и «Буквы заблудились», просмотр мультипликационных фильмов, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, наблюдение в природе, выполнение физкультурных разминок.
Словарная работа:повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – родственные слова, антонимы, очи, рукавица, термометр.
Методические приемы:
- словесные (беседы по сюжетным картинкам, чтение художественных произведений, словесныеигры «Дополни предложение» «Сравни и назови»);
- наглядные (демонстрация сюжетных картинок, рисунков, просмотр мультфильмов по изучаемой тематике);
- практические (игры в сочетании с вопросами, объяснениями, пояснениями).
Материалы и оборудование:«Волшебная коробочка» с заданиями, мелодии «волшебной музыки», магнитная доска с картинками, набор цветных фишек для звукового разбора слов, карта.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель- Дети, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Дети, какое хорошее слово «здравствуйте».
Кто из вас знает, что означает это слово?
Дети: - Мы с помощью этого слова желаем здоровья друг другу.
- Небо, небо голубое,
- Солнце, солнце золотое.
(идём по кругу, держась за руки)
- Дай нам, солнышко, ответ,
(руки вверх)
- «Ты нас любишь или нет?»
(руки к себе)
- Дарит солнце света луч,
- Освещает всё вокруг!
(машем поднятыми вверх руками)
- Мы берём в ладошки свет,
(ладони складываем лодочкой)
- Улыбаемся в ответ!
(улыбаемся друг другу)
Воспитатель: - Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в Страну Слов. Согласны? Тогда в путь. В путешествие мы отправимся на самолёте.
(воспитатель включает звук летящего самолета)
Воспитатель: - Вот мы и прибыли в сказочную Страну Слов. Посмотрите, здесь какая – то волшебная коробочка. Давайте посмотрим, что в ней.
Дети: - Конечно, посмотрим.
Воспитатель открывает коробочку:
Воспитатель: - Дети, в этой коробочке находится карта с заданиями. При выполнении заданий мы сможем прогуляться по стране слов. Как вы думаете, мы справимся?
Дети: - Да, обязательно.
Воспитатель: - Тогда давайте приступим к выполнению заданий.
Воспитатель: - Дети, но, прежде чем мы приступим к нашим испытаниям, давайте проведем артикуляционную гимнастику. Чтобы давать верные и правильные ответы, нам необходима красивая и четкая речь.
Артикуляционная гимнастика:
«Окно», «Чистим зубы», «Дудочка», «Качели», «Лошадка».
1-е задание
«ВОЛШЕБНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ»
Воспитатель: - Дети, для чего нам нужны слова?
Воспитатель: - Я вам сейчас прочту стихотворение про слова, а вы внимательно послушайте.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – Ёжик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое - смех.
Воспитатель: - Дети, назовите «сладкие слова»
Дети: - (конфета, мороженное, торт, пирожное)
Воспитатель: - Назовите «быстрые слова»
Дети: -(ракета, самолет, поезд)
Воспитатель: - Назовите «колючие слова»
Дети: -(ёжик, иголки, ель, гвоздь, шило)
Воспитатель: - Назовите «вежливые слова»
Дети: - («спасибо»)
Воспитатель: - Назовите «важные слова»
Дети: -(«Родина», «мир»)
Воспитатель:- А «школьные слова» можете назвать?
Дети: - (школа, класс, учитель, ученики)
2-е задание
«Разные по звучанию, одинаковые по значению и наоборот»
Воспитатель: - Вы сейчас назвали очень много разных слов по звучанию, и по значению.
- Слова могут одинаково звучать, но обозначать разные предметы.
- Я вам сейчас буду называть разные слова, а вы попробуйте найти разные значения этих слов.
Труба (на крыше) – труба (муз. инструмент)
Кран (подъемный) – кран (из которого течет вода)
Воспитатель: - А бывают слова разные по звучанию, но они обозначают одни и те же предметы. Пример: Глаза – очи. (на столе находятся картинки с предметами)
Воспитатель: - Варежка – (дети) - рукавица
Воспитатель: - Градусник – (дети) - термометр
Воспитатель: - Молодцы!
Музыкальная физкультминутка: «Нам всем весело»
3-е задание
Игра «Волшебники» (с карточками)
Воспитатель: - Дети, а еще слово можно изменить, заменив всего одну букву.
- Было одно слово, обозначало что-то одно, а заменили букву, получилось совсем другое слово.
- Дети, предлагаю вам игру «Волшебники».
- Будем превращать одни слова в другие.
- На столе лежат карточки с буквами. С помощью этих карточек выкладываем слово ЛОДКА. (дети выполняют задание) - Затем замените в слове одну букву так, чтобы то, в чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА)
- Теперь с помощью карточек с буквами выкладываем слово МАЛИНА. Затем замените в слове одну букву так, чтобы из слова, которым называется ягода, получился транспорт (МАШИНА)
Воспитатель: - Дети, если из некоторых слов убрать всего одну букву, то получится совершенно новое слово.
(На доске воспитатель пишет слово «ЖУК» (картинка)
- Вам нужно убрать одну букву из слова так, чтобы насекомое превратилось в овощ. (ЛУК (картинка)
4-е задание
«Гласные и согласные»
Воспитатель:- Для чего мы с вами используем цветные фишки на занятиях?
(Ответы детей)
- На какие две группы делятся все звуки? (Ответы детей)
- Какие бывают согласные? (Ответы детей)
- Расскажите, какие звуки мы обозначаем красной фишкой? (ответы детей)
- Синей фишкой? (ответы детей)
- Зеленой фишкой? (ответы детей)
Воспитатель: - Дети, посмотрите на доску, какое слово вы видите? Под каждым звуком вы должны наклеить соответствующую фишку. Если звук гласный, то наклеить нужно фишку красного цвета.
- Какой первый звук в слове КОРЗИНА? (Ответы детей)
- Какой последний звук в слове КОРЗИНА? (Ответы детей)
- Чем отличается звук от буквы? (Ответы детей)
- Молодцы, справились с заданием!
5-е задание.
«Родственные слова и слова-антонимы»
Воспитатель: - Дети, что еще вы можете рассказать о словах, какие они бывают? (ответы детей)
Воспитатель: - Какие слова называются родственными?
Дети: - Родственные слова – это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Д/и «Подбери слово»
Воспитатель: - Подберите родственные слова к слову «Цветник»
Дети: -(Цветы, цветик, Цветок)
Воспитатель:- Подберите родственные слова к слову «Рыбак»
Дети: - (Рыба, рыбка, рыбный)
Воспитатель:- Подберите родственные слова к слову «Лес»
Дети: -(лесник, лесной, лесок)
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, что означают слова – антонимы?
( противоположные по значению: Старый – новый.)
Игра Д/и «Скажи наоборот».
Воспитатель: - Дети, подберите антонимы к слову : Радость (печаль, Добрый (злой, Свет (тьма, Большой (маленький, Высокий (низкий, Мягкий (твердый, Холодный (горячий, Длинный (короткий) и т. д.
Воспитатель: - Молодцы! Вы так замечательно справились с заданиями, приготовленными жителями страны слов. А теперь нам необходимо вернуться обратно в свой детский сад, в свою группу. Отправляемся на нашем самолёте. (звучит гул летящего самолёта)
Воспитатель: - Дети, вот и прибыли мы с вами на место. Предлагаю вам попробовать отгадать весёлые загадки, чтобы расслабиться после полёта.
«Веселые загадки»
В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф. (Волк)
Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк. (Медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая ... лисица. (Белка)
В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)
Итог:
- Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
- Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по стране слов»
Надежда Евланова
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по стране слов»
Тема: «Путешествие по стране слов».
Подготовила : Воспитатель
Евланова Н. Л.
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по темам пройденным в учебном году.
Задачи:
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление.
Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы. Формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон.
Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Материалы и оборудование:
Карточки с буквами, цветные фишки, картинки.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, какое хорошее слово «здравствуйте».
Кто из вас знает, что означает это слово?
(Ответы детей)
Артикуляционная гимнастика
1. Упр. «Улыбка», 2. Упр. «Трубочка», 3. Упр. «Заборчик» (2р.)
Упражнение на дыхание «Какой красивый цветок»
(Дети встают, выполняют упражнение)
(Садятся на свои места)
Воспитатель: - Ребята, для чего нам нужны слова?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Я вам сейчас прочту стихотворение про слова, а вы внимательно послушайте.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – Ёжик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое - смех.
Воспитатель: - Дети, назовите «сладкие слова»
(конфета, мороженное, торт, пирожное)
- Назовите «быстрые слова»
(ракета, самолет, поезд)
- Назовите «колючие слова»
(ёжик, иголки, ель, гвоздь, шило)
- Назовите «вежливые слова»
(«спасибо»)
- Назовите «важны слова»
(«Родина», «мир»)
- А «школьные слова» можете назвать?
(школа, класс, учитель, ученики)
Воспитатель: - Вы сейчас назвали очень много разных слов по звучанию, и по значению.
- Слова могут одинаково звучать, но обозначать разные предметы.
- Я вам сейчас буду называть разные слова, а вы попробуйте найти разные значения этих слов.
Труба (на крыше) – труба (муз. инструмент)
Кран (подъемный) – кран (из которого течет вода)
Воспитатель: - А бывают слова разные по звучанию, но они обозначают одни и те же предметы. Пример: Глаза – очи.
Воспитатель: - Варежка – (дети) - рукавица
Воспитатель: - Градусник – (дети) - термометр
Воспитатель: - Молодцы!
Физ. Минутка «Бабочка»
Воспитатель: - Ребята, а еще слово можно изменить заменив всего одну букву.
- Было одно слово, обозначало что-то одно, а заменили букву, получилось совсем другое слово.
Игра «Волшебники» (с карточками).
- Ребята, предлагаю вам игру «Волшебники».
- Будем превращать одни слова в другие.
- У вас на столе лежат карточки с буквами. С помощью этих карточек выкладываем слово ЛОДКА. (дети выполняют задание) - Затем замените в слове одну букву так, чтобы то, в чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА)
- Теперь с помощью карточек с буквами выкладываем слово БАРАН. Затем замените в слове одну букву так, чтобы из слова которым называется животное – Баран, получился сладкий фрукт (БАНАН)
Воспитатель: - Ребята, если из некоторых слов убрать всего одну букву, то получится совершенно новое слово.
(На доске воспитатель пишет слово «КРОТ» (картинка)
- Вам нужно убрать одну букву из слова так, чтобы подземный житель превратился в часть лица. (Рот (картинка)
Воспитатель:- Откройте коробочки с фишками.
- Для чего мы с вами используем цветные фишки на занятиях?
(Ответы детей)
- На какие две группы делятся все звуки? (Ответы детей)
- Какие бывают согласные? (Ответы детей)
- Расскажите, какие звуки мы обозначаем красной фишкой? (ответы детей)
- Синей фишкой? (ответы детей)
- Зеленой фишкой? (ответы детей)
- А для чего нам фишка черного цвета? (ответы детей)
Воспитатель: - Дети, с помощью фишек выкладываем слово «Крот» на столе. (дети выполняют задание)
- Какой первый звук в слове крот? (Ответы детей)
- Какой последний звук в слове крот? (Ответы детей)
- Чем отличается звук от буквы? (Ответы детей)
- Молодцы, справились с заданием!
Физ. Минутка «Наши красные Цветы»
Воспитатель: - Ребята, как можно определить, короткое или длинное слово?
(Ответы детей)
- Предлагаю вам игру: «Назови свое имя».
- Я каждого из вас буду называть по имени, вы должны назвать свое имя длинным словом. (Варя – Варенька и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, как еще мы с вами можем определить сколько слогов в слове? (Ответы детей)
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Дети, как называются слова, состоящие из одного слога и имеющие одну гласную? (Односложные слова : дом, кот, свет нос и т. д.)
Воспитатель: - Дети, как называются слова, состоящие из двух слогов и имеющие две гласные (Двусложные слова : арбуз, кукла, туча, шары и т. д.)
Воспитатель: - Как называют слова, состоящие из трех слогов и имеющие три гласные? (Трехсложные слова : барабан, дорога, собака и т. д.)
Воспитатель: - Дети, назовите двусложные слова, состоящие из открытых слогов. ( Подсказки в виде картинок : Вата, вода, дети, зубы и т. д.)
(Ответы детей)
Воспитатель: - А теперь назовите двусложные слова с закрытым слогом.
(банан, лимон, петух)
(Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, что еще вы можете рассказать о словах, какие они бывают? (ответы детей)
Воспитатель: - Какие слова называются родственными?
Дети: - Родственные слова – это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Д/и «Подбери слово»
Воспитатель: - Подберите родственные слова к слову «Цветник»
(Цветы, цветик, Цветок)
- Подберите родственные слова к слову «Рыбак»
(Рыба, рыбка, рыбный)
- Подберите родственные слова к слову «Лес» (лесник, лесной, лесок)
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, что означают слова – антонимы?
( противоположные по значению: Старый – новый.)
Игра Д/и «Скажи наоборот».
Воспитатель: - Ребята, подберите антонимы к слову : Радость (печаль, Добрый (злой, Свет (тьма, Большой (маленький, Высокий (низкий, Мягкий (твердый, Холодный (горячий, Длинный (короткий) и т. д.
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы повторили много того, чем занимались с вами на наших занятиях.
- Вы старались, и хорошо отвечали.
- Все большие молодцы!
- Наше занятие подошло к концу.
- Давайте скажем волшебные слова нашим гостям на прощание:
Дети: - Спасибо! До свидания! Удачи! Хорошего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать....

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Занятие разработано для детей старшей группы с разнообразными заданиями по развитию речи....

Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы
Программное содержание:Образовательные:- совершенствовать умение составлять рассказ по опорным схемам, по сюжетным картинкам ;-совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по картинкам ;- ...

Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»
Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...

Итоговое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Занимательное путешествие для маленьких знатоков в страну Красивой Речи»
Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:Совершенство...

