Доклад "Логоритмика как метод стимулирования речевой активности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Татьяна Анатольевна Пьянзина

Логоритмика как метод стимулирования речевой активности детей раннего дошкольного возраста в соответствии  с ФГОС дошкольного образования.

Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности. В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться несформированность речевого аппарата и слухового внимания. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать как педагоги, так и родители. Взрослые должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки. Поэтому самое лучшее средство для развития речи малыша – это логоритмика .

Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины.

  • Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
  • Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

В  педагогическом  аспекте  логоритмика  -  это  система  физических  упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и  художественному развитию  детей,  развитию  музыкального  слуха,  внимания  и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон.

На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Основные параметры, по которым планируется решение приоритетных задач, это:

  1. Предречевое и речевое развитие;
  2. Сенсорное развитие;
  3. Развитие общей и ручной моторики;
  4. Социально-эмоциональное развитие.

Применяя логоритмику в своей работе, мы тем самым способствуем быстрому развитию речи и музыкальности малышей, формируем положительный эмоциональный настрой, учим общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения – элементов логоритмики, которая позволит повысить эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста.

Длительность работы над опытом

Работа проводится поэтапно и охватывает период с 2024 по 2025 учебный год.

I этап - констатирующий - сентябрь 2024 - май 2025 года. На начальном этапе осуществляется изучение методической литературы, выявление проблемы, проведение диагностики, сбор и систематизация теоретических и практических материалов по данному разделу, подбор материала и пособий для проведения логоритмических занятий.

II этап - формирующий - ноябрь 2024 - май 2025 года.

На основном этапе ведется работа по развитию речевого аппарата и слухового внимания, формированию лексико-грамматических категорий и развитию психомоторной сферы, были разработаны тематический план и конспекты занятий.

III этап - контрольный - май 2025 года.

На данном этапе проводилась диагностика, которая показывает успешность проделанной работы для решения обозначенной педагогической проблемы.

Теоретический анализ литературы позволил определить основные направления моей работы по развитию речи детей раннего возраста.

  1. Работа с детьми: нормализация мышечного тонуса; упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового); формирование правильного физиологического и речевого дыхания; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); развитие лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, активизация словаря; развитие знаний и представлений об окружающем.
  2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды: создание пособий для дыхательной гимнастики, различных предметов (посуда игрушечная, макеты овощей, фруктов и т.д.), подбор персонажей и игрушек в соответствии с тематическим планированием, книги, картинки, подбор музыкальных дисков с музыкой «Топ-хлоп, малыши!» А. Буренина, Т. Сауко, «Веселая логоритмика». Серия: музыка с мамой. Е. Железновой, «Песенки-Инсценировки». Серия: Музыка с мамой. Е. Железновой.
  3. Работа с родителями: анкетирование родителей; консультации для родителей; оснащение информационного уголка для родителей (буклеты, памятки, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).

Технология описания опыта

Цель и задачи педагогической деятельности: создание условий для развития речи детей раннего возраста средствами логоритмики.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Учить правильному речевому высказыванию, двигательным навыкам и умениям, способности произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координации движений.
  2. Формировать навыки общения в детском коллективе.
  3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое), память (двигательная, зрительная, слуховая).
  4. Воспитывать положительные личностные качества.

Содержание образования и средства достижения цели

В ходе работы реализовала следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Работу в данном направлении я начала вести в группе раннего возраста, что дало возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.

Апробируя данную методику, уже в течение первого года работы, я выявила положительную динамику, прежде всего в речевом развитии детей: на начало года в группе было: четверо не говорящих детей, двое детей имеющих двуязычие в семье, и четверо детей - с тяжёлыми нарушениями речи.

К концу учебного года у всех детей отметилась положительная динамика: отмечены положительные результаты в формировании слоговой структуры слова: дети имеют средний и высокий уровень. Положительная динамика развития речевой деятельности у дошкольников дала толчок для моей дальнейшей продуктивной деятельности.

Работу начала с составления перспективно-тематического плана , в котором были определены темы и содержание логоритмических занятий. На основе этого плана разработала соответствующие конспекты занятий . В соответствии с циклограммой совместной деятельности воспитателя с детьми, логоритмические занятия

проводились 1 раз в неделю 9 минут во вторую половину дня. Существует определенный набор элементов логоритмики.

В зависимости от сюжета, набор элементов изменялся, мы использовали следующие схемы:

Вариант 1

  • Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает);
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);
  • Дыхательные упражнения;
  • Игровые упражнения для развития органов артикуляции;
  • Игра на «музыкальных» инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан);
  • Упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.

Вариант 2

  • Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает);
  • Дыхательные упражнения;
  • Игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению;
  • Танцевальная разминка;
  • Упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.

Следуя данным схемам, любые занятия логоритмики начинались с игровой мотивации: прихода какого-либо персонажа и рассказывания небольшого стихотворения или пения песенки о нем. Дети рассматривали игрушку, гладили ее, называли. Читая стихотворение о персонаже побуждала детей к повторению отдельных слов или фраз. Дети сначала слушают, затем повторяют вместе с воспитателем. Малоговорящие малыши внимательно смотрят на педагога и на сверстников, стараются повторять отдельные слова. Данный прием способствует формированию интереса к взаимодействию с взрослым.

Так, например, создавая игровую ситуацию с котом Василием, рассматривая игрушку кота, дети отвечают на вопрос кто это, какой, что делает. Таким образом, словарь детей обогащается существительными, прилагательными и глаголами (кот, котик, мягкий, красивый, добрый, лакает). Дети рассматривают игрушки: кошки, собаки, зайца и др, картинки из сказок и потешек «Колобок», «Теремок», «Заюшка попляши» и др.

Пальчиковые игры являются одним из постоянных элементов логоритмических занятий. С их помощью развивается мелкая моторика, тренируются дифференцированные и точные движения пальцев рук. Эти упражнения чаще всего не представляют особой сложности для выполнения детьми. Но у малоговорящих детей возникают трудности в выполнении отдельных элементов, требующих определенных точностей, например, соединение пальцев в колечки, рожки улитки, элемент имитации перемалывания муки и т.д. Поэтому, в ходе индивидуальной работы я оказываю помощь, подбадриваю словом. Данные упражнения вызывают у детей положительные эмоции. Дети с большим желанием играют в такие пальчиковые игры как «Этот пальчик дедушка», «Как у нашего кота», «Мышка мылом мыла лапку», «Улитка», «Пышка», «Снежок» и др. Например, для активизации речи в процессе проигрывания пальчиковой гимнастики «Веселая мышка» используется пальчиковый театр, музыкальное сопровождение. Эти приемы побуждают детей повторять слова и движения вместе с педагогом. Для того, чтобы малыши быстрее запомнили текст и научились соединять слова с движениями пальчиковая игра проводилась в медленном темпе, постепенно убыстряя и доводя до нормы. Чтобы к концу года у детей сформировалось координированное движение пальцев рук с речью.

Очень важно научить детей правильно использовать речевое дыхание в процессе высказывания. Отмечается задержки дыхания и дополнительные вдохи. Поэтому особое внимание уделяется работе над речевым дыханием. С его помощью формируется звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети на занятиях вдыхают аромат спелых яблок, дуют на осенние листочки, снежинки, бабочки, прячут лягушку под листик кувшинки и т.д. Очень важно научить малышей вырабатывать правильную воздушную струю. Для этого показывается, как делать губки трубочкой, щечки не надувать (можно помогать ладошками удерживать их) и прямо дуть на предмет находящийся перед ними. Для многих детей это сложно, так как нужно сосредоточиться на правильном укладе губ и стараться не пропускать воздух через щечки. Учить малышей дифференцировать силу выдоха, например, легкий ветерок - сильный ветер.

Песни прекрасно развивают дыхание и голос, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию и координируют слух и голос. С целью обогащения словарного запаса детей, подбирается песенный материал. Для того, чтобы дети легче усвоили ритм и содержание песни, используется прием инсценировки. Например: Обыгрывая ситуацию

«Кукла Маша спешит домой», спрашиваю у детей: «На чем можно быстро доехать?» (автобус, мотоцикл, велосипед, машина). Обращаем внимание на то, какой транспорт есть в группе (машины). Предлагается девочкам посадить кукол в машины и мальчики дружно везли их под сопровождение песни «Машина, машина, идет гудит». В ходе такой инсценировки, дети быстрее и лучше запоминают текст песни и усваивают ритм, машины ехали то быстро, то медленно.

Использовали музыкальные произведения из серии «Топ-хлоп», «Музыка с мамой» Е. Железновой, сборник детских песен.

В силу своих возрастных особенностей у малышей маловыразительная мимика и малоразвитый артикуляционный аппарат, обусловленные вялостью и малоподвижностью мышц лица. Поэтому мы использовали упражнения направленные на развитие артикуляционной моторики. Используя артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье», «Улыбочка», «Лошадка», «Заборчик», на занятиях дети показывали: какое вкусное варенье, как они радуются, как скачет лошадка, какие красивые и белые зубки и др. Артикуляционные упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей. Так как упражнения не просто показывались, а сопровождались художественным словом, у детей они вызывали интерес и положительные эмоции. Дозировка для раннего возраста составляет 2-3 упражнения по 3 повтора каждое. Но так как временной интервал занятия составляет 9 минут, мы ограничивались 1-2 артикуляционными упражнениями по 3 повтора. В силу особенностей развития артикуляционного аппарата детей с 2-3 лет у большей части группы плохо получались такие упражнения как «Качели», «Лошадка», требующие наибольшей подвижности языка. Некоторая часть детей отказывалась участвовать в выполнении данных упражнений. Предполагалось, что это было связано с застенчивостью или огорчением, что не получится. Но так как артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью режима дня, все упражнения прорабатывались

с такими детьми мною индивидуально. Через некоторое время, многие дети уже хорошо справлялись с гимнастикой для язычка.

На занятиях логоритмикой, обязательно включались танцевальные разминки. Разучивание танцевальных движений также проходило поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что давало детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт в танце, способствовал развитию доброжелательных отношений между детьми. Игры с выбором участника или приглашением позволяли задействовать малоактивных детей. В танцевальных разминках и играх оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься. Для того, чтобы дети быстрее и легче запомнили музыку и движения, включали их в утренние гимнастики, режимные моменты. Это помогает добиться успеха в формировании новых умений детей легко двигаться. При этом у некоторых воспитанников возникают трудности в движении ног. Они легко теряют координацию при поднятии одной ноги или подбивание одной ногой другую, прыжки. Малыши с увлеченным интересом и огромным желанием двигаются под такие музыкальные произведения как «Мороз», «Зайчик», «Пугало», «Тук-тук», «Лягушата» из серии «Музыка с мамой» и др. Е. Железновой; «Мишки», «Птички» и др. из серии: «Топ- хлоп, малыши» Т. Сауко  и  А. Буренино; «Виноватая тучка», «Жили у бабуси»,

«Антошка», «Мы - милашки, куклы неваляшки» из сборника «Лучшие детские песенки». Немаловажной задачей стало для нас формирование у детей умения снижать излишнее напряжение, развивать мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно развивается умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Использую такие упражнения как «Лодочка», «Марионетки», «Дерево», «Кулачки»,

«Цветочек» и др. Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. Детям нравятся такие заключительные упражнения, они вызывают у детей положительные эмоции.

В конце каждого занятия проводились релаксационные упражнения. Такие упражнения помогают сосредоточить внимания детей на физических ощущениях в состоянии расслабления. Предлагалось детям послушать музыку природы с закрытыми глазами сидя на стульчиках или лежа на ковре. Релаксационное упражнение сопровождается художественным словом, например, упражнение «Дождик»: дети лежат на ковре, на животе сначала с открытыми глазами. «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

Считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях логоритмики мы отрабатывали не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. Опыт введения логоритмики показывает, что такое построение работы позволяло добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повысило результативность усвоения речевого материала. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяло развивать детские эмоции, пробуждало его мысль и фантазию. Еще одна положительная сторона занятий по логоритмике, что они групповые. Это помогает ребенку активно взаимодействовать со сверстниками.

Немаловажную роль для достижения наибольшей результативности играет обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Так как занятия логоритмики сюжетные и каждые две недели тема меняется, то и оборудование для этого нужно разнообразное. Работая в тесном контакте над занятиями по логоритмике с музыкальным руководителем и логопедом, были созданы и успешно используются:

  • Картотека пальчиковой гимнастики 
  • Картотека дыхательной гимнастики 
  • Картотека артикуляционных упражнений 
  • Картотека стихов по темам недели 
  • Картотека упражнений на регуляцию мышечного тонуса 
  • Картотека упражнений на релаксацию 

Созданы игровые поля для дыхательной гимнастики, отдельные фигурки для поддувания (цветочки, снежинки, бабочки, листики и др.) привлекали внимание своей яркостью. Созданы карточки для показа артикуляционных упражнений. Были подобраны кукольные персонажи, игрушки, картинки, посуда, шишки, карандаши, домик, овощи, фрукты и др. по каждой тематике недели. Создана фонотека, записи музыкальных дисков: «Веселая логоритмика», «Игровая гимнастика», «Игры-инсценировки» Е. Железновой, детские песни из мультиков, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко и А. Буренино.

Один воспитатель не может обеспечить детям необходимую двигательную и речевую активность в течение всего дня, поэтому результативность работы зависит от тесной взаимосвязи и преемственности в работе с родителями.

В каждой семье свои представления как нужно развивать речь ребенка. Для этого проводилось анкетирование на тему «Развитие речи ребенка в домашних условиях» . При помощи качественного и количественного анализа ответов, выяснилось, что основная масса родителей отдает предпочтение развивающим мультикам, программам для детей, музыкальным книгам. Меньшая часть занимаются чтением художественной литературы, рассматриванием картинок с последующим пояснением, проигрывают речевые игры, прогулки с комментариями происходящего.

Через оформление информационных стендов, памяток, буклетов знакомили родителей с отдельными элементами логоритмических занятий с упражнениями, которые можно было проводить дома. Привлечение родителей к участию в пополнении предметно - пространственной среды группы: изготовление пособий для дыхательной гимнастики; приобретение книг с яркими иллюстрациями, игрушек и др.

Таким образом, реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения – элементов логоритмики повысило эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста.

 

Используемая литература:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.: «Петербург –XXI», 1997.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: «ТС СФЕРА», 2007.
  3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  4. Кныш В.А. , Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ», 2009.
  5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
  6. Лопухина И.С. Логопедия- ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: « Дельта».
  7. Лопухина И.С. «Ритм. Речь. Движение» СПб., 1997.
  8. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2- 3года). Практическое пособие. - СПб.: Паритет, 2004. - 112 с.
  9. Мухина     А.Я.,  Михайлова  Н.Ю. (состав.)      Речедвигательная        ритмика,     Москва, Редакционно-издательский центр. 2008 г.
  10. Новиковская        О.А.  Логоритмика        для дошкольников        в        играх и        упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. - СПб.: «Корона- принт», 2005.
  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  12. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика как метод стимулирования речевой активности детей раннего дошкольного возраста в соответствии                              с ФГОС дошкольного образования.

Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности. В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться несформированность речевого аппарата и слухового внимания. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать как педагоги, так и родители. Взрослые должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки. Поэтому самое лучшее средство для развития речи малыша – это логоритмика .

Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины.

  • Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
  • Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

В  педагогическом  аспекте  логоритмика  -  это  система  физических  упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и  художественному развитию  детей,  развитию  музыкального  слуха,  внимания  и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон.

На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Основные параметры, по которым планируется решение приоритетных задач, это:

  1. Предречевое и речевое развитие;
  2. Сенсорное развитие;
  3. Развитие общей и ручной моторики;
  4. Социально-эмоциональное развитие.

Применяя логоритмику в своей работе, мы тем самым способствуем быстрому развитию речи и музыкальности малышей, формируем положительный эмоциональный настрой, учим общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения – элементов логоритмики, которая позволит повысить эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста.

Длительность работы над опытом

Работа проводится поэтапно и охватывает период с 2024 по 2025 учебный год.

I этап - констатирующий - сентябрь 2024 - май 2025 года. На начальном этапе осуществляется изучение методической литературы, выявление проблемы, проведение диагностики, сбор и систематизация теоретических и практических материалов по данному разделу, подбор материала и пособий для проведения логоритмических занятий.

II этап - формирующий - ноябрь 2024 - май 2025 года.

На основном этапе ведется работа по развитию речевого аппарата и слухового внимания, формированию лексико-грамматических категорий и развитию психомоторной сферы, были разработаны тематический план и конспекты занятий.

III этап - контрольный - май 2025 года.

На данном этапе проводилась диагностика, которая показывает успешность проделанной работы для решения обозначенной педагогической проблемы.

Теоретический анализ литературы позволил определить основные направления моей работы по развитию речи детей раннего возраста.

  1. Работа с детьми: нормализация мышечного тонуса; упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового); формирование правильного физиологического и речевого дыхания; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); развитие лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, активизация словаря; развитие знаний и представлений об окружающем.
  2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды: создание пособий для дыхательной гимнастики, различных предметов (посуда игрушечная, макеты овощей, фруктов и т.д.), подбор персонажей и игрушек в соответствии с тематическим планированием, книги, картинки, подбор музыкальных дисков с музыкой «Топ-хлоп, малыши!» А. Буренина, Т. Сауко, «Веселая логоритмика». Серия: музыка с мамой. Е. Железновой, «Песенки-Инсценировки». Серия: Музыка с мамой. Е. Железновой.
  3. Работа с родителями: анкетирование родителей; консультации для родителей; оснащение информационного уголка для родителей (буклеты, памятки, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).

Технология описания опыта

Цель и задачи педагогической деятельности: создание условий для развития речи детей раннего возраста средствами логоритмики.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Учить правильному речевому высказыванию, двигательным навыкам и умениям, способности произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координации движений.
  2. Формировать навыки общения в детском коллективе.
  3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое), память (двигательная, зрительная, слуховая).
  4. Воспитывать положительные личностные качества.

Содержание образования и средства достижения цели

В ходе работы реализовала следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Работу в данном направлении я начала вести в группе раннего возраста, что дало возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.

Апробируя данную методику, уже в течение первого года работы, я выявила положительную динамику, прежде всего в речевом развитии детей: на начало года в группе было: четверо не говорящих детей, двое детей имеющих двуязычие в семье, и четверо детей - с тяжёлыми нарушениями речи.

К концу учебного года у всех детей отметилась положительная динамика: отмечены положительные результаты в формировании слоговой структуры слова: дети имеют средний и высокий уровень. Положительная динамика развития речевой деятельности у дошкольников дала толчок для моей дальнейшей продуктивной деятельности.

Работу начала с составления перспективно-тематического плана (Приложение 1), в котором были определены темы и содержание логоритмических занятий. На основе этого плана разработала соответствующие конспекты занятий (Приложение 2). В соответствии с циклограммой совместной деятельности воспитателя с детьми, логоритмические занятия

проводились 1 раз в неделю 9 минут во вторую половину дня. Существует определенный набор элементов логоритмики.

В зависимости от сюжета, набор элементов изменялся, мы использовали следующие схемы:

Вариант 1

  • Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает);
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);
  • Дыхательные упражнения;
  • Игровые упражнения для развития органов артикуляции;
  • Игра на «музыкальных» инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан);
  • Упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.

Вариант 2

  • Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает);
  • Дыхательные упражнения;
  • Игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению;
  • Танцевальная разминка;
  • Упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.

Следуя данным схемам, любые занятия логоритмики начинались с игровой мотивации: прихода какого-либо персонажа и рассказывания небольшого стихотворения или пения песенки о нем. Дети рассматривали игрушку, гладили ее, называли. Читая стихотворение о персонаже побуждала детей к повторению отдельных слов или фраз. Дети сначала слушают, затем повторяют вместе с воспитателем. Малоговорящие малыши внимательно смотрят на педагога и на сверстников, стараются повторять отдельные слова. Данный прием способствует формированию интереса к взаимодействию с взрослым.

Так, например, создавая игровую ситуацию с котом Василием, рассматривая игрушку кота, дети отвечают на вопрос кто это, какой, что делает. Таким образом, словарь детей обогащается существительными, прилагательными и глаголами (кот, котик, мягкий, красивый, добрый, лакает). Дети рассматривают игрушки: кошки, собаки, зайца и др, картинки из сказок и потешек «Колобок», «Теремок», «Заюшка попляши» и др.

Пальчиковые игры являются одним из постоянных элементов логоритмических занятий. С их помощью развивается мелкая моторика, тренируются дифференцированные и точные движения пальцев рук. Эти упражнения чаще всего не представляют особой сложности для выполнения детьми. Но у малоговорящих детей возникают трудности в выполнении отдельных элементов, требующих определенных точностей, например, соединение пальцев в колечки, рожки улитки, элемент имитации перемалывания муки и т.д. Поэтому, в ходе индивидуальной работы я оказываю помощь, подбадриваю словом. Данные упражнения вызывают у детей положительные эмоции. Дети с большим желанием играют в такие пальчиковые игры как «Этот пальчик дедушка», «Как у нашего кота», «Мышка мылом мыла лапку», «Улитка», «Пышка», «Снежок» и др. Например, для активизации речи в процессе проигрывания пальчиковой гимнастики «Веселая мышка» используется пальчиковый театр, музыкальное сопровождение. Эти приемы побуждают детей повторять слова и движения вместе с педагогом. Для того, чтобы малыши быстрее запомнили текст и научились соединять слова с движениями пальчиковая игра проводилась в медленном темпе, постепенно убыстряя и доводя до нормы. Чтобы к концу года у детей сформировалось координированное движение пальцев рук с речью.

Очень важно научить детей правильно использовать речевое дыхание в процессе высказывания. Отмечается задержки дыхания и дополнительные вдохи. Поэтому особое внимание уделяется работе над речевым дыханием. С его помощью формируется звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети на занятиях вдыхают аромат спелых яблок, дуют на осенние листочки, снежинки, бабочки, прячут лягушку под листик кувшинки и т.д. Очень важно научить малышей вырабатывать правильную воздушную струю. Для этого показывается, как делать губки трубочкой, щечки не надувать (можно помогать ладошками удерживать их) и прямо дуть на предмет находящийся перед ними. Для многих детей это сложно, так как нужно сосредоточиться на правильном укладе губ и стараться не пропускать воздух через щечки. Учить малышей дифференцировать силу выдоха, например, легкий ветерок - сильный ветер.

Песни прекрасно развивают дыхание и голос, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию и координируют слух и голос. С целью обогащения словарного запаса детей, подбирается песенный материал. Для того, чтобы дети легче усвоили ритм и содержание песни, используется прием инсценировки. Например: Обыгрывая ситуацию

«Кукла Маша спешит домой», спрашиваю у детей: «На чем можно быстро доехать?» (автобус, мотоцикл, велосипед, машина). Обращаем внимание на то, какой транспорт есть в группе (машины). Предлагается девочкам посадить кукол в машины и мальчики дружно везли их под сопровождение песни «Машина, машина, идет гудит». В ходе такой инсценировки, дети быстрее и лучше запоминают текст песни и усваивают ритм, машины ехали то быстро, то медленно.

Использовали музыкальные произведения из серии «Топ-хлоп», «Музыка с мамой» Е. Железновой, сборник детских песен.

В силу своих возрастных особенностей у малышей маловыразительная мимика и малоразвитый артикуляционный аппарат, обусловленные вялостью и малоподвижностью мышц лица. Поэтому мы использовали упражнения направленные на развитие артикуляционной моторики. Используя артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье», «Улыбочка», «Лошадка», «Заборчик», на занятиях дети показывали: какое вкусное варенье, как они радуются, как скачет лошадка, какие красивые и белые зубки и др. Артикуляционные упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей. Так как упражнения не просто показывались, а сопровождались художественным словом, у детей они вызывали интерес и положительные эмоции. Дозировка для раннего возраста составляет 2-3 упражнения по 3 повтора каждое. Но так как временной интервал занятия составляет 9 минут, мы ограничивались 1-2 артикуляционными упражнениями по 3 повтора. В силу особенностей развития артикуляционного аппарата детей с 2-3 лет у большей части группы плохо получались такие упражнения как «Качели», «Лошадка», требующие наибольшей подвижности языка. Некоторая часть детей отказывалась участвовать в выполнении данных упражнений. Предполагалось, что это было связано с застенчивостью или огорчением, что не получится. Но так как артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью режима дня, все упражнения прорабатывались

с такими детьми мною индивидуально. Через некоторое время, многие дети уже хорошо справлялись с гимнастикой для язычка.

На занятиях логоритмикой, обязательно включались танцевальные разминки. Разучивание танцевальных движений также проходило поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что давало детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт в танце, способствовал развитию доброжелательных отношений между детьми. Игры с выбором участника или приглашением позволяли задействовать малоактивных детей. В танцевальных разминках и играх оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься. Для того, чтобы дети быстрее и легче запомнили музыку и движения, включали их в утренние гимнастики, режимные моменты. Это помогает добиться успеха в формировании новых умений детей легко двигаться. При этом у некоторых воспитанников возникают трудности в движении ног. Они легко теряют координацию при поднятии одной ноги или подбивание одной ногой другую, прыжки. Малыши с увлеченным интересом и огромным желанием двигаются под такие музыкальные произведения как «Мороз», «Зайчик», «Пугало», «Тук-тук», «Лягушата» из серии «Музыка с мамой» и др. Е. Железновой; «Мишки», «Птички» и др. из серии: «Топ- хлоп, малыши» Т. Сауко  и  А. Буренино; «Виноватая тучка», «Жили у бабуси»,

«Антошка», «Мы - милашки, куклы неваляшки» из сборника «Лучшие детские песенки». Немаловажной задачей стало для нас формирование у детей умения снижать излишнее напряжение, развивать мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно развивается умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Использую такие упражнения как «Лодочка», «Марионетки», «Дерево», «Кулачки»,

«Цветочек» и др. Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. Детям нравятся такие заключительные упражнения, они вызывают у детей положительные эмоции.

В конце каждого занятия проводились релаксационные упражнения. Такие упражнения помогают сосредоточить внимания детей на физических ощущениях в состоянии расслабления. Предлагалось детям послушать музыку природы с закрытыми глазами сидя на стульчиках или лежа на ковре. Релаксационное упражнение сопровождается художественным словом, например, упражнение «Дождик»: дети лежат на ковре, на животе сначала с открытыми глазами. «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

Считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях логоритмики мы отрабатывали не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. Опыт введения логоритмики показывает, что такое построение работы позволяло добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повысило результативность усвоения речевого материала. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяло развивать детские эмоции, пробуждало его мысль и фантазию. Еще одна положительная сторона занятий по логоритмике, что они групповые. Это помогает ребенку активно взаимодействовать со сверстниками.

Немаловажную роль для достижения наибольшей результативности играет обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Так как занятия логоритмики сюжетные и каждые две недели тема меняется, то и оборудование для этого нужно разнообразное. Работая в тесном контакте над занятиями по логоритмике с музыкальным руководителем и логопедом, были созданы и успешно используются:

  • Картотека пальчиковой гимнастики (Приложение 3)
  • Картотека дыхательной гимнастики (Приложение 4)
  • Картотека артикуляционных упражнений (Приложение 5)
  • Картотека стихов по темам недели (Приложение 6)
  • Картотека упражнений на регуляцию мышечного тонуса (Приложение 7)
  • Картотека упражнений на релаксацию (Приложение 8)

Созданы игровые поля для дыхательной гимнастики, отдельные фигурки для поддувания (цветочки, снежинки, бабочки, листики и др.) привлекали внимание своей яркостью. Созданы карточки для показа артикуляционных упражнений. Были подобраны кукольные персонажи, игрушки, картинки, посуда, шишки, карандаши, домик, овощи, фрукты и др. по каждой тематике недели. Создана фонотека, записи музыкальных дисков: «Веселая логоритмика», «Игровая гимнастика», «Игры-инсценировки» Е. Железновой, детские песни из мультиков, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко и А. Буренино.

Один воспитатель не может обеспечить детям необходимую двигательную и речевую активность в течение всего дня, поэтому результативность работы зависит от тесной взаимосвязи и преемственности в работе с родителями.

В каждой семье свои представления как нужно развивать речь ребенка. Для этого проводилось анкетирование на тему «Развитие речи ребенка в домашних условиях» (Приложение 9). При помощи качественного и количественного анализа ответов, выяснилось, что основная масса родителей отдает предпочтение развивающим мультикам, программам для детей, музыкальным книгам. Меньшая часть занимаются чтением художественной литературы, рассматриванием картинок с последующим пояснением, проигрывают речевые игры, прогулки с комментариями происходящего.

Через оформление информационных стендов, памяток, буклетов знакомили родителей с отдельными элементами логоритмических занятий с упражнениями, которые можно было проводить дома. Привлечение родителей к участию в пополнении предметно - пространственной среды группы: изготовление пособий для дыхательной гимнастики; приобретение книг с яркими иллюстрациями, игрушек и др.

Таким образом, реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения – элементов логоритмики повысило эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста.

Логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально ритмического и физического воспитания. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе игр отрабатывать артикуляционные, мимические упражнения. Логоритмические приемы работы позволили детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию

дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Используемая литература:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.: «Петербург –XXI», 1997.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: «ТС СФЕРА», 2007.
  3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  4. Кныш В.А. , Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ», 2009.
  5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
  6. Лопухина И.С. Логопедия- ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: « Дельта».
  7. Лопухина И.С. «Ритм. Речь. Движение» СПб., 1997.
  8. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2- 3года). Практическое пособие. - СПб.: Паритет, 2004. - 112 с.
  9. Мухина        А.Я.,        Михайлова        Н.Ю.        (состав.)        Речедвигательная        ритмика,        Москва, Редакционно-издательский центр. 2008 г.
  10. Новиковская        О.А.        Логоритмика        для дошкольников        в        играх        и        упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. - СПб.: «Корона- принт», 2005.
  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО

«Издательство АСТ», 2004;

  1. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение речевой активности детей раннего дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности

Этот материал предлагается для родителей дошкольников. Здесь раскрываются подробно вопросы о том, почему ребенку бывает трудно заговорить и советы родителям по преодолению подобных проблем....

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста».

Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в...

«Логоритмика как метод стимулирования речевой активности детей раннего возраста»

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего  возраста;Задачи: познакомить воспитателей с особенностями логоритмических занятий.Ход мероприятия:Речь маленьки...

"Логоритмика - как метод стимулирования речевой активности детей раннего возраста"

Познакомить воспитателей с особенностями логоритмических упражнений.- Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.Ранний возраст является наиболее важным в развитии в...

«Современные методы и приёмы стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Современные методы и приёмы стимулирования речевой активности детей младшего дошкольного  возраста»Цель: Повысить компетентность педагогов, поделиться методами и приёмами стимулирова...

2024г. Социально-коммуникативное развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях ФОП дошкольного образования

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...