Статья "Скороговорки в развитии речи дошкольников младшего, среднего и старшего возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)
Материал может быть использован для проведения занятий по развитию речи, также во время досуговой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 316.17 КБ |
Предварительный просмотр:
"Скороговорки в развитии речи дошкольников младшего,
среднего и старшего возраста"
Скороговорки играют важнейшую роль в развитии речи детей от 3 до 7 лет.
Изначально скороговорки были придуманы не для развития речи, а для развлечения, но со временем их функция изменилась.
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Короткие рифмованные фразы - это упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые намеренно затрудняют произнесение слов.
Они развивают речевой слух, внимание, память, а также мышление и фонематическое восприятие — перед тем, как произнести скороговорку, её необходимо послушать, запомнить, осмыслить слова и словосочетания.
Скороговорки развивают речевой аппарат — делают его более подвижным, что необходимо для правильного звукопроизношения, что является основной задачей при формировании грамматически правильной речи дошкольников. Ребенок также учится не только говорить красиво, но и слушать собственную речь. Это очень полезно и пригодится и в школе.
Занятия со скороговорками для дошкольников проводят в игровой форме.
Виды скороговорок:
-короткие и длинные
-рифмованные и нерифмованные
-весёлые и грустные
-со смыслом и без смысла
Для ребят младшего возраста 3-4 года - рекомендуется начинать знакомство с коротких и простых для понимания скороговорок.
Для постоянного и ежедневного разучивания рекомендуются следующие скороговорки:
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Дом у дуба, дуб у дома.
Из кузова в кузов
Шла перегрузка арбузов.
Три вороны спозаранку
подрались из-за баранки.
Слева пруд и справа пруд,
Гуси-лебеди плывут.
Проворонила ворона воронёнка.
Мишура-ра-ра-ра – рада ёлке детвора!
Течёт речка, печёт печка.
Глядит кот, как дождик идёт.
Коси коса, пока роса.
Лиса, лисонька, лиса.
Всему лесу я краса.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
В огороде старика
Репка выросла крепка
Я бродил один у горки,
Собирал скороговорки.
Детям более старшего возраста с 5 лет можно переходить к более длинным скороговоркам:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобю жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Глазастые газели
Газеты проглазели.
Газеты, что с прогнозами,
Грозят газелям грозами.
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Встретил в чаще еж ежа,
— Как погода, еж?
— Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
Везет Сенька Саньку
с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног,
Соньку в лоб, все — в сугроб.
Лёня лез по лесенке,
Срывал Лёня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Лёня с лесенки.
Ткачи ткали ткани
На платье Тане.
Три миллиона лимонов
Для миллиона хамелеонов.
Опять пять ребят
Нашли у пенька пять опят.
Выбор скороговорки — начинать нужно с простых, коротких рифмованных скороговорок, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.
Скороговорки - своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания.
Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.
Чем полезны скороговорки для детей?
Помогают улучшить дикцию и артикуляцию.
Речь становится более чёткой, выразительной, разборчивой и понятной. Даже если ребёнок торопится, слова необходимо произносить правильно, не проглатывая окончания.
Совершенствуют понимание речи.
Каждое слово нужно осмыслить, понять связь между словами и их значением. Для усвоения большого количества информации в будущем это очень полезный навык.
Как учить скороговорки?
1. Сначала вы произносите вслух ребёнку скороговорку, а только потом приступаете к её разучиванию.
2. Произносим скороговорку с чувством, с толком, медленно и чётко, разбивая на слоги. Во время этого этапа очень важно произносить все звуки правильно. Если у ребёнка пока нет в речи какого-то звука, лучше отложить эту скороговорку на потом, иначе переучить будет очень сложно. Обращаем внимание на каждое слово, его окончание. Проглатывать ничего нельзя.
3. После того, как ребёнок безошибочно может повторить скороговорку, приступаем к следующему этапу. Учим его произносить её без голоса. Важно, чтобы в это время работали только губы, язык и зубы. Активная артикуляция. Никакого шёпота.
4. Учимся произносить всё то же самое, но шёпотом. Снова подключаем активную артикуляцию.
5. Теперь пробуем произнести скороговорку вслух, не торопясь.
6. Тренируемся произносить скороговорку разными интонациями: утвердительно, вопросительно, восклицательно, радостно, грустно, с удивлением, различными голосами и т. д. Можно попробовать спеть скороговорку, подключите движения, мяч, скакалку.
7. Ну и последний этап: произносим скороговорку вслух, постепенно наращивая темп.
Если ребёнок (или взрослый) сможет трижды без ошибок произнести скороговорку, то он всё сделал верно.
Чистое ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь - прежде всего заслуга семейного воспитания.
статью подготовила
Елена Курзаева
сентябрь 2025
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование речи дошкольников младшего (среднего, старшего) возраста»
Конспекты занятий по лексической теме "Лето", для детей второй младшей, средней, старшей логопедической группы....

Игры по развитию речи. Младший, средний и старший возраст
Игры по развитию речи младший , средний и старший возраст....

Развитие речи дошкольников младшего возраста
Всем памятны вещие строки, которые написал Лев Толстой о самых первых годах своей жизни:«Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю ост...
ЛЭПбук по развитию речи детей младшего, среднего возраста. "Речевичок"
ЛЭПбук для работы во время НОД, во время индивидуальной работы с детьми, а также работы с подгруппами...

Доклад по теме: "Пластилинография как средство развития речи дошкольников младшего возраста".
Как же пластилинография влияет на развитие речи детей младшего возраста...

Презентация на тему: "Пластилинография как средство развития речи дошкольников младшего возраста".
Что такое пластилинография? Какую роль она играет в развитии речи детей младшего возраста? ...
Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста
Речь – одна из важных линий развития ребенка.Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых ( и прежде всего от родителей), т.е ...


