Семинар-практикум логопеда для педагогов по речевому развитию дошкольников
методическая разработка по развитию речи
Сотрудничество и тесное взаимодействие логопеда с воспитателями повышает эффективность работы по развитию и коррекции речи детей. Семинар -практикум был создан и проведен именно с этой целью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 «Кристаллик»
Семинар-практикум по речевому развитию
«Правильная речь ребенка – приоритетная задача современного педагога»
План семинара:
- Теоретическая часть. Система работы по коррекции речи в ЧДОУ «Кристаллик»
1.1. Вступительное слово
1.2. Нормы развития речи для дошкольников
1.3. Система работы учителя-логопеда
1.4. Важность взаимодействия с родителями и воспитателями.
- Практическая часть. Применение эффективных методов коррекции речи воспитателями в группе.
Ход семинара:
- Выступление учителя-логопеда Варнавской В.В. «Система работы по коррекции речи в ЧДОУ «Кристаллик»
- Вступительное слово.
Речь -великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.
Р. Эмерсон
Добрый день, уважаемые педагоги! Начать сегодняшнюю встречу хотелось бы с актуальности темы речевого развития детей дошкольного возраста.
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей, Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша; позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенок. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
1.2. Нормы развития речи для дошкольников
Слайд 2 Таблица
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движения органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох произносится через рот по средней линии языка.
Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струн и приводит у искаженному произношению звуков.
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система – это не что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Недостатки речевого дыхания можно преодолеть :
- Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
- Выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме. И помним, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызывать головокружение, поэтому игры ограничиваем по времени 3-5 мин с перерывами.
Наиболее типичные возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующее:
1.Согласные звуки произносятся смягченно : «Сюлоськи» (чулочки), «тюль» (стол), «зубы», «скомееська» (скамеечка).
Значительно реже, но все таки наблюдаются обратные явления – замена мягких фонем твердых: «тота» (тетя), «мыська» (мышка), Луба (Люба).
2.Большинство детей не произносят шипящих фанем ш, ж, ч, щ и заменяет их на обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), 2зук» (жук), «нозик» (ножик), «девоська» (девочка), «сетка» (щетка).
3.Дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба), или заменяют его другими звуками : л, л, в, Й: «колова» (корова), «лот» (рот), «леза» (роза), «кавман» (карман), «Йак» (рак):
4.Звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «таль» (сталь). Нередко л заменяется й: «туй» (стул), «той» (стойл), «йампа» (лампа);
5.Звуки г,ч,х или отсутствуют или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).
Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «цыпенок» (цыпленок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апильсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).
Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем- пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.
1.3. Система работы учителя-логопеда
Но если проблемы остаются, они требуют грамотного подхода и системной работы со специалистом, учителем-логопедом.
Система работы по коррекции звукопроизношения, которой я придерживаюсь, включает:
- Обследование речи детей (определяю фонематический слух, состояние языка, губ, готовность артикуляционного аппарата и т.д.);
- Заполнение речевой карты;
- Встреча и разговор с родителями (обсуждение выявленных проблем, оговаривание периодичности занятий и сроков исправления речевых нарушений);
- Составление индивидуального плана для ребенка (подбор упражнений, введение в работу специальной рабочей тетради)
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж подушечек пальцев рук, упражнения и игры на укрепление мелкой моторики)
- Постановка звука (выполнение упражнений для языка, для губ, массаж языка, тренировка воздушной струи - дыхательная гимнастика, работа с зондами, шпателями и т.п.) Практика с воспитателями
- Отработка звука (фонематическая зарядка, речевые игры на закрепление звука «Доскажи словечко», «Подними руку, когда услышишь звук …», «Узнай звук», «Найди слова с заданным звуком в сказке»)
- Автоматизация звуков в слогах, в словах, во фразах и словосочетаниях, текстах, скороговорках, поговорках, считалках.
- Итоговое занятие в присутствии родителей.
Такая система работы дает довольно быстрый и хороший результат.
(видео ролики с занятий детей)
1.4. Важность взаимодействия с родителями и воспитателями.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости и серьезность ее должны осознавать и родители и педагоги.
Возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т.е. родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Советы родителям:
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; Машенька будет мням-мням», «Давай наденем колготоски»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком.
Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Советы воспитателям:
- Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной.
- Подавать ребятам образец грамотной красивой речи.
- Иметь в арсенале большое количество речевых игр, в том числе направленных на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
- Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Занимать позицию «глаза-в-глаза».
- Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществят в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом ( з-песенка комара, с-песенка водички, ж-жужжание жука, пчелы, р- работа мотора самолета, автомобиля, ш- шипение сердитого гуся и т.п).
Большой эффект дает использование шуток –чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са,СА,СА-хитрая лиса», «Ра,ра,ра-высокая гора», «Ку,ку,ку-кукушка на суку» и др.)
Также прием звукоподражания полезно применять во время чтения детям литературных произведений. Так, например, дети, как лошади, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают как часики, мяукают как кошки, и т.п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь), большой колокол (дон-дон-дон).
- Практическая часть. Применение эффективных методов коррекции речи воспитателями в группе.
- Самомассаж подушечек пальцев рук « Дети любят всех зверей»
Самомассаж «Щелчки»
- Речь с движениями «Снегири»
- Симметричное рисование.
- Работа с разными видами круп.
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что так же очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии. Успешная работа педагогов по исправлению недостатков звукопроизношения у детей также повышает уровень удовлетворенности родителей качеством оказываемых образовательных услуг, рейтинга нашего заведения и нашего личного рейтинга, как педагогов.
Отзывы родителей –видео.
Спасибо за внимание!
Возможность педагогам высказать свое мнение, поделиться впечатлениями от семинара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных групп «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных группДеловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников»«Чем лучше человек мыслит, тем лучше говорит»...
Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...

Семинар-практикум " Теневой театр, как инновационный метод речевого развития дошкольников"
взаимодействие с педагогами...

Семинар-практикум на тему "Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"
Лекция для педагогов по данной теме. Игры ТРИЗ с педагогами....
Семинар-практикум для воспитателей ДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателейДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»...

Семинар-практикум для воспитателей "Технология СКРАЙБИНГ для речевого развития дошкольников"
Цель: Технология СКРАЙБИНГ для речевого развития дошкольниковЗадачи:Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в создании условий для речевого развития детей с помощью технологии ...

Семинар-практикум для родителей «Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы»
Семинар-практикум для родителей«Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы»...
