Программа кружка по развитию речи "Лимерики"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Программа кружка "Лимерики"  - это программа по развитию речи с элементами ТРИЗ. Она предназначена для работы с детьми 6-7 лет (подготовительная группа). С помощью кружковой программы дети овладевают стихосложением, учатся составлять высказывания разных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл limeriki_kravets.docx37.21 КБ
Файл limeriki_kravets.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Алёнка»                                                                                                                                                        

                                                       

Утверждена

Приказом заведующего МБДОУ            

                  д/с № 16 «Алёнка» городского                                                                                                                                                                  округа Спасск – Дальний

от 31.08.2022 г. №_190_

Принята

решением педагогического совета

МБДОУ д/с № 16 «Алёнка»

городского округа Спасск Дальний

(протокол от 31.08.2022 г. № 1)

(протокол от 31.08.2022 г. № 1)

        

«Лимерики»

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

Для дошкольников 6 – 7 лет

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

                                         

                                                                                         

                                                                              Подготовлена:

воспитателем Кравец Т.И.

г.о. Спасск-Дальний

2022 г.

Раздел 1 Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка

 Вариативная образовательная программа «Лимерики» разработана в силу особой актуальности проблемы -  создание условий для успешного освоения детьми пассивного словаря в словотворчестве.

Поступление ребенка в школу изменяет социальный статус его развития. Важно, чтобы этот период был тщательно подготовлен. Это, во многом, определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностью речевого общения. Активизация мыслительной деятельности детей, развития внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего развития дошкольников.

Большое значение для развития мышления и воображения детей имеет художественная литература. Она осуществляет воспитательное, познавательное и эстетическое развитие ребенка, обогащает его эмоции.

Необходимо научить детей понимать и любить художественное слово, научить применять полученные знания в самостоятельной деятельности. При работе над художественным словом необходимо использовать сказки, загадки, стихи. Это окажет на речь детей большое воздействие, побудит их к самостоятельному словотворчеству. Когда ребенок научится понимать и любить художественное слово, он будет применять полученные знания на практике.

Требуется обратить внимание и на «стиховое воспитание». Эту мысль высказывал К.Чуковский в своей работе «От двух до пяти», где он рассматривал обогащение речи именно в поэтическом аспекте. С.Маршак призывал бережно относиться к детскому словотворчеству. Но при этом детским словесным творчеством необходимо руководить, направлять его в нужное русло. Это будет способствовать развитию у детей чувства стиля, чувства ритма, художественного вкуса. При этом развитие словесного детского творчества нельзя рассматривать изолированно, независимо от восприятия литературных произведений.

Обучать сочинять необходимо осторожно, чтобы дети могли творить интересно и проявлять свой талант. Нужно учитывать индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Этому немало способствует система ТРИЗ, разработанная Т.С.Сидорчук.

Поэтический слух имеется у каждого ребенка, но чаще всего он находится в пассивном состоянии. И здесь необходимо руководство взрослых, чтобы научить детей использовать полученные знания при создании собственных художественных произведений.

Направленность программы – социально- гуманитарная. Данная вариативная программа направлена на формирование у детей умения пользоваться освоенными способами действия при создании собственных сочинений различных жанров, вызвала бы желание размышлять над словом, искать нужное слово, адекватное их замыслу.

Выполнение творческих заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова.

В современной системе образования четко обозначилось противоречие: общество предъявляет новые требования к речевому развитию детей, но при этом состояние речевого развития детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Поэтому необходимо искать новые формы и методы работы в данном направлении. На это и направлена данная вариативная программа.

Уровень освоения – стартовый.

Программа направлена на развитие инициативы и самостоятельности в творчестве ребенка.

Условия реализации программы: для реализации вариативной программы «Лимерики» созданы условия – материально-технические, психолого-педагогические, развивающая предметно-пространственная среда.

Срок реализации программы – 1 год.

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы

Ребенок 6-7лет стремится познать себя и другого человека, начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 6-7 лет дошкольники осуществляют положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий.

В этом возрасте у детей формируется способность к саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те же требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых правил и норм. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение правил и норм в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте 6-7лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, где были, что видели. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети пытаются контролировать действия друг друга, указывают, как должен вести себя то или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнерам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста роле для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем. Вместе с тем, согласование действий, распределение ролей чаще всего возникает по ходу самой игры.

К шести голам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребенок хорошо знает основные цвета, имеет представление об оттенках; может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 6—7 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 20 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все еще несовершенно: неточная ориентация во временах года, днях недели.

Внимание детей становится все более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25-30 со взрослыми. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки.

В 6-7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертеже и т.п.). к наглядно-образному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. Задания, которые можно решить без практических про, ребенок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

В кружке занимаются дети подготовительной группы детского сада. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.

Срок реализации – 1 год.

Количество часов – 36 часов.

Режим образовательной деятельности

Механизм реализации программы «Лимерики» предусматривает проведение мероприятий с дошкольниками в рамках календарного плана. Программа рассчитана на один год. Совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей подготовительной группы. Продолжительность занятий – 25-30 минут.

Целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
  • Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Обладает развитым воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

  1. Цель и задачи программы

Цель: формирование у детей интереса к самостоятельному словотворчеству, развитие творческих способностей.

Задачи:

  1. Формировать чувствительности к слову;
  2. Формировать фонематического слуха;
  3. Формировать умение автоматизировать и дифференцировать звуки;
  4. Формировать умение работать над слоговой структурой слога, над заданной рифмой и ритмом;
  5. Формировать умение самостоятельно разбираться в жанровых особенностях произведений;
  6. Автоматизировать мыслительную деятельность детей;
  7. Формировать интерес к самостоятельному словотворчеству.

Данная предметная область интегрируется по содержанию с другими образовательными областями:

Социально-коммуникативное развитие:

Рассматривание иллюстраций, дидактические игры, ТРИЗ игры, конкурсы

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование, самостоятельное словотворчество.

Основные виды организованной деятельности

Образовательный процесс состоит из четырех видов деятельности:

  • Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
  • Коллективная работа – коллективное словотворчество.
  • Самостоятельное словотворчество.
  • Практическая отработка умений и навыков (дидактические игры, лото, ТРИЗ игры, кольца Луллия).

  1. Содержание программы

Учебный план 2022 – 2023 года обучения

Основные темы, предусмотренные программой

раздел

Общее количество часов

стихосложение

14

лимерики

5

Работа с признаками объектов

6

Жанр сказки

7

Работа с загадками

4

        Взаимодействие участников образовательных отношений:

        Участниками образовательных отношений являются дети, родители, педагог.

Работа с родителями

  • Беседы.
  • Памятки
  • Совместные занятия с детьми.

Содержание учебного плана

дата

тема

цель

задачи

Методы и приемы

Сентябрь, 1 нед.

Чистоговорки.

Ознакомление с понятием чистоговорка

Формировать умение правильно подбирать рифму по заданному окончанию.

Упражнять в умении дифференцировать парные звуки.

Обогащать активный словарный запас.

Договаривание последнего слова в строке, определение рифмующихся слов, самостоятельное составление детьми чистоговорок

2 нед.

Дразнилки.

Формирование навыков подбора звучащего слова к объекту

Ознакомить с примерами дразнилок.

Развивать интерес к устному народному творчеству (дразнилки).

Развивать чувство юмора, творческую фантазию.

ТРИЗ игра «дразнилки», чтение воспитателем примеров дразнилок из УНТ, самостоятельное словотворчество детей

3 нед.

Загадки-складки.

Формирование умения составлять загадки по заданному признаку

Дать понятие загадки.

Формировать умение самостоятельно составлять загадки, используя характерные признаки предмета.

Развивать ассоциативное мышление.

Чтение и отгадывание загадок, характеристика объекта по основному признаку, д/и «Кто такой?»

4 нед.

Понятие – рифма.

Ознакомление с понятием «рифма»

Ознакомить с понятием «рифма».

Вызвать интерес к звучащему слову.

Развивать умение слышать окончания слов.

Объяснение воспитателем понятия рифма, чтение детских стихотворений, нахождение в них рифмующихся слов, игры с картинками «Разложи по парам»

Октябрь, 1 нед.

Рифма.

Формирование умения подбирать рифму к заданному слову

Упражнять в умении подбирать рифму к заданному слову.

Развивать фонетический слух.

ТРИЗигра с кольцами Луллия «Одинаково звучим», д/и «Произнеси…»

2 нед.

Рифма.

Закрепление умений подбирать рифму

Формировать умение самостоятельно подбирать пары слов с одинаковым окончанием.

Дать понятие «ударный» слог.

Формировать умение «скандировать» рифмованный текст.

Д/и «Незнайка и Цветик», д/и «Исправь рифму», игровое упражнение «Я начну, а ты закончи»

3 нед.

Двустишья.

Ознакомление с понятием «ритмический рисунок»

Формировать умение составлять ритмический рисунок к заданным отрывкам из стихотворений.

Развивать умение автоматизировать и дифференцировать звуки.

Научить находить ударный слог, его местоположение.

Работа с двустишьями из русских народных сказок и потешек, придумывание двустиший, д/и «Рифма потерялась»

4 нед.

Двустишья.

Закрепление умений по составлению двустиший

Формировать умение работать со слоговой структурой слова.

Упражнять в согласовании слов в рифмах.

Развивать словотворчество.

Составление схемы двустишия, определение уларного слова в словах, д/и «Прохлопай двустишие»

Ноябрь, 1 нед.

Буриме.

Ознакомление с понятием «буриме»

Дать понятие «буриме».

Развивать фонетический слух.

Познакомить с примерами «буриме».

Объяснение воспитателем понятие буриме, составление схем буриме, коллективное словотворчество

2 нед.

Буриме.

Закрепление умений самостоятельно составлять «буриме»

Развивать навыки работы со звучащим словом.

Упражнять в умении составлять четверостишья по заданным рифмам.

Вызвать интерес к чтению.

ТРИЗигра «Я беру тебя с собой», «Ты мой друг», самостоятельное составление детьми буриме

3 нед.

Знакомство с лимериками.

Ознакомление с понятием «лимерики»

Познакомить с творчеством Эдварда Лира.

Развивать чувство юмора.

Вызвать интерес к рифмованному тексту.

Чтение стихотворений из творчества Эдварда Лира, кодировка лимериков, д/и «Хорошо-плохо»

4 нед.

Схема построения лимериков.

Ознакомление со схемой построения «лимериков»

Развивать умение составлять ритмический рисунок стихотворения.

Развивать умение составлять схему рифмованных окончаний.

Формировать интерес к звучащему словотворчеству.

ТРИЗигра «Перевертыши», коллективное составление лимериков по заданной схеме, ТРИЗигра «Я беру тебя с собой»

Декабрь, 1 нед.

«Лимеристические» выводы.

Формирование умений составлять юмористические выводы к рифмованному тексту

Научить отмечать вывод в «лимериках».

Формировать умение самостоятельно подбирать вывод к заданному тексту.

Развивать чувство юмора, ассоциативное мышление.

Коллективное составление лимериков, подбор юмористических выводов к заданным лимерикам, рисование иллюстрации к лимерику

2 нед.

Работа над звучащим словом.

Стимулирование детей к самостоятельному словотворчеству

Развивать поэтический слух.

Формировать умение понимать особенность жанра «лимериков».

Развивать способность видеть красоту русского языка.

Самостоятельное составление детьми димериков, хигра м/п «Про пана Трулялянского»

3 нед.

Коллективное творчество.

Осмысление образных выражений

Дать понятие «переносный смысл».

Развивать способность улавливать музыкальность стихотворного текста.

Формировать умение коллективно делать лимеристический вывод к заданному стихотворению.

Подбор образных выражений к словам , д/и «Какой, какая, какое», ТРИЗигра «Да-нетка»

4 нед.

Коллективное творчество.

Работа над составлением лимериков

Учить понимать содержание стихотворений.

Развивать умение видеть юмористический смысл и несоответствия в стихотворном тексте.

Формировать умение коллективно составлять лимерики по заданной теме.

Составление лимериков на заданную схему, составление лимериков по заданной схеме», ТРИЗигра «Теремок»

Январь, 2 нед.

Самостоятельное составление стихотворений по заданным рифмам.

Формирование умений самостоятельно составлять стихотворный текст по заданным рифмам

Тренировать в умении составлять стихотворение по заданной рифме.

Формировать умение использовать средства интонационной выразительности.

Воспитывать способность чувствовать и понимать образность и выразительность стихотворного текста.

Д/и «Прохлопай ритм», д/и «Новое имя», составление схемы стихотворения вместе с воспитателем

3 нед.

Самостоятельное составление стихотворений на заданную темы.

Закрепление умений самостоятельно составлять стихотворения на заданную тему.

Развивать интерес к звучащему словотворчеству.

Тренировать в умении работать со слоговой структурой слова.

Формировать интерес к родному языку, его выразительности, точности, мягкости.

Самостоятельное составление детьми стихотворений, миниконцерт «Мое стихотворение»

4 нед.

Составление книжки-малышки

Итоговое оформление самостоятельного творчества детей

Вызвать чувство гордости за проделанную работу.

Познакомить со структурой книжки-малышки.

Стимулировать к дальнейшему словотворчеству.

Совместное выполнение работы по составлению книжки-малышки, знакомство со структурой книжки, иллюстрирование книжки-малышки

Февраль, 1 нед.

Признаки предметов

Ознакомление с понятием признак предмета

Дать понятие о том, что у каждого объекта есть признаки, его характеризующие.

Активизировать словарный запас детей.

Формировать лексико-грамматический строй речи.

ТРИЗ «Волшебник Наоборот»,д/и «Что мы видели», игры с кольцами Луллия

2 нед.

Признаки предметов

Знакомство с признаками «цвет, размер, форма»

Познакомить детей с заданными признаками.

Научить схематически обозначать эти признаки в словах, характеризовать слова по заданному признаку.

Формировать основы системного мышления.

ТРИЗ «найди неприятеля», игровое упражнение «Человечек Цвет», знакомство со схематическими обозначениями признаков, самостоятельная характеристика предметов по нескольким признакам,

3 нед.

Признаки предметов

Знакомство с признаками «материал, место, части»

Формировать умение самостоятельно подбирать схематическое обозначение к заданному признаку.

Развивать умение характеризовать предмет по нескольким признакам, используя их схематическое изображение.

Активизировать и пополнять словарный запас детей.

Игровое упражнение «Что без чего», лото «Из чего состоит?», игра с кольцами Луллия «Предмет и его часть»

4 нед.

Признаки предметов

Знакомство с признаками «звук, высота, количество»

Тренировать в умении характеризовать предмет по нескольким признакам.

Развивать логическое мышление.

Формировать вариативность ответов в рамках заданного объекта.

Д/и «Что звучит?», п/и «Построй по росту», д/и «Сосчитай», коллективный подбор схем к заданным признакам

Март, 1 нед.

Признаки предметов

Составление развернутой характеристики объекта

Обучить внешним ориентировочным действиям при характеристике объекта.

Заложить основу для будущего рассказа.

Заложить основу речевых средств для дальнейшего составления рассказа.

ТРИЗигра «Поезд», д/и «Узнай по описанию», д/и «Найди похожий по…»

2 нед.

Признаки предмета

Составление сравнительной характеристики двух предметов

Формировать умение давать сравнительную характеристику предметов по нескольким признакам.

Расширять словарный запас.

Развивать лексико-грамматический строй речи.

ТРИЗигра «О чем я говорю», сравнительная характеристика двух объектов по заданным признакам

3 нед.

Жанр сказки

Ознакомление детей с особенностями жанра сказки

Дать понятие «сказка».

Познакомить детей с жанровыми особенностями сказки.

Формировать умение находить в заданном тексте «завязку, кульминацию, развязку».

Чтение воспитателем сказки «Теремок», выявление на ее основе характерных признаков сказки, объяснение воспитателем понятий «завязка, кульминация, развязка»,нахождение в знакомых сказках данных частей

4 нед.

Жанр сказки. Главный герой.

Характеристика главного героя сказки

Познакомить детей с образными характеристиками ведущих героев сказки.

Обогащать речь детей существительными с суффиксами уменьшения и увеличения.

Формировать произвольность и вариативность мышления.

Кольца Луллия: игра «Герой и его качества», подбор существительных для характеристики героев с использованием суффиксов, д/и «Синонимы», д/и «Найди героя по описанию»

5 нед.

Жанр сказки. Заветные слова.

Формирование умения выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты

Познакомить детей с образными выражениями, характеризующими героя сказки.

Научить находить в тексте «волшебные» слова.

Помочь овладеть приемом сравнения.

Чтение сказки «По щучьему велению», нахождение «заветных» слов в знакомых сказках, составление волшебных слов для оживления знакомых предметов ТРИЗигра «Я – волшебник»

Апрель, 1 нед.

Жанр сказки

Составление коллективной сказки с заданными героями

Познакомить с приемом моделирования.

Развивать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий.

Формировать интерес к словотворчеству.

Коллективное составление сказки с использованием кругов Луллия и схем объектов

2 нед.

Жанр сказки

Составление сказки по заданной теме

Развивать умение моделировать сказку.

Развивать фантазию, творческое мышление.

Формировать умение составлять сказку, придерживаясь заданных правил.

Знакомство с «Волшебным домиком», составление сказки с использованием «Волшебного домика», ТРИЗ игра «Что было, что будет»

3 нед.

Жанр сказки

Самостоятельное составление сказки

Формировать умение составлять сказку, используя полученные ранее знания.

Развивать умение использовать обобщенные модели в работе над составлением сказки.

Развивать образность речи детей.

Д/и «Чудеса в решете», ТРИЗ игра «Смысл волшебного имени», самостоятельное составление сказки детьми, рассказывание сказки

 4 нед.

Жанр сказки. Книжка-малышка

Расширение умений по самостоятельному словотворчеству

Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Закреплять умение придумывать связные рассказы, используя приемы моделирования, схематизации.

Закреплять умение осмысливать характеры и поступки героев.

Чтение детьми сказок, составленных вместе с родителями, составление книжки-малышки, ее иллюстрирование

Май, 1 нед.

Загадки

Ознакомление детей с жанром загадки

Познакомить детей с жанром загадки.

Научить выделять в загадке составные части.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Чтение и отгадывание загадок из устного народного творчества, д/и «Найди отгадку», объяснение воспитателем схемы загадок

2 нед.

Загадки

Формирование умений детей коллективно составлять загадки

Формировать способность детей выделять у объекта основные признаки.

Познакомить детей с приемом составления загадок по «аналогии».

Формировать интерес к словотворчеству.

Коллективное нахождение у объекта характерных признаков, ТРИЗ игра «Я возьму тебя с собой», коллективное составление загадок по схематическому изображению

3 нед.

Загадки

Формирование у детей умений самостоятельно составлять загадки

Познакомить детей с приемом составления загадок по «противлению».

Развивать наглядно-образное мышление.

Формирование грамматических категорий.

Нахождение у объекта характерных признаков, знакомство с «Волшебником Наоборот», ТРИЗ игра «Ты мой враг», коллективное составление детьми загадок по схеме

4 нед.

Вечер загадок

Закрепление у детей навыков составления загадок

Развивать ассоциативное, логическое мышление.

Вызвать интерес к словотворчеству.

Формировать умение соотносить прямое и переносное значение слов.

Самостоятельное составление загадок детьми, коллективное отгадывание, иллюстрирование загадок

1.4 Планируемые результаты освоения программы

Дети будут знать:

  • Понятие рифма, ритм, ударение.
  • Жанровые виды литературы.
  • Специфику жанров литературы.
  • Основные признаки предметов.

Дети будут уметь:

  • Характеризовать объект по нескольким признакам.
  • Подбирать рифму к заданному слову.
  • Самостоятельно сочинять разные виды рифмованного текста – чистоговорки, буриме, рифмовки, лимерики.
  • Самостоятельно ориентироваться в жанровых особенностях сказки, выделять ее главных героев, части, волшебную атрибутику.
  • Самостоятельно сочинять сказки с помощью схем, кругов Луллия, «Волшебного домика».
  • Самостоятельно сочинять загадки, используя схемы признаков объектов.

Ожидаемый результат – ребенок, ориентирующийся в многообразии жанров литературы, самостоятельно занимающийся словотворчеством, имеющий развитое «чувство языка», поэтический слух, умеющий интерес к звучащему слову.

Раздел 2 Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

  1. Материально-техническое обеспечение: наличие необходимого освещения, рабочих мест (столов), водоснабжения, магнитно-маркерная доска, магниты, маркеры, круги Луллия, дерево Признаков, карточки признаков, схемы рифм.
  2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
  • наглядные пособия, схемы, чертежи;
  • методическая литература (технология ТРИЗ);
  • детская литература.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Технология ТРИЗ Т. А. Сидорчук.

Мониторинг достижения планируемых результатов

Проводится один раз в год в конце года. Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х бальной системе:

Высокий – 3 балла.

Средний – 2 балла.

Низкий – 1 балл.

  1. Методические материалы

Используемые методики, методы и технологии (технология ТРИЗ Альтшуллер, Сидорчук), дидактические игры технологии ТРИЗ, методика начального стихосложения.

  1. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

01.09.2022 - 31.12.22

2 полугодие

09.01.2023 - 31.05.2023

Возраст детей, лет                                

6-7 лет

Продолжительность занятия, час

30 минут

Режим занятия

1 раз /нед

Годовая учебная нагрузка, час

36

Список литературы

  1. Учимся творчеству. Сборник методических материалов ДОУ №4 г. Череповец. Ч. 2011.
  2. Тематический конструктор по формированию коммуникативной компетентности. Ч. 2011.
  3. В.М.Пашнина. Весело живем. Ростов-на-Дону. 2014.
  4. О.С.Ушакова. Придумай слово. ООО «Сфера». 2014.
  5. О.С.Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Творческий центр «Сфера». 2011.
  6. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М. 2010.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Алёнка»                                                                                                                                                        

                                                       

Утверждена

Приказом заведующего МБДОУ            

                  д/с № 16 «Алёнка» городского                                                                                                                                                                  округа Спасск – Дальний

от 31.08.2022 г. №_190_

Принята

решением педагогического совета

МБДОУ д/с № 16 «Алёнка»

городского округа Спасск Дальний

(протокол от 31.08.2022 г. № 1)

(протокол от 31.08.2022 г. № 1)

        

«Лимерики»

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

Для дошкольников 6 – 7 лет

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

                                         

                                                                                         

                                                                              Подготовлена:

воспитателем Кравец Т.И.

г.о. Спасск-Дальний

2022 г.

Раздел 1 Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка

 Вариативная образовательная программа «Лимерики» разработана в силу особой актуальности проблемы -  создание условий для успешного освоения детьми пассивного словаря в словотворчестве.

Поступление ребенка в школу изменяет социальный статус его развития. Важно, чтобы этот период был тщательно подготовлен. Это, во многом, определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностью речевого общения. Активизация мыслительной деятельности детей, развития внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего развития дошкольников.

Большое значение для развития мышления и воображения детей имеет художественная литература. Она осуществляет воспитательное, познавательное и эстетическое развитие ребенка, обогащает его эмоции.

Необходимо научить детей понимать и любить художественное слово, научить применять полученные знания в самостоятельной деятельности. При работе над художественным словом необходимо использовать сказки, загадки, стихи. Это окажет на речь детей большое воздействие, побудит их к самостоятельному словотворчеству. Когда ребенок научится понимать и любить художественное слово, он будет применять полученные знания на практике.

Требуется обратить внимание и на «стиховое воспитание». Эту мысль высказывал К.Чуковский в своей работе «От двух до пяти», где он рассматривал обогащение речи именно в поэтическом аспекте. С.Маршак призывал бережно относиться к детскому словотворчеству. Но при этом детским словесным творчеством необходимо руководить, направлять его в нужное русло. Это будет способствовать развитию у детей чувства стиля, чувства ритма, художественного вкуса. При этом развитие словесного детского творчества нельзя рассматривать изолированно, независимо от восприятия литературных произведений.

Обучать сочинять необходимо осторожно, чтобы дети могли творить интересно и проявлять свой талант. Нужно учитывать индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Этому немало способствует система ТРИЗ, разработанная Т.С.Сидорчук.

Поэтический слух имеется у каждого ребенка, но чаще всего он находится в пассивном состоянии. И здесь необходимо руководство взрослых, чтобы научить детей использовать полученные знания при создании собственных художественных произведений.

Направленность программы – социально- гуманитарная. Данная вариативная программа направлена на формирование у детей умения пользоваться освоенными способами действия при создании собственных сочинений различных жанров, вызвала бы желание размышлять над словом, искать нужное слово, адекватное их замыслу.

Выполнение творческих заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова.

В современной системе образования четко обозначилось противоречие: общество предъявляет новые требования к речевому развитию детей, но при этом состояние речевого развития детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Поэтому необходимо искать новые формы и методы работы в данном направлении. На это и направлена данная вариативная программа.

Уровень освоения – стартовый.

Программа направлена на развитие инициативы и самостоятельности в творчестве ребенка.

Условия реализации программы: для реализации вариативной программы «Лимерики» созданы условия – материально-технические, психолого-педагогические, развивающая предметно-пространственная среда.

Срок реализации программы – 1 год.

Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы

Ребенок 6-7лет стремится познать себя и другого человека, начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 6-7 лет дошкольники осуществляют положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий.

В этом возрасте у детей формируется способность к саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те же требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых правил и норм. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение правил и норм в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте 6-7лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, где были, что видели. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети пытаются контролировать действия друг друга, указывают, как должен вести себя то или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнерам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста роле для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем. Вместе с тем, согласование действий, распределение ролей чаще всего возникает по ходу самой игры.

К шести голам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребенок хорошо знает основные цвета, имеет представление об оттенках; может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 6—7 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 20 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все еще несовершенно: неточная ориентация во временах года, днях недели.

Внимание детей становится все более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25-30 со взрослыми. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки.

В 6-7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертеже и т.п.). к наглядно-образному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. Задания, которые можно решить без практических про, ребенок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

В кружке занимаются дети подготовительной группы детского сада. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.

Срок реализации – 1 год.

Количество часов – 36 часов.

Режим образовательной деятельности

Механизм реализации программы «Лимерики» предусматривает проведение мероприятий с дошкольниками в рамках календарного плана. Программа рассчитана на один год. Совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей подготовительной группы. Продолжительность занятий – 25-30 минут.

Целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
  • Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Обладает развитым воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

  1. Цель и задачи программы

Цель: формирование у детей интереса к самостоятельному словотворчеству, развитие творческих способностей.

Задачи:

  1. Формировать чувствительности к слову;
  2. Формировать фонематического слуха;
  3. Формировать умение автоматизировать и дифференцировать звуки;
  4. Формировать умение работать над слоговой структурой слога, над заданной рифмой и ритмом;
  5. Формировать умение самостоятельно разбираться в жанровых особенностях произведений;
  6. Автоматизировать мыслительную деятельность детей;
  7. Формировать интерес к самостоятельному словотворчеству.

Данная предметная область интегрируется по содержанию с другими образовательными областями:

Социально-коммуникативное развитие:

Рассматривание иллюстраций, дидактические игры, ТРИЗ игры, конкурсы

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование, самостоятельное словотворчество.

Основные виды организованной деятельности

Образовательный процесс состоит из четырех видов деятельности:

  • Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
  • Коллективная работа – коллективное словотворчество.
  • Самостоятельное словотворчество.
  • Практическая отработка умений и навыков (дидактические игры, лото, ТРИЗ игры, кольца Луллия).

  1. Содержание программы

Учебный план 2022 – 2023 года обучения

Основные темы, предусмотренные программой

раздел

Общее количество часов

стихосложение

14

лимерики

5

Работа с признаками объектов

6

Жанр сказки

7

Работа с загадками

4

        Взаимодействие участников образовательных отношений:

        Участниками образовательных отношений являются дети, родители, педагог.

Работа с родителями

  • Беседы.
  • Памятки
  • Совместные занятия с детьми.

Содержание учебного плана

дата

тема

цель

задачи

Методы и приемы

Сентябрь, 1 нед.

Чистоговорки.

Ознакомление с понятием чистоговорка

Формировать умение правильно подбирать рифму по заданному окончанию.

Упражнять в умении дифференцировать парные звуки.

Обогащать активный словарный запас.

Договаривание последнего слова в строке, определение рифмующихся слов, самостоятельное составление детьми чистоговорок

2 нед.

Дразнилки.

Формирование навыков подбора звучащего слова к объекту

Ознакомить с примерами дразнилок.

Развивать интерес к устному народному творчеству (дразнилки).

Развивать чувство юмора, творческую фантазию.

ТРИЗ игра «дразнилки», чтение воспитателем примеров дразнилок из УНТ, самостоятельное словотворчество детей

3 нед.

Загадки-складки.

Формирование умения составлять загадки по заданному признаку

Дать понятие загадки.

Формировать умение самостоятельно составлять загадки, используя характерные признаки предмета.

Развивать ассоциативное мышление.

Чтение и отгадывание загадок, характеристика объекта по основному признаку, д/и «Кто такой?»

4 нед.

Понятие – рифма.

Ознакомление с понятием «рифма»

Ознакомить с понятием «рифма».

Вызвать интерес к звучащему слову.

Развивать умение слышать окончания слов.

Объяснение воспитателем понятия рифма, чтение детских стихотворений, нахождение в них рифмующихся слов, игры с картинками «Разложи по парам»

Октябрь, 1 нед.

Рифма.

Формирование умения подбирать рифму к заданному слову

Упражнять в умении подбирать рифму к заданному слову.

Развивать фонетический слух.

ТРИЗигра с кольцами Луллия «Одинаково звучим», д/и «Произнеси…»

2 нед.

Рифма.

Закрепление умений подбирать рифму

Формировать умение самостоятельно подбирать пары слов с одинаковым окончанием.

Дать понятие «ударный» слог.

Формировать умение «скандировать» рифмованный текст.

Д/и «Незнайка и Цветик», д/и «Исправь рифму», игровое упражнение «Я начну, а ты закончи»

3 нед.

Двустишья.

Ознакомление с понятием «ритмический рисунок»

Формировать умение составлять ритмический рисунок к заданным отрывкам из стихотворений.

Развивать умение автоматизировать и дифференцировать звуки.

Научить находить ударный слог, его местоположение.

Работа с двустишьями из русских народных сказок и потешек, придумывание двустиший, д/и «Рифма потерялась»

4 нед.

Двустишья.

Закрепление умений по составлению двустиший

Формировать умение работать со слоговой структурой слова.

Упражнять в согласовании слов в рифмах.

Развивать словотворчество.

Составление схемы двустишия, определение уларного слова в словах, д/и «Прохлопай двустишие»

Ноябрь, 1 нед.

Буриме.

Ознакомление с понятием «буриме»

Дать понятие «буриме».

Развивать фонетический слух.

Познакомить с примерами «буриме».

Объяснение воспитателем понятие буриме, составление схем буриме, коллективное словотворчество

2 нед.

Буриме.

Закрепление умений самостоятельно составлять «буриме»

Развивать навыки работы со звучащим словом.

Упражнять в умении составлять четверостишья по заданным рифмам.

Вызвать интерес к чтению.

ТРИЗигра «Я беру тебя с собой», «Ты мой друг», самостоятельное составление детьми буриме

3 нед.

Знакомство с лимериками.

Ознакомление с понятием «лимерики»

Познакомить с творчеством Эдварда Лира.

Развивать чувство юмора.

Вызвать интерес к рифмованному тексту.

Чтение стихотворений из творчества Эдварда Лира, кодировка лимериков, д/и «Хорошо-плохо»

4 нед.

Схема построения лимериков.

Ознакомление со схемой построения «лимериков»

Развивать умение составлять ритмический рисунок стихотворения.

Развивать умение составлять схему рифмованных окончаний.

Формировать интерес к звучащему словотворчеству.

ТРИЗигра «Перевертыши», коллективное составление лимериков по заданной схеме, ТРИЗигра «Я беру тебя с собой»

Декабрь, 1 нед.

«Лимеристические» выводы.

Формирование умений составлять юмористические выводы к рифмованному тексту

Научить отмечать вывод в «лимериках».

Формировать умение самостоятельно подбирать вывод к заданному тексту.

Развивать чувство юмора, ассоциативное мышление.

Коллективное составление лимериков, подбор юмористических выводов к заданным лимерикам, рисование иллюстрации к лимерику

2 нед.

Работа над звучащим словом.

Стимулирование детей к самостоятельному словотворчеству

Развивать поэтический слух.

Формировать умение понимать особенность жанра «лимериков».

Развивать способность видеть красоту русского языка.

Самостоятельное составление детьми димериков, хигра м/п «Про пана Трулялянского»

3 нед.

Коллективное творчество.

Осмысление образных выражений

Дать понятие «переносный смысл».

Развивать способность улавливать музыкальность стихотворного текста.

Формировать умение коллективно делать лимеристический вывод к заданному стихотворению.

Подбор образных выражений к словам , д/и «Какой, какая, какое», ТРИЗигра «Да-нетка»

4 нед.

Коллективное творчество.

Работа над составлением лимериков

Учить понимать содержание стихотворений.

Развивать умение видеть юмористический смысл и несоответствия в стихотворном тексте.

Формировать умение коллективно составлять лимерики по заданной теме.

Составление лимериков на заданную схему, составление лимериков по заданной схеме», ТРИЗигра «Теремок»

Январь, 2 нед.

Самостоятельное составление стихотворений по заданным рифмам.

Формирование умений самостоятельно составлять стихотворный текст по заданным рифмам

Тренировать в умении составлять стихотворение по заданной рифме.

Формировать умение использовать средства интонационной выразительности.

Воспитывать способность чувствовать и понимать образность и выразительность стихотворного текста.

Д/и «Прохлопай ритм», д/и «Новое имя», составление схемы стихотворения вместе с воспитателем

3 нед.

Самостоятельное составление стихотворений на заданную темы.

Закрепление умений самостоятельно составлять стихотворения на заданную тему.

Развивать интерес к звучащему словотворчеству.

Тренировать в умении работать со слоговой структурой слова.

Формировать интерес к родному языку, его выразительности, точности, мягкости.

Самостоятельное составление детьми стихотворений, миниконцерт «Мое стихотворение»

4 нед.

Составление книжки-малышки

Итоговое оформление самостоятельного творчества детей

Вызвать чувство гордости за проделанную работу.

Познакомить со структурой книжки-малышки.

Стимулировать к дальнейшему словотворчеству.

Совместное выполнение работы по составлению книжки-малышки, знакомство со структурой книжки, иллюстрирование книжки-малышки

Февраль, 1 нед.

Признаки предметов

Ознакомление с понятием признак предмета

Дать понятие о том, что у каждого объекта есть признаки, его характеризующие.

Активизировать словарный запас детей.

Формировать лексико-грамматический строй речи.

ТРИЗ «Волшебник Наоборот»,д/и «Что мы видели», игры с кольцами Луллия

2 нед.

Признаки предметов

Знакомство с признаками «цвет, размер, форма»

Познакомить детей с заданными признаками.

Научить схематически обозначать эти признаки в словах, характеризовать слова по заданному признаку.

Формировать основы системного мышления.

ТРИЗ «найди неприятеля», игровое упражнение «Человечек Цвет», знакомство со схематическими обозначениями признаков, самостоятельная характеристика предметов по нескольким признакам,

3 нед.

Признаки предметов

Знакомство с признаками «материал, место, части»

Формировать умение самостоятельно подбирать схематическое обозначение к заданному признаку.

Развивать умение характеризовать предмет по нескольким признакам, используя их схематическое изображение.

Активизировать и пополнять словарный запас детей.

Игровое упражнение «Что без чего», лото «Из чего состоит?», игра с кольцами Луллия «Предмет и его часть»

4 нед.

Признаки предметов

Знакомство с признаками «звук, высота, количество»

Тренировать в умении характеризовать предмет по нескольким признакам.

Развивать логическое мышление.

Формировать вариативность ответов в рамках заданного объекта.

Д/и «Что звучит?», п/и «Построй по росту», д/и «Сосчитай», коллективный подбор схем к заданным признакам

Март, 1 нед.

Признаки предметов

Составление развернутой характеристики объекта

Обучить внешним ориентировочным действиям при характеристике объекта.

Заложить основу для будущего рассказа.

Заложить основу речевых средств для дальнейшего составления рассказа.

ТРИЗигра «Поезд», д/и «Узнай по описанию», д/и «Найди похожий по…»

2 нед.

Признаки предмета

Составление сравнительной характеристики двух предметов

Формировать умение давать сравнительную характеристику предметов по нескольким признакам.

Расширять словарный запас.

Развивать лексико-грамматический строй речи.

ТРИЗигра «О чем я говорю», сравнительная характеристика двух объектов по заданным признакам

3 нед.

Жанр сказки

Ознакомление детей с особенностями жанра сказки

Дать понятие «сказка».

Познакомить детей с жанровыми особенностями сказки.

Формировать умение находить в заданном тексте «завязку, кульминацию, развязку».

Чтение воспитателем сказки «Теремок», выявление на ее основе характерных признаков сказки, объяснение воспитателем понятий «завязка, кульминация, развязка»,нахождение в знакомых сказках данных частей

4 нед.

Жанр сказки. Главный герой.

Характеристика главного героя сказки

Познакомить детей с образными характеристиками ведущих героев сказки.

Обогащать речь детей существительными с суффиксами уменьшения и увеличения.

Формировать произвольность и вариативность мышления.

Кольца Луллия: игра «Герой и его качества», подбор существительных для характеристики героев с использованием суффиксов, д/и «Синонимы», д/и «Найди героя по описанию»

5 нед.

Жанр сказки. Заветные слова.

Формирование умения выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты

Познакомить детей с образными выражениями, характеризующими героя сказки.

Научить находить в тексте «волшебные» слова.

Помочь овладеть приемом сравнения.

Чтение сказки «По щучьему велению», нахождение «заветных» слов в знакомых сказках, составление волшебных слов для оживления знакомых предметов ТРИЗигра «Я – волшебник»

Апрель, 1 нед.

Жанр сказки

Составление коллективной сказки с заданными героями

Познакомить с приемом моделирования.

Развивать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий.

Формировать интерес к словотворчеству.

Коллективное составление сказки с использованием кругов Луллия и схем объектов

2 нед.

Жанр сказки

Составление сказки по заданной теме

Развивать умение моделировать сказку.

Развивать фантазию, творческое мышление.

Формировать умение составлять сказку, придерживаясь заданных правил.

Знакомство с «Волшебным домиком», составление сказки с использованием «Волшебного домика», ТРИЗ игра «Что было, что будет»

3 нед.

Жанр сказки

Самостоятельное составление сказки

Формировать умение составлять сказку, используя полученные ранее знания.

Развивать умение использовать обобщенные модели в работе над составлением сказки.

Развивать образность речи детей.

Д/и «Чудеса в решете», ТРИЗ игра «Смысл волшебного имени», самостоятельное составление сказки детьми, рассказывание сказки

 4 нед.

Жанр сказки. Книжка-малышка

Расширение умений по самостоятельному словотворчеству

Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Закреплять умение придумывать связные рассказы, используя приемы моделирования, схематизации.

Закреплять умение осмысливать характеры и поступки героев.

Чтение детьми сказок, составленных вместе с родителями, составление книжки-малышки, ее иллюстрирование

Май, 1 нед.

Загадки

Ознакомление детей с жанром загадки

Познакомить детей с жанром загадки.

Научить выделять в загадке составные части.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Чтение и отгадывание загадок из устного народного творчества, д/и «Найди отгадку», объяснение воспитателем схемы загадок

2 нед.

Загадки

Формирование умений детей коллективно составлять загадки

Формировать способность детей выделять у объекта основные признаки.

Познакомить детей с приемом составления загадок по «аналогии».

Формировать интерес к словотворчеству.

Коллективное нахождение у объекта характерных признаков, ТРИЗ игра «Я возьму тебя с собой», коллективное составление загадок по схематическому изображению

3 нед.

Загадки

Формирование у детей умений самостоятельно составлять загадки

Познакомить детей с приемом составления загадок по «противлению».

Развивать наглядно-образное мышление.

Формирование грамматических категорий.

Нахождение у объекта характерных признаков, знакомство с «Волшебником Наоборот», ТРИЗ игра «Ты мой враг», коллективное составление детьми загадок по схеме

4 нед.

Вечер загадок

Закрепление у детей навыков составления загадок

Развивать ассоциативное, логическое мышление.

Вызвать интерес к словотворчеству.

Формировать умение соотносить прямое и переносное значение слов.

Самостоятельное составление загадок детьми, коллективное отгадывание, иллюстрирование загадок

1.4 Планируемые результаты освоения программы

Дети будут знать:

  • Понятие рифма, ритм, ударение.
  • Жанровые виды литературы.
  • Специфику жанров литературы.
  • Основные признаки предметов.

Дети будут уметь:

  • Характеризовать объект по нескольким признакам.
  • Подбирать рифму к заданному слову.
  • Самостоятельно сочинять разные виды рифмованного текста – чистоговорки, буриме, рифмовки, лимерики.
  • Самостоятельно ориентироваться в жанровых особенностях сказки, выделять ее главных героев, части, волшебную атрибутику.
  • Самостоятельно сочинять сказки с помощью схем, кругов Луллия, «Волшебного домика».
  • Самостоятельно сочинять загадки, используя схемы признаков объектов.

Ожидаемый результат – ребенок, ориентирующийся в многообразии жанров литературы, самостоятельно занимающийся словотворчеством, имеющий развитое «чувство языка», поэтический слух, умеющий интерес к звучащему слову.

Раздел 2 Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

  1. Материально-техническое обеспечение: наличие необходимого освещения, рабочих мест (столов), водоснабжения, магнитно-маркерная доска, магниты, маркеры, круги Луллия, дерево Признаков, карточки признаков, схемы рифм.
  2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
  • наглядные пособия, схемы, чертежи;
  • методическая литература (технология ТРИЗ);
  • детская литература.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Технология ТРИЗ Т. А. Сидорчук.

Мониторинг достижения планируемых результатов

Проводится один раз в год в конце года. Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х бальной системе:

Высокий – 3 балла.

Средний – 2 балла.

Низкий – 1 балл.

  1. Методические материалы

Используемые методики, методы и технологии (технология ТРИЗ Альтшуллер, Сидорчук), дидактические игры технологии ТРИЗ, методика начального стихосложения.

  1. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

01.09.2022 - 31.12.22

2 полугодие

09.01.2023 - 31.05.2023

Возраст детей, лет                                

6-7 лет

Продолжительность занятия, час

30 минут

Режим занятия

1 раз /нед

Годовая учебная нагрузка, час

36

Список литературы

  1. Учимся творчеству. Сборник методических материалов ДОУ №4 г. Череповец. Ч. 2011.
  2. Тематический конструктор по формированию коммуникативной компетентности. Ч. 2011.
  3. В.М.Пашнина. Весело живем. Ростов-на-Дону. 2014.
  4. О.С.Ушакова. Придумай слово. ООО «Сфера». 2014.
  5. О.С.Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Творческий центр «Сфера». 2011.
  6. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"...

Программа кружка по развитию речи «Ладушки»

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"

Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...