Методическая разработка на тему: "Развитие речи у детей 4-5 лет посредством сказки"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Методическая разработка содержит материалы, необходимые для развития речи младших дошкольников посредствам сказки: диагностическая методика выявления уровня развития речи, конспекты непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению со сказкой, наглядные пособия (мнемотаблицы и иллюстрации к сказкам), речевые игры и упражнения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 320 ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
Методическая разработка
Тема: Развитие речи у детей 4-5 лет посредством сказки
Автор:
Нефедова Вероника Геннадьевна
Воспитатель МОУ д /с № 320
Волгоград
Аннотация: Данная методическая разработка содержит материалы, необходимые для развития речи младших дошкольников посредствам сказки: диагностическая методика выявления уровня развития речи, конспекты непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению со сказкой, наглядные пособия (мнемотаблицы и иллюстрации к сказкам), речевые игры и упражнения. Педагогам также будут интересны рекомендации по оформлению центра художественно – речевого творчества.
Разработка может быть полезна воспитателям дошкольных общеобразовательных учреждений.
Актуальность
В настоящее время, к сожалению, не часто можно встретить детей с богатым словарным запасом и грамотной речью. Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольников, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих.
Однако нельзя недооценивать роль родного языка, который помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие развития ребенка. В этом большую роль и оказывает сказка. Ее воспитательные возможности велики. Играя в сказку, дети знакомятся с окружающим миром, а обсуждение действий героев сказки заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Через восприятие сказок мы развиваем внутренний мир ребёнка, фантазию, наблюдательность, повышаем уверенность в себе. Кроме того, дети, которым много читали, лучше усваивают школьный материал, легче учат стихи и иностранные языки. Именно поэтому возникла идея использования сказки для развития речи младших дошкольников.
В настоящее время разработано много программ для речевого развития дошкольников. Однако, сказки – это жанр, который можно считать оптимальным содержанием художественно – речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаётся наиболее благоприятные условия для совершенствования выразительности речи, а также для речевого самовыражения ребёнка.
Из всего многообразия речевого дидактического материала я отобрала для работы с детьми самый интересный и недорогостоящий и систематизировала его.
Современные дошкольники ведут малоподвижный образ жизни, часто испытывают двигательную недостаточность, поэтому в своей работе над грамматически правильной речью детей я использовала и подвижные упражнения со сказочным сюжетом. Чередование дидактических и подвижных игр позволяет не перегружать детей, помогает снять эмоциональное напряжение.
Данная система нашла отражение в перспективном плане, который разработан на два года. Организации работы в соответствии с этим планом позволяет достичь поставленной цели.
Моя работа по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки я построена с учётом ФГТ и в ней находят своё отражение основные образовательные области: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: Развитие речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование сказки.
Задачи:
1. Создать в окружении младших дошкольников развивающую среду и условия для развития речи.
2. Подобрать эффективные игры и упражнения, способствующие развитию связной речи, обогащению словарного запаса, усвоению грамматически правильной речи и ее звуковой культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
3. Организовать работу по развитию речи у дошкольников посредством сказки в процессе совместной деятельности взрослого и детей.
- Развивать у детей устойчивый интерес к сказке.
- В процессе знакомства со сказками воспитывать нравственные чувства: отзывчивость, умение сопереживать.
Содержание работы
В ходе наблюдения за деятельностью младших дошкольников стало очевидно, что речь ребёнка трёх – четырех лет весьма несовершенна. Наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, не используются некоторые грамматические формы.
С группой детей четырех лет была проведена первичная диагностика речевого развития. Для этого подобран и разработан диагностический материал. Анализ проведённой диагностики указывает на необходимость проведения систематической и последовательной работы по развитию речи младших дошкольников.
Работа была организованна по двум направлениям:
- работа по самообразованию педагога.
- работа педагога с детьми.
Работа педагога по самообразованию:
- углубленное изучение методической, педагогической литературы по данному направлению (методики Зинкевич - Евстегнеевой Т.Д., Набойкиной Е.Л., Вачковой И.В., Ушаковой О.С., Шороховой О.А. и других);
- знакомство с материалами из опыта работы коллег;
- обзор информации в сети Интернет по теме;
- участие в методическом объединении на базе МОУ Центра развития – детского сада №351 Ворошиловского района г. Волгограда на тему: «Современные подходы к организации педагогического процесса в развитии речевой деятельности младших и средних дошкольников».
Накопленный в ходе самообразования опыт был использован при организации работы по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Мною были подобраны сказки в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.
Составлена картотека игр и упражнений со сказочным сюжетом, используемых для развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Подбор речевых игр по критериям позволяет, не перегружая детей, достигнуть поставленной цели.
Критерии отбора игр:
- Соответствие возрастным особенностям дошкольников.
- Соответствие речевым задачам, решаемым на каждом этапе работы со сказкой.
- Творческий потенциал игры
Разработала перспективный план работы по развитию речи с детьми 4-5 лет с использованием дидактических игр и подвижных упражнений со сказочным сюжетом. План разработан на два года.
В работе по развитию речи дошкольников посредством сказки выдела несколько этапов:
- Ознакомление со сказкой: чтение или рассказывание сказки детям, совместное обсуждение содержания произведения.
- Использование игр и упражнений по сюжету сказки для речевого развития дошкольников.
- Пересказ сказки при помощи опорных картинок, мнемотаблиц.
- Инсценировка отрывка или самой сказки, игра – драматизация.
Большое значение в речевом развитии дошкольников имеет грамотная организация игровой среды. В группе с помощью родителей был оформлен центр художественно – речевого творчества. Это специально отведённое место, тематически оснащенное и, определённым образом художественно оформлено. Игровой материал используется как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельной игровой деятельности детей и позволяет решать следующие задачи: развития грамматических навыков речи и формирование словаря дошкольников, подготовка детей к обучению рассказыванию, воспитанию звуковой культуры речи. Все оборудование и атрибуты безопасны для жизни и здоровья ребёнка.
В реализации поставленных задач очень важно сотрудничество с семьей. С помощью родителей воспитанников создавались макеты литературных произведений, атрибуты для игры в сказку: декорации, костюмы. Дошкольники 4-5 лет с удовольствием придумывают концовки к знакомым сказкам и сочиняют свои сказки. В нашей группе был оформлен альбом «Путешествие в мир сказок», куда мы записывали детские сочинения, которые зачитывались в присутствии авторов другим детям и взрослым. В группе регулярно организовывались игры - драматизации по сказкам: «Колобок», «Репка», «Козлятки и волк». Для родителей и детей других групп были разыграны целые представления «Снегурушка и лиса», «Теремок».
Развитие речи младших дошкольников зависит от увлеченности самого воспитателя, который всегда найдет способ заинтересовать детей «игрой в сказку», создаст спокойный и доброжелательный характер игры.
Итогом проведения работы по развитию речи младших дошкольников посредством сказки стала контрольная диагностика детей 4-5 лет. Диагностика показала, что дети успешно овладевают языковой выразительностью речи, у них активизируется и обогащается словарь. Ответы детей стали более полными. Большинство дошкольников умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются сочинять свои. Через игры – драматизации и инсценировки ребята учатся не только правильному звукопроизношению, но и эмоциональному сопереживанию. «Путешествие по сказкам» пробуждает фантазию и образное мышление, дают простор творчеству.
Конспекты занятий по сказкам
Тема: Путешествие в сказку (по мотивам русской народной сказки «Колобок»)
Знакомство со сказкой
Задачи:
- Совершенствовать общую моторику; обогащать словарь ребенка за счет звукоподражаний (ы-ы-ы, р-р, ам), имен существительнымх (лиса, заяц, волк, медведь), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в именительном падеже.
- Развивать зрительное и слуховое внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурное изображение героев сказки; умение вслушиваться в речь взрослого.
Материал: фигурки из настольного театра к сказке.
Знакомство со сказкой. Предложите ребенку послушать сказку. Рассказывайте сказку, выставляя персонажей — фигурки из настольного кукольного театра —на цветную сюжетную картинку.
Предложите ребенку в соответствии с его речевыми возможностями повторять звукоподражания и слова, произносимые вами в процессе рассказывания сказки. («Дед», «баба», «прыг-прыг» (зайка), «ы-ы-ы» (волк), «р-р-р» (медведь), «о!»—удивление, «ам!».)
Игровое упражнение «Угадай по движению». Предложите ребенку имитировать движения (походку) героев сказки — попрыгать, как зайчик; походить, как медведь; побегать, как лиса; показать, как катится Колобок.
Игра «Что сначала, что потом». Поставьте на стол персонажей сказки из настольного кукольного театра. Попросите ребенка посмотреть на них и сказать (или показать), кого сначала повстречал колобок. Спросите: «Кого Колобок повстречал потом? Кого Колобок встретил после волка?
Играем в сказку «Колобок»
Задачи:
- Расширять активный словарь ребенка за счет имен прилагательных (длинный, пушистый, острые); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в винительном и родительном падежах; употреблять в активной речи предлог «у».
- Развивать зрительное внимание — умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев; развивать слуховое внимание — умение вслушиваться в речь взрослого; развивать зрительную память — обучение глобальному чтению
- Вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «где это? », «кто это?», «что это? », не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.
Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки). Рассказывайте (читайте) сказку по тексту, приостанавливаясь при появлении каждого героя. Давайте ребенку предметную картинку с его изображением.
По ходу действия сказки ребенок последовательно выкладывает на столе картинки с изображением всех персонажей сказки по мере их появления и называет каждого героя.
Игра «Кто за кем». Предложите ребенку рассказать, кого встретил Колобок. (Зайца, волка, медведя, лису.)
Попросите его договорить фразу, глядя на изображения колобка и лисы. Ок, ок, ок, у меня ... (колобок). Ка, ка, ка, нет уже ... (колобка). Ок, ок, ок, лиса съела ... (колобок).
Игра «Большой – маленький» Предложите ребенку посмотреть на фигурки персонажей сказки и ответить, кто из них самый большой, а кто — самый маленький. Попрос ите расставить зверей по росту (от самого большого до самого маленького).
Речевая игра «У кого что?» (употребление предлога «у»). Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и отгадать загадки.
У кого длинные уши? (У зайца.)
У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.)
У кого вкусный бочок, нет ни рук, ни ног? (У колобка.)
У кого серая шуба, острые зубы? (У волка.)
Игра «Кто где живёт?». Покажите ребенку контурные изображения животных и расскажите, что одни живут в лесу, другие — в доме, который построил им человек. Попросите ребенка показать или сказать, кто из этих животных живет в лесу.
Игра « Кто где спрятался». Поставьте на стол фигурки персонажей из настольного кукольного театра. Предложите ребенку внимательно посмотреть на них. Попросите ребенка отвернуться, а сами в этот момент уберите одну фигурку. Предложите ему повернуться и спросите: «Кто спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
Игра «Колобок». Предложите ребенку рассказать, от кого Колобок ушел, а от кого он не смог уйти.
Колобок ушел ... от бабушки. Колобок ушел ... от дедушки. Колобок ушел ... от от зайца. Колобок ушел ... от от волка. Колобок ушел ... от от медведя. Колобок не ушел ... от лисы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театральной деятельности»
Театр — один из видов искусства, помогающий решить в детском саду многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: с художественным образованием и воспитанием детей; формированием э...

Методическая разработка на тему "Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности"
Один из методов связной речи...

Методическая разработка по теме: " Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр".
Актуальность на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то. как развивается ребенок. свидетельствует о его интелектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мо...

Методическая разработка по теме: " Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр".
Актуальность на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то. как развивается ребенок. свидетельствует о его интелектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мо...

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»
laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...

Методическая разработка на тему "Развитие координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста"
laquo;На самолете» (р/у)Раз, два, три, четыре, пять(хлопки в ладоши 5 раз)Будем острова искать(посмотреть из-под ладони)В самолете мы летим, острова найти хотим(руки расставить в стороны)Полети...
