Программа кружка по развитию речи "Лимерики"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Программа кружка "Лимерики" - это программа по развитию речи с элементами ТРИЗ. Она предназначена для работы с детьми 6-7 лет (подготовительная группа). С помощью кружковой программы дети овладевают стихосложением, учатся составлять высказывания разных видов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.21 КБ | |
| 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Алёнка»
Утверждена Приказом заведующего МБДОУ д/с № 16 «Алёнка» городского округа Спасск – Дальний от 31.08.2022 г. №_190_ Принята решением педагогического совета МБДОУ д/с № 16 «Алёнка» городского округа Спасск Дальний (протокол от 31.08.2022 г. № 1) (протокол от 31.08.2022 г. № 1)
|
«Лимерики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
Для дошкольников 6 – 7 лет
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Подготовлена:
воспитателем Кравец Т.И.
г.о. Спасск-Дальний
2022 г.
Раздел 1 Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Вариативная образовательная программа «Лимерики» разработана в силу особой актуальности проблемы - создание условий для успешного освоения детьми пассивного словаря в словотворчестве.
Поступление ребенка в школу изменяет социальный статус его развития. Важно, чтобы этот период был тщательно подготовлен. Это, во многом, определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностью речевого общения. Активизация мыслительной деятельности детей, развития внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего развития дошкольников.
Большое значение для развития мышления и воображения детей имеет художественная литература. Она осуществляет воспитательное, познавательное и эстетическое развитие ребенка, обогащает его эмоции.
Необходимо научить детей понимать и любить художественное слово, научить применять полученные знания в самостоятельной деятельности. При работе над художественным словом необходимо использовать сказки, загадки, стихи. Это окажет на речь детей большое воздействие, побудит их к самостоятельному словотворчеству. Когда ребенок научится понимать и любить художественное слово, он будет применять полученные знания на практике.
Требуется обратить внимание и на «стиховое воспитание». Эту мысль высказывал К.Чуковский в своей работе «От двух до пяти», где он рассматривал обогащение речи именно в поэтическом аспекте. С.Маршак призывал бережно относиться к детскому словотворчеству. Но при этом детским словесным творчеством необходимо руководить, направлять его в нужное русло. Это будет способствовать развитию у детей чувства стиля, чувства ритма, художественного вкуса. При этом развитие словесного детского творчества нельзя рассматривать изолированно, независимо от восприятия литературных произведений.
Обучать сочинять необходимо осторожно, чтобы дети могли творить интересно и проявлять свой талант. Нужно учитывать индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Этому немало способствует система ТРИЗ, разработанная Т.С.Сидорчук.
Поэтический слух имеется у каждого ребенка, но чаще всего он находится в пассивном состоянии. И здесь необходимо руководство взрослых, чтобы научить детей использовать полученные знания при создании собственных художественных произведений.
Направленность программы – социально- гуманитарная. Данная вариативная программа направлена на формирование у детей умения пользоваться освоенными способами действия при создании собственных сочинений различных жанров, вызвала бы желание размышлять над словом, искать нужное слово, адекватное их замыслу.
Выполнение творческих заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова.
В современной системе образования четко обозначилось противоречие: общество предъявляет новые требования к речевому развитию детей, но при этом состояние речевого развития детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Поэтому необходимо искать новые формы и методы работы в данном направлении. На это и направлена данная вариативная программа.
Уровень освоения – стартовый.
Программа направлена на развитие инициативы и самостоятельности в творчестве ребенка.
Условия реализации программы: для реализации вариативной программы «Лимерики» созданы условия – материально-технические, психолого-педагогические, развивающая предметно-пространственная среда.
Срок реализации программы – 1 год.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы
Ребенок 6-7лет стремится познать себя и другого человека, начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 6-7 лет дошкольники осуществляют положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий.
В этом возрасте у детей формируется способность к саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те же требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых правил и норм. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение правил и норм в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте 6-7лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, где были, что видели. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети пытаются контролировать действия друг друга, указывают, как должен вести себя то или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнерам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста роле для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем. Вместе с тем, согласование действий, распределение ролей чаще всего возникает по ходу самой игры.
К шести голам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребенок хорошо знает основные цвета, имеет представление об оттенках; может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 6—7 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 20 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все еще несовершенно: неточная ориентация во временах года, днях недели.
Внимание детей становится все более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25-30 со взрослыми. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки.
В 6-7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертеже и т.п.). к наглядно-образному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. Задания, которые можно решить без практических про, ребенок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.
В кружке занимаются дети подготовительной группы детского сада. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.
Срок реализации – 1 год.
Количество часов – 36 часов.
Режим образовательной деятельности
Механизм реализации программы «Лимерики» предусматривает проведение мероприятий с дошкольниками в рамках календарного плана. Программа рассчитана на один год. Совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей подготовительной группы. Продолжительность занятий – 25-30 минут.
Целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- Обладает развитым воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.
- Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей интереса к самостоятельному словотворчеству, развитие творческих способностей.
Задачи:
- Формировать чувствительности к слову;
- Формировать фонематического слуха;
- Формировать умение автоматизировать и дифференцировать звуки;
- Формировать умение работать над слоговой структурой слога, над заданной рифмой и ритмом;
- Формировать умение самостоятельно разбираться в жанровых особенностях произведений;
- Автоматизировать мыслительную деятельность детей;
- Формировать интерес к самостоятельному словотворчеству.
Данная предметная область интегрируется по содержанию с другими образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие:
Рассматривание иллюстраций, дидактические игры, ТРИЗ игры, конкурсы
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование, самостоятельное словотворчество.
Основные виды организованной деятельности
Образовательный процесс состоит из четырех видов деятельности:
- Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
- Коллективная работа – коллективное словотворчество.
- Самостоятельное словотворчество.
- Практическая отработка умений и навыков (дидактические игры, лото, ТРИЗ игры, кольца Луллия).
- Содержание программы
Учебный план 2022 – 2023 года обучения
Основные темы, предусмотренные программой
раздел | Общее количество часов |
стихосложение | 14 |
лимерики | 5 |
Работа с признаками объектов | 6 |
Жанр сказки | 7 |
Работа с загадками | 4 |
Взаимодействие участников образовательных отношений:
Участниками образовательных отношений являются дети, родители, педагог.
Работа с родителями
- Беседы.
- Памятки
- Совместные занятия с детьми.
Содержание учебного плана
дата | тема | цель | задачи | Методы и приемы |
Сентябрь, 1 нед. | Чистоговорки. | Ознакомление с понятием чистоговорка | Формировать умение правильно подбирать рифму по заданному окончанию. Упражнять в умении дифференцировать парные звуки. Обогащать активный словарный запас. | Договаривание последнего слова в строке, определение рифмующихся слов, самостоятельное составление детьми чистоговорок |
2 нед. | Дразнилки. | Формирование навыков подбора звучащего слова к объекту | Ознакомить с примерами дразнилок. Развивать интерес к устному народному творчеству (дразнилки). Развивать чувство юмора, творческую фантазию. | ТРИЗ игра «дразнилки», чтение воспитателем примеров дразнилок из УНТ, самостоятельное словотворчество детей |
3 нед. | Загадки-складки. | Формирование умения составлять загадки по заданному признаку | Дать понятие загадки. Формировать умение самостоятельно составлять загадки, используя характерные признаки предмета. Развивать ассоциативное мышление. | Чтение и отгадывание загадок, характеристика объекта по основному признаку, д/и «Кто такой?» |
4 нед. | Понятие – рифма. | Ознакомление с понятием «рифма» | Ознакомить с понятием «рифма». Вызвать интерес к звучащему слову. Развивать умение слышать окончания слов. | Объяснение воспитателем понятия рифма, чтение детских стихотворений, нахождение в них рифмующихся слов, игры с картинками «Разложи по парам» |
Октябрь, 1 нед. | Рифма. | Формирование умения подбирать рифму к заданному слову | Упражнять в умении подбирать рифму к заданному слову. Развивать фонетический слух. | ТРИЗигра с кольцами Луллия «Одинаково звучим», д/и «Произнеси…» |
2 нед. | Рифма. | Закрепление умений подбирать рифму | Формировать умение самостоятельно подбирать пары слов с одинаковым окончанием. Дать понятие «ударный» слог. Формировать умение «скандировать» рифмованный текст. | Д/и «Незнайка и Цветик», д/и «Исправь рифму», игровое упражнение «Я начну, а ты закончи» |
3 нед. | Двустишья. | Ознакомление с понятием «ритмический рисунок» | Формировать умение составлять ритмический рисунок к заданным отрывкам из стихотворений. Развивать умение автоматизировать и дифференцировать звуки. Научить находить ударный слог, его местоположение. | Работа с двустишьями из русских народных сказок и потешек, придумывание двустиший, д/и «Рифма потерялась» |
4 нед. | Двустишья. | Закрепление умений по составлению двустиший | Формировать умение работать со слоговой структурой слова. Упражнять в согласовании слов в рифмах. Развивать словотворчество. | Составление схемы двустишия, определение уларного слова в словах, д/и «Прохлопай двустишие» |
Ноябрь, 1 нед. | Буриме. | Ознакомление с понятием «буриме» | Дать понятие «буриме». Развивать фонетический слух. Познакомить с примерами «буриме». | Объяснение воспитателем понятие буриме, составление схем буриме, коллективное словотворчество |
2 нед. | Буриме. | Закрепление умений самостоятельно составлять «буриме» | Развивать навыки работы со звучащим словом. Упражнять в умении составлять четверостишья по заданным рифмам. Вызвать интерес к чтению. | ТРИЗигра «Я беру тебя с собой», «Ты мой друг», самостоятельное составление детьми буриме |
3 нед. | Знакомство с лимериками. | Ознакомление с понятием «лимерики» | Познакомить с творчеством Эдварда Лира. Развивать чувство юмора. Вызвать интерес к рифмованному тексту. | Чтение стихотворений из творчества Эдварда Лира, кодировка лимериков, д/и «Хорошо-плохо» |
4 нед. | Схема построения лимериков. | Ознакомление со схемой построения «лимериков» | Развивать умение составлять ритмический рисунок стихотворения. Развивать умение составлять схему рифмованных окончаний. Формировать интерес к звучащему словотворчеству. | ТРИЗигра «Перевертыши», коллективное составление лимериков по заданной схеме, ТРИЗигра «Я беру тебя с собой» |
Декабрь, 1 нед. | «Лимеристические» выводы. | Формирование умений составлять юмористические выводы к рифмованному тексту | Научить отмечать вывод в «лимериках». Формировать умение самостоятельно подбирать вывод к заданному тексту. Развивать чувство юмора, ассоциативное мышление. | Коллективное составление лимериков, подбор юмористических выводов к заданным лимерикам, рисование иллюстрации к лимерику |
2 нед. | Работа над звучащим словом. | Стимулирование детей к самостоятельному словотворчеству | Развивать поэтический слух. Формировать умение понимать особенность жанра «лимериков». Развивать способность видеть красоту русского языка. | Самостоятельное составление детьми димериков, хигра м/п «Про пана Трулялянского» |
3 нед. | Коллективное творчество. | Осмысление образных выражений | Дать понятие «переносный смысл». Развивать способность улавливать музыкальность стихотворного текста. Формировать умение коллективно делать лимеристический вывод к заданному стихотворению. | Подбор образных выражений к словам , д/и «Какой, какая, какое», ТРИЗигра «Да-нетка» |
4 нед. | Коллективное творчество. | Работа над составлением лимериков | Учить понимать содержание стихотворений. Развивать умение видеть юмористический смысл и несоответствия в стихотворном тексте. Формировать умение коллективно составлять лимерики по заданной теме. | Составление лимериков на заданную схему, составление лимериков по заданной схеме», ТРИЗигра «Теремок» |
Январь, 2 нед. | Самостоятельное составление стихотворений по заданным рифмам. | Формирование умений самостоятельно составлять стихотворный текст по заданным рифмам | Тренировать в умении составлять стихотворение по заданной рифме. Формировать умение использовать средства интонационной выразительности. Воспитывать способность чувствовать и понимать образность и выразительность стихотворного текста. | Д/и «Прохлопай ритм», д/и «Новое имя», составление схемы стихотворения вместе с воспитателем |
3 нед. | Самостоятельное составление стихотворений на заданную темы. | Закрепление умений самостоятельно составлять стихотворения на заданную тему. | Развивать интерес к звучащему словотворчеству. Тренировать в умении работать со слоговой структурой слова. Формировать интерес к родному языку, его выразительности, точности, мягкости. | Самостоятельное составление детьми стихотворений, миниконцерт «Мое стихотворение» |
4 нед. | Составление книжки-малышки | Итоговое оформление самостоятельного творчества детей | Вызвать чувство гордости за проделанную работу. Познакомить со структурой книжки-малышки. Стимулировать к дальнейшему словотворчеству. | Совместное выполнение работы по составлению книжки-малышки, знакомство со структурой книжки, иллюстрирование книжки-малышки |
Февраль, 1 нед. | Признаки предметов | Ознакомление с понятием признак предмета | Дать понятие о том, что у каждого объекта есть признаки, его характеризующие. Активизировать словарный запас детей. Формировать лексико-грамматический строй речи. | ТРИЗ «Волшебник Наоборот»,д/и «Что мы видели», игры с кольцами Луллия |
2 нед. | Признаки предметов | Знакомство с признаками «цвет, размер, форма» | Познакомить детей с заданными признаками. Научить схематически обозначать эти признаки в словах, характеризовать слова по заданному признаку. Формировать основы системного мышления. | ТРИЗ «найди неприятеля», игровое упражнение «Человечек Цвет», знакомство со схематическими обозначениями признаков, самостоятельная характеристика предметов по нескольким признакам, |
3 нед. | Признаки предметов | Знакомство с признаками «материал, место, части» | Формировать умение самостоятельно подбирать схематическое обозначение к заданному признаку. Развивать умение характеризовать предмет по нескольким признакам, используя их схематическое изображение. Активизировать и пополнять словарный запас детей. | Игровое упражнение «Что без чего», лото «Из чего состоит?», игра с кольцами Луллия «Предмет и его часть» |
4 нед. | Признаки предметов | Знакомство с признаками «звук, высота, количество» | Тренировать в умении характеризовать предмет по нескольким признакам. Развивать логическое мышление. Формировать вариативность ответов в рамках заданного объекта. | Д/и «Что звучит?», п/и «Построй по росту», д/и «Сосчитай», коллективный подбор схем к заданным признакам |
Март, 1 нед. | Признаки предметов | Составление развернутой характеристики объекта | Обучить внешним ориентировочным действиям при характеристике объекта. Заложить основу для будущего рассказа. Заложить основу речевых средств для дальнейшего составления рассказа. | ТРИЗигра «Поезд», д/и «Узнай по описанию», д/и «Найди похожий по…» |
2 нед. | Признаки предмета | Составление сравнительной характеристики двух предметов | Формировать умение давать сравнительную характеристику предметов по нескольким признакам. Расширять словарный запас. Развивать лексико-грамматический строй речи. | ТРИЗигра «О чем я говорю», сравнительная характеристика двух объектов по заданным признакам |
3 нед. | Жанр сказки | Ознакомление детей с особенностями жанра сказки | Дать понятие «сказка». Познакомить детей с жанровыми особенностями сказки. Формировать умение находить в заданном тексте «завязку, кульминацию, развязку». | Чтение воспитателем сказки «Теремок», выявление на ее основе характерных признаков сказки, объяснение воспитателем понятий «завязка, кульминация, развязка»,нахождение в знакомых сказках данных частей |
4 нед. | Жанр сказки. Главный герой. | Характеристика главного героя сказки | Познакомить детей с образными характеристиками ведущих героев сказки. Обогащать речь детей существительными с суффиксами уменьшения и увеличения. Формировать произвольность и вариативность мышления. | Кольца Луллия: игра «Герой и его качества», подбор существительных для характеристики героев с использованием суффиксов, д/и «Синонимы», д/и «Найди героя по описанию» |
5 нед. | Жанр сказки. Заветные слова. | Формирование умения выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты | Познакомить детей с образными выражениями, характеризующими героя сказки. Научить находить в тексте «волшебные» слова. Помочь овладеть приемом сравнения. | Чтение сказки «По щучьему велению», нахождение «заветных» слов в знакомых сказках, составление волшебных слов для оживления знакомых предметов ТРИЗигра «Я – волшебник» |
Апрель, 1 нед. | Жанр сказки | Составление коллективной сказки с заданными героями | Познакомить с приемом моделирования. Развивать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать интерес к словотворчеству. | Коллективное составление сказки с использованием кругов Луллия и схем объектов |
2 нед. | Жанр сказки | Составление сказки по заданной теме | Развивать умение моделировать сказку. Развивать фантазию, творческое мышление. Формировать умение составлять сказку, придерживаясь заданных правил. | Знакомство с «Волшебным домиком», составление сказки с использованием «Волшебного домика», ТРИЗ игра «Что было, что будет» |
3 нед. | Жанр сказки | Самостоятельное составление сказки | Формировать умение составлять сказку, используя полученные ранее знания. Развивать умение использовать обобщенные модели в работе над составлением сказки. Развивать образность речи детей. | Д/и «Чудеса в решете», ТРИЗ игра «Смысл волшебного имени», самостоятельное составление сказки детьми, рассказывание сказки |
4 нед. | Жанр сказки. Книжка-малышка | Расширение умений по самостоятельному словотворчеству | Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки. Закреплять умение придумывать связные рассказы, используя приемы моделирования, схематизации. Закреплять умение осмысливать характеры и поступки героев. | Чтение детьми сказок, составленных вместе с родителями, составление книжки-малышки, ее иллюстрирование |
Май, 1 нед. | Загадки | Ознакомление детей с жанром загадки | Познакомить детей с жанром загадки. Научить выделять в загадке составные части. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Чтение и отгадывание загадок из устного народного творчества, д/и «Найди отгадку», объяснение воспитателем схемы загадок |
2 нед. | Загадки | Формирование умений детей коллективно составлять загадки | Формировать способность детей выделять у объекта основные признаки. Познакомить детей с приемом составления загадок по «аналогии». Формировать интерес к словотворчеству. | Коллективное нахождение у объекта характерных признаков, ТРИЗ игра «Я возьму тебя с собой», коллективное составление загадок по схематическому изображению |
3 нед. | Загадки | Формирование у детей умений самостоятельно составлять загадки | Познакомить детей с приемом составления загадок по «противлению». Развивать наглядно-образное мышление. Формирование грамматических категорий. | Нахождение у объекта характерных признаков, знакомство с «Волшебником Наоборот», ТРИЗ игра «Ты мой враг», коллективное составление детьми загадок по схеме |
4 нед. | Вечер загадок | Закрепление у детей навыков составления загадок | Развивать ассоциативное, логическое мышление. Вызвать интерес к словотворчеству. Формировать умение соотносить прямое и переносное значение слов. | Самостоятельное составление загадок детьми, коллективное отгадывание, иллюстрирование загадок |
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Дети будут знать:
- Понятие рифма, ритм, ударение.
- Жанровые виды литературы.
- Специфику жанров литературы.
- Основные признаки предметов.
Дети будут уметь:
- Характеризовать объект по нескольким признакам.
- Подбирать рифму к заданному слову.
- Самостоятельно сочинять разные виды рифмованного текста – чистоговорки, буриме, рифмовки, лимерики.
- Самостоятельно ориентироваться в жанровых особенностях сказки, выделять ее главных героев, части, волшебную атрибутику.
- Самостоятельно сочинять сказки с помощью схем, кругов Луллия, «Волшебного домика».
- Самостоятельно сочинять загадки, используя схемы признаков объектов.
Ожидаемый результат – ребенок, ориентирующийся в многообразии жанров литературы, самостоятельно занимающийся словотворчеством, имеющий развитое «чувство языка», поэтический слух, умеющий интерес к звучащему слову.
Раздел 2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение: наличие необходимого освещения, рабочих мест (столов), водоснабжения, магнитно-маркерная доска, магниты, маркеры, круги Луллия, дерево Признаков, карточки признаков, схемы рифм.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- наглядные пособия, схемы, чертежи;
- методическая литература (технология ТРИЗ);
- детская литература.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Технология ТРИЗ Т. А. Сидорчук.
Мониторинг достижения планируемых результатов
Проводится один раз в год в конце года. Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х бальной системе:
Высокий – 3 балла.
Средний – 2 балла.
Низкий – 1 балл.
- Методические материалы
Используемые методики, методы и технологии (технология ТРИЗ Альтшуллер, Сидорчук), дидактические игры технологии ТРИЗ, методика начального стихосложения.
- Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | |
Количество учебных дней | 36 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2022 - 31.12.22 |
2 полугодие | 09.01.2023 - 31.05.2023 | |
Возраст детей, лет | 6-7 лет | |
Продолжительность занятия, час | 30 минут | |
Режим занятия | 1 раз /нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 36 | |
Список литературы
- Учимся творчеству. Сборник методических материалов ДОУ №4 г. Череповец. Ч. 2011.
- Тематический конструктор по формированию коммуникативной компетентности. Ч. 2011.
- В.М.Пашнина. Весело живем. Ростов-на-Дону. 2014.
- О.С.Ушакова. Придумай слово. ООО «Сфера». 2014.
- О.С.Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Творческий центр «Сфера». 2011.
- Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М. 2010.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Алёнка»
Утверждена Приказом заведующего МБДОУ д/с № 16 «Алёнка» городского округа Спасск – Дальний от 31.08.2022 г. №_190_ Принята решением педагогического совета МБДОУ д/с № 16 «Алёнка» городского округа Спасск Дальний (протокол от 31.08.2022 г. № 1) (протокол от 31.08.2022 г. № 1)
|
«Лимерики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
Для дошкольников 6 – 7 лет
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Подготовлена:
воспитателем Кравец Т.И.
г.о. Спасск-Дальний
2022 г.
Раздел 1 Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Вариативная образовательная программа «Лимерики» разработана в силу особой актуальности проблемы - создание условий для успешного освоения детьми пассивного словаря в словотворчестве.
Поступление ребенка в школу изменяет социальный статус его развития. Важно, чтобы этот период был тщательно подготовлен. Это, во многом, определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностью речевого общения. Активизация мыслительной деятельности детей, развития внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего развития дошкольников.
Большое значение для развития мышления и воображения детей имеет художественная литература. Она осуществляет воспитательное, познавательное и эстетическое развитие ребенка, обогащает его эмоции.
Необходимо научить детей понимать и любить художественное слово, научить применять полученные знания в самостоятельной деятельности. При работе над художественным словом необходимо использовать сказки, загадки, стихи. Это окажет на речь детей большое воздействие, побудит их к самостоятельному словотворчеству. Когда ребенок научится понимать и любить художественное слово, он будет применять полученные знания на практике.
Требуется обратить внимание и на «стиховое воспитание». Эту мысль высказывал К.Чуковский в своей работе «От двух до пяти», где он рассматривал обогащение речи именно в поэтическом аспекте. С.Маршак призывал бережно относиться к детскому словотворчеству. Но при этом детским словесным творчеством необходимо руководить, направлять его в нужное русло. Это будет способствовать развитию у детей чувства стиля, чувства ритма, художественного вкуса. При этом развитие словесного детского творчества нельзя рассматривать изолированно, независимо от восприятия литературных произведений.
Обучать сочинять необходимо осторожно, чтобы дети могли творить интересно и проявлять свой талант. Нужно учитывать индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Этому немало способствует система ТРИЗ, разработанная Т.С.Сидорчук.
Поэтический слух имеется у каждого ребенка, но чаще всего он находится в пассивном состоянии. И здесь необходимо руководство взрослых, чтобы научить детей использовать полученные знания при создании собственных художественных произведений.
Направленность программы – социально- гуманитарная. Данная вариативная программа направлена на формирование у детей умения пользоваться освоенными способами действия при создании собственных сочинений различных жанров, вызвала бы желание размышлять над словом, искать нужное слово, адекватное их замыслу.
Выполнение творческих заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова.
В современной системе образования четко обозначилось противоречие: общество предъявляет новые требования к речевому развитию детей, но при этом состояние речевого развития детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Поэтому необходимо искать новые формы и методы работы в данном направлении. На это и направлена данная вариативная программа.
Уровень освоения – стартовый.
Программа направлена на развитие инициативы и самостоятельности в творчестве ребенка.
Условия реализации программы: для реализации вариативной программы «Лимерики» созданы условия – материально-технические, психолого-педагогические, развивающая предметно-пространственная среда.
Срок реализации программы – 1 год.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы
Ребенок 6-7лет стремится познать себя и другого человека, начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 6-7 лет дошкольники осуществляют положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий.
В этом возрасте у детей формируется способность к саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те же требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых правил и норм. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение правил и норм в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте 6-7лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, где были, что видели. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети пытаются контролировать действия друг друга, указывают, как должен вести себя то или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнерам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста роле для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем. Вместе с тем, согласование действий, распределение ролей чаще всего возникает по ходу самой игры.
К шести голам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребенок хорошо знает основные цвета, имеет представление об оттенках; может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 6—7 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 20 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все еще несовершенно: неточная ориентация во временах года, днях недели.
Внимание детей становится все более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25-30 со взрослыми. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки.
В 6-7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертеже и т.п.). к наглядно-образному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. Задания, которые можно решить без практических про, ребенок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.
В кружке занимаются дети подготовительной группы детского сада. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.
Срок реализации – 1 год.
Количество часов – 36 часов.
Режим образовательной деятельности
Механизм реализации программы «Лимерики» предусматривает проведение мероприятий с дошкольниками в рамках календарного плана. Программа рассчитана на один год. Совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей подготовительной группы. Продолжительность занятий – 25-30 минут.
Целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- Обладает развитым воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.
- Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей интереса к самостоятельному словотворчеству, развитие творческих способностей.
Задачи:
- Формировать чувствительности к слову;
- Формировать фонематического слуха;
- Формировать умение автоматизировать и дифференцировать звуки;
- Формировать умение работать над слоговой структурой слога, над заданной рифмой и ритмом;
- Формировать умение самостоятельно разбираться в жанровых особенностях произведений;
- Автоматизировать мыслительную деятельность детей;
- Формировать интерес к самостоятельному словотворчеству.
Данная предметная область интегрируется по содержанию с другими образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие:
Рассматривание иллюстраций, дидактические игры, ТРИЗ игры, конкурсы
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование, самостоятельное словотворчество.
Основные виды организованной деятельности
Образовательный процесс состоит из четырех видов деятельности:
- Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
- Коллективная работа – коллективное словотворчество.
- Самостоятельное словотворчество.
- Практическая отработка умений и навыков (дидактические игры, лото, ТРИЗ игры, кольца Луллия).
- Содержание программы
Учебный план 2022 – 2023 года обучения
Основные темы, предусмотренные программой
раздел | Общее количество часов |
стихосложение | 14 |
лимерики | 5 |
Работа с признаками объектов | 6 |
Жанр сказки | 7 |
Работа с загадками | 4 |
Взаимодействие участников образовательных отношений:
Участниками образовательных отношений являются дети, родители, педагог.
Работа с родителями
- Беседы.
- Памятки
- Совместные занятия с детьми.
Содержание учебного плана
дата | тема | цель | задачи | Методы и приемы |
Сентябрь, 1 нед. | Чистоговорки. | Ознакомление с понятием чистоговорка | Формировать умение правильно подбирать рифму по заданному окончанию. Упражнять в умении дифференцировать парные звуки. Обогащать активный словарный запас. | Договаривание последнего слова в строке, определение рифмующихся слов, самостоятельное составление детьми чистоговорок |
2 нед. | Дразнилки. | Формирование навыков подбора звучащего слова к объекту | Ознакомить с примерами дразнилок. Развивать интерес к устному народному творчеству (дразнилки). Развивать чувство юмора, творческую фантазию. | ТРИЗ игра «дразнилки», чтение воспитателем примеров дразнилок из УНТ, самостоятельное словотворчество детей |
3 нед. | Загадки-складки. | Формирование умения составлять загадки по заданному признаку | Дать понятие загадки. Формировать умение самостоятельно составлять загадки, используя характерные признаки предмета. Развивать ассоциативное мышление. | Чтение и отгадывание загадок, характеристика объекта по основному признаку, д/и «Кто такой?» |
4 нед. | Понятие – рифма. | Ознакомление с понятием «рифма» | Ознакомить с понятием «рифма». Вызвать интерес к звучащему слову. Развивать умение слышать окончания слов. | Объяснение воспитателем понятия рифма, чтение детских стихотворений, нахождение в них рифмующихся слов, игры с картинками «Разложи по парам» |
Октябрь, 1 нед. | Рифма. | Формирование умения подбирать рифму к заданному слову | Упражнять в умении подбирать рифму к заданному слову. Развивать фонетический слух. | ТРИЗигра с кольцами Луллия «Одинаково звучим», д/и «Произнеси…» |
2 нед. | Рифма. | Закрепление умений подбирать рифму | Формировать умение самостоятельно подбирать пары слов с одинаковым окончанием. Дать понятие «ударный» слог. Формировать умение «скандировать» рифмованный текст. | Д/и «Незнайка и Цветик», д/и «Исправь рифму», игровое упражнение «Я начну, а ты закончи» |
3 нед. | Двустишья. | Ознакомление с понятием «ритмический рисунок» | Формировать умение составлять ритмический рисунок к заданным отрывкам из стихотворений. Развивать умение автоматизировать и дифференцировать звуки. Научить находить ударный слог, его местоположение. | Работа с двустишьями из русских народных сказок и потешек, придумывание двустиший, д/и «Рифма потерялась» |
4 нед. | Двустишья. | Закрепление умений по составлению двустиший | Формировать умение работать со слоговой структурой слова. Упражнять в согласовании слов в рифмах. Развивать словотворчество. | Составление схемы двустишия, определение уларного слова в словах, д/и «Прохлопай двустишие» |
Ноябрь, 1 нед. | Буриме. | Ознакомление с понятием «буриме» | Дать понятие «буриме». Развивать фонетический слух. Познакомить с примерами «буриме». | Объяснение воспитателем понятие буриме, составление схем буриме, коллективное словотворчество |
2 нед. | Буриме. | Закрепление умений самостоятельно составлять «буриме» | Развивать навыки работы со звучащим словом. Упражнять в умении составлять четверостишья по заданным рифмам. Вызвать интерес к чтению. | ТРИЗигра «Я беру тебя с собой», «Ты мой друг», самостоятельное составление детьми буриме |
3 нед. | Знакомство с лимериками. | Ознакомление с понятием «лимерики» | Познакомить с творчеством Эдварда Лира. Развивать чувство юмора. Вызвать интерес к рифмованному тексту. | Чтение стихотворений из творчества Эдварда Лира, кодировка лимериков, д/и «Хорошо-плохо» |
4 нед. | Схема построения лимериков. | Ознакомление со схемой построения «лимериков» | Развивать умение составлять ритмический рисунок стихотворения. Развивать умение составлять схему рифмованных окончаний. Формировать интерес к звучащему словотворчеству. | ТРИЗигра «Перевертыши», коллективное составление лимериков по заданной схеме, ТРИЗигра «Я беру тебя с собой» |
Декабрь, 1 нед. | «Лимеристические» выводы. | Формирование умений составлять юмористические выводы к рифмованному тексту | Научить отмечать вывод в «лимериках». Формировать умение самостоятельно подбирать вывод к заданному тексту. Развивать чувство юмора, ассоциативное мышление. | Коллективное составление лимериков, подбор юмористических выводов к заданным лимерикам, рисование иллюстрации к лимерику |
2 нед. | Работа над звучащим словом. | Стимулирование детей к самостоятельному словотворчеству | Развивать поэтический слух. Формировать умение понимать особенность жанра «лимериков». Развивать способность видеть красоту русского языка. | Самостоятельное составление детьми димериков, хигра м/п «Про пана Трулялянского» |
3 нед. | Коллективное творчество. | Осмысление образных выражений | Дать понятие «переносный смысл». Развивать способность улавливать музыкальность стихотворного текста. Формировать умение коллективно делать лимеристический вывод к заданному стихотворению. | Подбор образных выражений к словам , д/и «Какой, какая, какое», ТРИЗигра «Да-нетка» |
4 нед. | Коллективное творчество. | Работа над составлением лимериков | Учить понимать содержание стихотворений. Развивать умение видеть юмористический смысл и несоответствия в стихотворном тексте. Формировать умение коллективно составлять лимерики по заданной теме. | Составление лимериков на заданную схему, составление лимериков по заданной схеме», ТРИЗигра «Теремок» |
Январь, 2 нед. | Самостоятельное составление стихотворений по заданным рифмам. | Формирование умений самостоятельно составлять стихотворный текст по заданным рифмам | Тренировать в умении составлять стихотворение по заданной рифме. Формировать умение использовать средства интонационной выразительности. Воспитывать способность чувствовать и понимать образность и выразительность стихотворного текста. | Д/и «Прохлопай ритм», д/и «Новое имя», составление схемы стихотворения вместе с воспитателем |
3 нед. | Самостоятельное составление стихотворений на заданную темы. | Закрепление умений самостоятельно составлять стихотворения на заданную тему. | Развивать интерес к звучащему словотворчеству. Тренировать в умении работать со слоговой структурой слова. Формировать интерес к родному языку, его выразительности, точности, мягкости. | Самостоятельное составление детьми стихотворений, миниконцерт «Мое стихотворение» |
4 нед. | Составление книжки-малышки | Итоговое оформление самостоятельного творчества детей | Вызвать чувство гордости за проделанную работу. Познакомить со структурой книжки-малышки. Стимулировать к дальнейшему словотворчеству. | Совместное выполнение работы по составлению книжки-малышки, знакомство со структурой книжки, иллюстрирование книжки-малышки |
Февраль, 1 нед. | Признаки предметов | Ознакомление с понятием признак предмета | Дать понятие о том, что у каждого объекта есть признаки, его характеризующие. Активизировать словарный запас детей. Формировать лексико-грамматический строй речи. | ТРИЗ «Волшебник Наоборот»,д/и «Что мы видели», игры с кольцами Луллия |
2 нед. | Признаки предметов | Знакомство с признаками «цвет, размер, форма» | Познакомить детей с заданными признаками. Научить схематически обозначать эти признаки в словах, характеризовать слова по заданному признаку. Формировать основы системного мышления. | ТРИЗ «найди неприятеля», игровое упражнение «Человечек Цвет», знакомство со схематическими обозначениями признаков, самостоятельная характеристика предметов по нескольким признакам, |
3 нед. | Признаки предметов | Знакомство с признаками «материал, место, части» | Формировать умение самостоятельно подбирать схематическое обозначение к заданному признаку. Развивать умение характеризовать предмет по нескольким признакам, используя их схематическое изображение. Активизировать и пополнять словарный запас детей. | Игровое упражнение «Что без чего», лото «Из чего состоит?», игра с кольцами Луллия «Предмет и его часть» |
4 нед. | Признаки предметов | Знакомство с признаками «звук, высота, количество» | Тренировать в умении характеризовать предмет по нескольким признакам. Развивать логическое мышление. Формировать вариативность ответов в рамках заданного объекта. | Д/и «Что звучит?», п/и «Построй по росту», д/и «Сосчитай», коллективный подбор схем к заданным признакам |
Март, 1 нед. | Признаки предметов | Составление развернутой характеристики объекта | Обучить внешним ориентировочным действиям при характеристике объекта. Заложить основу для будущего рассказа. Заложить основу речевых средств для дальнейшего составления рассказа. | ТРИЗигра «Поезд», д/и «Узнай по описанию», д/и «Найди похожий по…» |
2 нед. | Признаки предмета | Составление сравнительной характеристики двух предметов | Формировать умение давать сравнительную характеристику предметов по нескольким признакам. Расширять словарный запас. Развивать лексико-грамматический строй речи. | ТРИЗигра «О чем я говорю», сравнительная характеристика двух объектов по заданным признакам |
3 нед. | Жанр сказки | Ознакомление детей с особенностями жанра сказки | Дать понятие «сказка». Познакомить детей с жанровыми особенностями сказки. Формировать умение находить в заданном тексте «завязку, кульминацию, развязку». | Чтение воспитателем сказки «Теремок», выявление на ее основе характерных признаков сказки, объяснение воспитателем понятий «завязка, кульминация, развязка»,нахождение в знакомых сказках данных частей |
4 нед. | Жанр сказки. Главный герой. | Характеристика главного героя сказки | Познакомить детей с образными характеристиками ведущих героев сказки. Обогащать речь детей существительными с суффиксами уменьшения и увеличения. Формировать произвольность и вариативность мышления. | Кольца Луллия: игра «Герой и его качества», подбор существительных для характеристики героев с использованием суффиксов, д/и «Синонимы», д/и «Найди героя по описанию» |
5 нед. | Жанр сказки. Заветные слова. | Формирование умения выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты | Познакомить детей с образными выражениями, характеризующими героя сказки. Научить находить в тексте «волшебные» слова. Помочь овладеть приемом сравнения. | Чтение сказки «По щучьему велению», нахождение «заветных» слов в знакомых сказках, составление волшебных слов для оживления знакомых предметов ТРИЗигра «Я – волшебник» |
Апрель, 1 нед. | Жанр сказки | Составление коллективной сказки с заданными героями | Познакомить с приемом моделирования. Развивать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Формировать интерес к словотворчеству. | Коллективное составление сказки с использованием кругов Луллия и схем объектов |
2 нед. | Жанр сказки | Составление сказки по заданной теме | Развивать умение моделировать сказку. Развивать фантазию, творческое мышление. Формировать умение составлять сказку, придерживаясь заданных правил. | Знакомство с «Волшебным домиком», составление сказки с использованием «Волшебного домика», ТРИЗ игра «Что было, что будет» |
3 нед. | Жанр сказки | Самостоятельное составление сказки | Формировать умение составлять сказку, используя полученные ранее знания. Развивать умение использовать обобщенные модели в работе над составлением сказки. Развивать образность речи детей. | Д/и «Чудеса в решете», ТРИЗ игра «Смысл волшебного имени», самостоятельное составление сказки детьми, рассказывание сказки |
4 нед. | Жанр сказки. Книжка-малышка | Расширение умений по самостоятельному словотворчеству | Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки. Закреплять умение придумывать связные рассказы, используя приемы моделирования, схематизации. Закреплять умение осмысливать характеры и поступки героев. | Чтение детьми сказок, составленных вместе с родителями, составление книжки-малышки, ее иллюстрирование |
Май, 1 нед. | Загадки | Ознакомление детей с жанром загадки | Познакомить детей с жанром загадки. Научить выделять в загадке составные части. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Чтение и отгадывание загадок из устного народного творчества, д/и «Найди отгадку», объяснение воспитателем схемы загадок |
2 нед. | Загадки | Формирование умений детей коллективно составлять загадки | Формировать способность детей выделять у объекта основные признаки. Познакомить детей с приемом составления загадок по «аналогии». Формировать интерес к словотворчеству. | Коллективное нахождение у объекта характерных признаков, ТРИЗ игра «Я возьму тебя с собой», коллективное составление загадок по схематическому изображению |
3 нед. | Загадки | Формирование у детей умений самостоятельно составлять загадки | Познакомить детей с приемом составления загадок по «противлению». Развивать наглядно-образное мышление. Формирование грамматических категорий. | Нахождение у объекта характерных признаков, знакомство с «Волшебником Наоборот», ТРИЗ игра «Ты мой враг», коллективное составление детьми загадок по схеме |
4 нед. | Вечер загадок | Закрепление у детей навыков составления загадок | Развивать ассоциативное, логическое мышление. Вызвать интерес к словотворчеству. Формировать умение соотносить прямое и переносное значение слов. | Самостоятельное составление загадок детьми, коллективное отгадывание, иллюстрирование загадок |
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Дети будут знать:
- Понятие рифма, ритм, ударение.
- Жанровые виды литературы.
- Специфику жанров литературы.
- Основные признаки предметов.
Дети будут уметь:
- Характеризовать объект по нескольким признакам.
- Подбирать рифму к заданному слову.
- Самостоятельно сочинять разные виды рифмованного текста – чистоговорки, буриме, рифмовки, лимерики.
- Самостоятельно ориентироваться в жанровых особенностях сказки, выделять ее главных героев, части, волшебную атрибутику.
- Самостоятельно сочинять сказки с помощью схем, кругов Луллия, «Волшебного домика».
- Самостоятельно сочинять загадки, используя схемы признаков объектов.
Ожидаемый результат – ребенок, ориентирующийся в многообразии жанров литературы, самостоятельно занимающийся словотворчеством, имеющий развитое «чувство языка», поэтический слух, умеющий интерес к звучащему слову.
Раздел 2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение: наличие необходимого освещения, рабочих мест (столов), водоснабжения, магнитно-маркерная доска, магниты, маркеры, круги Луллия, дерево Признаков, карточки признаков, схемы рифм.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- наглядные пособия, схемы, чертежи;
- методическая литература (технология ТРИЗ);
- детская литература.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Технология ТРИЗ Т. А. Сидорчук.
Мониторинг достижения планируемых результатов
Проводится один раз в год в конце года. Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х бальной системе:
Высокий – 3 балла.
Средний – 2 балла.
Низкий – 1 балл.
- Методические материалы
Используемые методики, методы и технологии (технология ТРИЗ Альтшуллер, Сидорчук), дидактические игры технологии ТРИЗ, методика начального стихосложения.
- Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | |
Количество учебных дней | 36 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2022 - 31.12.22 |
2 полугодие | 09.01.2023 - 31.05.2023 | |
Возраст детей, лет | 6-7 лет | |
Продолжительность занятия, час | 30 минут | |
Режим занятия | 1 раз /нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 36 | |
Список литературы
- Учимся творчеству. Сборник методических материалов ДОУ №4 г. Череповец. Ч. 2011.
- Тематический конструктор по формированию коммуникативной компетентности. Ч. 2011.
- В.М.Пашнина. Весело живем. Ростов-на-Дону. 2014.
- О.С.Ушакова. Придумай слово. ООО «Сфера». 2014.
- О.С.Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Творческий центр «Сфера». 2011.
- Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"
План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"...
Программа кружка по развитию речи «Ладушки»
Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"
Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста
Пояснительная записка «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начи...
