Круглый стол «Проблемы и пути решения развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Задера (Маркова)Таисья Витальевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы и пути решения речевого развития детей дошкольного возраста

Слайд 2

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Слайд 3

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми. Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе? 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями

Слайд 4

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

Слайд 5

В общем таких проблем очень много. Но вот ребенок поступил в детский сад. Как и в норме, так и в патологии речевое развитие представляет собой сложный и многообразный процесс. Поэтому развитию речи в детских садах уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.

Слайд 6

Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Мы педагоги обязаны создать максимально благоприятные для этого условия, т. е. речевую развивающую среду. Это не только предметное окружение, но и роль взрослого в организации воздействия на становление различной стороны речи дошкольника.

Слайд 7

Пути решения

Слайд 8

Речь педагога Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого: Речь должна быть содержательной, логичной и точной. Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка). Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной. В речи должно использоваться художественное слово. Речь должна быть выразительной. Речь должна быть эмоционально насыщенной. Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться. Слова произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки. Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет. В речи взрослый должен использовать вербальные и невербальные средства общения. Слова взрослого должны соответствовать его делам.

Слайд 9

Звукопостановка

Слайд 10

Связная речь Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Слайд 11

Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями. И наша с вами задача их научить, показать, помочь. Потому что на деле мы видим повышенную занятость родителей на работе и большинство из них вообще плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. Только при тесном взаимодействии детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Слайд 2

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми. Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

Слайд 3

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Слайд 4

Типичные проблемы развития речи дошкольника: -Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. -Бедность речи. Недостаточный словарный запас. -Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений. -Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. -Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо) -Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. -Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. -Плохая дикция. В целом уровень речевого развития у современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

Слайд 5

В общем таких проблем очень много. Но вот ребенок поступил в детский сад. Как и в норме, так и в патологии речевое развитие представляет собой сложный и многообразный процесс. Поэтому развитию речи в детских садах уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.

Слайд 6

Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Если учесть, что сегодняшние дошкольники обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной. Е.И. Тихеева говорила: «… В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития»

Слайд 7

Мы педагоги обязаны создать максимально благоприятные для этого условия, т. е. речевую развивающую среду. Это не только предметное окружение, но и роль взрослого в организации воздействия на становление различной стороны речи дошкольника.

 1. Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. 2. Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого: 5 -Речь должна быть содержательной, логичной и точной. -Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка). -Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной. -В речи должно использоваться художественное слово. -Речь должна быть выразительной. -Речь должна быть эмоционально насыщенной. -Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться. -Слова произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки. -Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет. -В речи взрослый должен использовать вербальные и невербальные средства общения. -Слова взрослого должны соответствовать его делам. 3. Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. 4. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность. Чтение художественной литературы проводится ежедневно в совместной деятельности с детьми. 6. Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно– пространственную среду. «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. 7. Работа с родителями.

Слайд 8

Речь Педагога

Слайд 9 Звукопостановка

Что такое постановка звуков

Постановка звуков — это процесс во время которого малыш, при активном участии логопеда и родителей, учится правильно произносить звуки русской речи.

Постановка звуков состоит из четырёх этапов: подготовительного, этапа постановки изолированного звука, этапа автоматизации и этапа дифференциации. Давайте теперь более подробно разберём каждый из них.

Подготовительный этап

На первом этапе мы подготавливаем артикуляционный аппарат малыша к произношению звуков русской речи: малыш занимается пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, учится правильно дуть, воспринимать и различать на слух звуки родной речи. Чем лучше будет подготовлен артикуляционный аппарат малыша на этом этапе, тем легче ему будет учится правильно произносить новые для него звуки.

Особенность подготовительного этапа такова, что очень много здесь зависит от времени, затраченного родителями на выполнение домашних заданий и закрепления разученных на занятии с логопедом упражнений.

Этап постановки изолированного звука

После того, как мама и логопед подготовили артикуляционный аппарат малыша к произношению звуков, логопед начинает учить малыша правильно произносить отдельные звуки, например, звуки С, Ш, Р, то есть те звуки, ошибки в произношении которых были выявлены логопедом на диагностике.

На этапе постановки изолированного звука, в отличии от подготовительного, главную роль играет логопед и родители должны внимательно выполнять его рекомендации и ни в коем случае не торопиться, поощряя или заставляя малыша произносить новые и трудные для него звуки в словах и предложениях, когда он ещё не научился произносить эти звук изолированно.

Хорошая новость, если логопед и родители потратили достаточно времени на подготовительном этапе, у малыша отсутствуют неврологические нарушения, например, дизартрия, то поставить звук можно за несколько занятий.

Этап автоматизации звука

Когда малыш уже научился правильно произносить отдельные звуки, можно переходить к следующему этапу — этапу автоматизации. Здесь малыш учится произносить трудные для него звуки сначала в слогах и словах, затем чистоговорках и стихах, и, наконец, в предложениях и спонтанной (заранее неподготовленной) речи.

Как правило, процесс автоматизации самый долгий. Если на постановку изолированного звука может потребоваться всего несколько занятий, то на его автоматизацию, то есть на время за которое малыш научится правильно произносить этот звук в повседневной речи не спотыкаясь на нем, может потребоваться от одного до нескольких месяцев.

На этапе автоматизации звуков, точно также, как и на подготовительном этапе, очень много зависит от родителей. Ежедневные пятнадцатиминутные занятия мамы с малышом, в дополнение к занятиям малыша с логопедом, позволят значительно сократить время введения трудных звуков в речь малыша.

Этап дифференциации звука

Следующим по списку, идет этап дифференциации — умения правильно употреблять в спонтанной речи схожие по звучанию звуки, например, Б и П, Д и Т.

Дифференциация звуков обычно проходит параллельно с этапом автоматизации и требуется далеко не всем малышам. Но бывает и так, что научившись произносить новый для него звук, малыш начинает заменять этим звуком схожие и, при этом, ранее правильно произносимые звуки. Например, сок становится шоком, лодка — роткой и так далее. Это очень пугает родителей, которые видят, что поставив один звук, мы испортили другой. Пугаться этого не стоит, здесь нет ничего страшного, упражнения по дифференциации звуков позволяют от этого избавиться.

Надеюсь, что эта статья поможет родителям лучше понять как строится процесс коррекции недостатков произношения у детей и почему, даже водя малыша к самому лучшему логопеду в городе, не стоит пренебрегать домашними заданиями.

Слайд 10

Связная речь

Слайд 11

Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями. И наша с вами задача их научить, показать, помочь. Потому что на деле мы видим повышенную занятость родителей на работе и большинство из них вообще плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. 6 Только при тесном взаимодействии детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей

Слайд 12 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с участием родителей. Тема: «Безопасность детей дошкольного возраста»

Цели:Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения.Формиров...

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»

Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....

Круглый стол для педагогов ДОО "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в ре...

Круглый стол для родителей "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"

Данное мероприятие помогло родителям разобраться в причинам детских капризов и упрямства, как надо вести себя с таким ребенком и чего не стоит предпринимать....

Круглый стол для родителей «Поговорки в речи детей дошкольного возраста»

Подготовка дошкольников к использованию в речи поговорок как средства выразительности речи....

Круглый стол с родителями "Капризы и упрямства детей дошкольного возраста"

Всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся раз...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...