Развитие способностей к различию и названию цветов спектра у средних дошкольников при помощи цветовых схем для игры на ксилофоне
статья по развитию речи (средняя группа)

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития и формирования фонематического слуха, где цвет играет важную роль в отражении предметного мира и звуковой культуры речи, а музыка в развитии сенсорных восприятий.

В статье представлен метод, направленный на развитие у детей среднего дошкольного возраста навыков различения и называния цветов спектра с использованием цветовых схем, интегрированных в игру на ксилофоне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие способностей к различию и названию цветов спектра у средних дошкольников при помощи цветовых схем для игры на ксилофоне

Аннотация: Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития и формирования фонематического слуха, где цвет играет важную роль в отражении предметного мира и звуковой культуры речи, а музыка в развитии сенсорных восприятий.

Ключевые слова: Цветовосприятие, цвет, чувство цвета, цветовая схема, способность к различию и названию цветов спектра, восприятие

Анализ научной и методической литературы позволяет сделать выводы, что вопрос развития сенсорики цветового восприятия музыкального материала и развитие сенсорных функций изучен недостаточно широко. Вместе с тем, результаты исследований показали, что дети могут путать названия похожих цветов, усвоение эталонов цвета влияет на развитие восприятия, но может закреплять нормативность. Поэтому, необходимо расширять эталоны восприятия, чтобы обогатить речь и дать возможность получать эстетическое наслаждение.

Существует противоречие между интересом к взаимосвязи музыки и цвета и недостаточной изученностью этой проблемы в дошкольном образовании. Актуальность нашего исследования была связана с изучением развития способностей средних дошкольников различать и называть цвета спектра и их оттенков.

Восприятие цвета у детей развивается постепенно. Сначала они различают теплые цвета (красный, оранжевый, желтый), затем холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Дошкольники соотносят цвета с окружающими явлениями, а также, учитывают связь цвета с образом предмета (зеленый - трава). В три года дети знают 2-3 основных цвета, к четырем - 4-5, к 5 годам дети способны различать основные цвета и оттенки, но могут испытывать трудности с их называнием [1].

Обогащение цветовосприятия и цветоразличения ребенка необходимо развивать последовательно. Этому способствуют музыкальные дидактические игры, которые помогают выделять, называть, сравнивать и группировать цвета.

На производственной практике в МБДОУ «Детский сад № 295» г.о. Самара нами было замечено, что дети средней группы стараются избегать употребления в речи сложных в произношении цветов (фиолетовый, оранжевый, зеленый, синий) и оттенков цветов (сиреневый, бежевый, салатовый, бирюзовый) [2]. С целью выявления уровня развития способностей к различию и названию цветов спектра мы подобрали комплексную диагностику, автора Урунтаевой Галины Анатольевны состоящая из четырех серий.

Целью заданий было: изучить уровень сформированности элементарных цветовых представлений детей на констатирующем этапе исследования.

Комплексное исследование позволяет сделать диагностирование по 4 сериям, которые определяют разные стороны развития словаря прилагательных у средних дошкольников: умение соотношения цветов; умение размещать цвета по образцу; умение находить правильный цвет; умение различать цвета.

Результаты диагностики показали, что у 60% детей средней группы низкий уровень способностей к различию и названию цветов спектра.

С целью повышения уровня развития цветовых представлений у детей среднего дошкольного возраста нами были разработаны упражнения с применением музыкального инструмента. Представим некоторые из них:

#1054;бучения игре на ксилофоне с использованием цветов:

При помощи цветовых маркеров-наклеек, соответствующих цветам спектра, обозначают клавиши ксилофона для облегчения ориентации на музыкальном инструменте. Цель упражнения– развитие навыков чтения нот с произношением сложных цветов.

#1048;спользование картинок с цветными полосками, соответствующих нотам.

Ребенок повторяет последовательность цветов на ксилофоне, называя цвета схемы. Цель упражнения - развитие визуального и музыкального восприятия с проговариванием сложных цветов.

#1052;узыкально-цветовая ассоциация:

Соотнесение каждого цвета спектра с нотой. Ребенок играет по цветовой схеме, повторяя звуки и называя цвета схемы. Цель упражнения - развитие слуха, музыкальных способностей и творческого мышления, активизация прилагательного словаря дошкольника.

4. Игра-поиск цветов:

Воспитатель дает указания: "сыграй фиолетовый, оранжевый, сиреневый цвет и проговори его название". Цель упражнения - развитие внимания, активизация прилагательного словаря дошкольника.

К каждому заданию нами были разработаны цветовые схемы, которые соответствуют мелодиям детских песен, поэтому дети выполняли упражнения с большим удовольствием. Эффективность данных упражнений в средней группе детей подтверждается тем, что они стали больше применять в речи названия сложных цветов спектра и их оттенков, четко проговаривать звуки в словах. В нашем исследовании мы планируем дополнить упражнения с применением современной методики «Фроссия» и провести формирующий эксперимент с подтверждением результативности исследования.

Литература:

#1060;едеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022г. № 1028) – М.: Сфера, 2023. 222с.

#1041;оякова Е.В., Уварова М.Л. Организация современной инклюзивной образовательной среды с использованием пособия «Фроссия»: методическое пособие для психолога, логопеда, воспитателя.-М.: Линка-Пресс,2016. 111с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на развитие способности у детей воображения. Название занятия: «Солнышко улыбается».

Возраст детей младшая группа.Занятия составила и провела Жидкова Е. И...

Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся»

Данный проект подразумевает создание создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности, а также рекомендует применое планирование образовательной деятельности по развива...

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...

Проект по выявлению и развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Талантливый дошкольник – путь к успеху» на 2020/2021 учебный год

Проектпо выявлению и развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ«Талантливый дошкольник – путь к успеху» на 2020/2021 учебный год...

Проект по выявлению и развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОО «Талантливый дошкольник - путь к успеху»

Проектпо выявлению и развитию способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОО«Талантливый дошкольник - путь к успеху»...

Педагогический проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников с помощью развивающих игровых технологий «Играй и развивайся» в 2022-2023 учебном году

Паспорт проектаНазвание проекта «Играй и развивайся».Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое.Вид проекта:...